Елена СРЕДА
Всенародное достояние пустили в тираж: у «Медовой с перцем» от Nemiroff
появились двойники. И даже тройники. И даже... Cловом, шесть компаний-побратимов
за алкогольным рынком решили не мудрствовать лукаво, а лукаво совершили — назвали
свою продукцию в честь сладостно-горькой немировской водки. Так повело себя: хорошие
идеи у нас не залеживаются. Их пробуют на вкус, прикидывают на глаз, примеряют
на себя. А то и начинают поносить. Вот и с «Медовой с перцем» так: взяли
и ныне за эксклюзивной выкройкой шьют ширпотреб и вешают на него фирменный лейбл.
Целиком возможно, что качественно шьют — не будем спорить. А лучшее спросим у
подражателей: поскольку уже родили свое дитя, зачем ему давать соседскую фамилию?
И вдобавок такую фамилию еще заслужить надо...
Чудо водочной техники, «Медовую с перцем», придумали еще в апреле
1998 года — так вот, ныне она пятилетний юбиляр. Заправить перец медом догадался
директор Немировского спиртозавода Степан Глусь: «Тогда, 1998 года, мы
были на конференции в Болгари: пили вино, а разговаривали, ясная вещь, о водке — и ко мне тогда пришла идея». Возвратились, попробовали сделать — понравилось.
Три месяца проверяли вкус, рассчитывали рецептуру и выдали на-гора то, что никому
до сих пор и по мнению не спадало — эксперты концерна «Укрспирт» подтвердили:
компания в самом деле сделала такое, что не имеет аналогов.
Nemiroff сразу подал заявку на регистрацию за полной программой: на рецептуру,
этикетку, брэнд. С последним, правда, вышла загвоздка: слова, из которых составлено
название, считали общеупотребительными, и охранительного документа не дали.
Президент компании Nemiroff Яков Грибов понимает: за этот пунктик, наверное,
зацепятся конкуренты, доказывая свою правоту. Но если этот пунктик положить
на одну чашу весов, а все другие охранительные документы — на другую, Nemiroff
явным образом перевесит. Во-первых, на его стороне закон Украины «О защите
от недобросовестной конкуренции». Во-вторых, еще за времен Советского Союза
Украина присоединилась к изданной 20 марта 1883 года Парижской конвенции об
охране промышленной собственности. В-третьих, компания владеет свидетельством
на товарный знак, полученое еще 15 марта минувшего года. Арбитром в споре выступит
Антимонопольный комитет — сюда немировцы обратились с заявлением: ждут расследования,
защиты и справедливого вердикта.
«Это не просто столкнулись на рынке интересы конкурентов — накануне вступления
Украины в Мировую торговую организацию нарушаются нормы международного права,
принципы защиты интеллектуальной собственности», — заявляет Яков Грибов.
Здесь возразить тяжело: недобросовестная конкуренция не прибавляет положительных
штрихов к проевропейского образа Украины. «Медовая с перцем», наоборот,
в Европу уже интегрировалась и роскошествует там. И разве лишь в Европе? Страны
Содружества, Прибалтики издавна ее уважают. Вот недавно Соединенные Штаты привет
прислали. В виде регистрационного документа: ныне родная Honey Pepper в Америке
не просто временный житель, а напиток в законе. И в Мексике немировску водку
пьют, причем дамы, причем с удовлетворением, и еще и украинской текилою называют — так как острая, как все мексиканское. Вообще ныне Nemiroff ждет охранительные
документы на «Медовую с перцем» из свыше 70 стран, 19 государств уже
признали права целиком и полностью.
Так вот, лишь в своей родине нет пророка? Яков Грибов с прогнозами не спешит,
так как понимает: дело будет не просто — месяцы, а то и года минут в расследованиях
и исках. Возьмите для примера «Столичную»: марку еще в 60-х годах
минувшего столетия придумали, а запатентовали лишь через тридцать лет! По прогнозам,
в деле «Медовой с перцем» конкурентам прикажут потесниться — как минимум
убрать водку-клон из прилавков. Как максимум президент компании пророчить не
берется: поживем — увидим, могут быть суды, а можно и договориться по-товарищески.
К слову, Nemiroff будет защищать своего права не только в Украине — уже в скором
времени он собирается обратиться в суд Латвии — здесь «Медовую с перцем»
уже захищено охранительными документами.. Две латышских компании назвали свою
продукцию «Украинская водка «Медовая с перцем», и это также нарушение.
Сомнительно, что конкуренты отдадут без боя лакомый кусочек славы, завоеванной
«немировским» брэндом. «Если продукт стал успешным, и рынок ощутил
это, всегда обнаружатся те, кто с радостью к этому успеху присоединится: брэнд
начал стоить деньги, у него уже вложено свыше 10 млн., и цена продолжает возрастать, — разсуждает господин Грибов. — Мы не только придумали что-то новое, а и вывели
продукт на рынок, год в год его продвигаем — и получаем из рук конкурентов свою
же марку. Страдает прежде всего потребитель: это распыляет его внимание, вселяет
недоверие к нам». Наибольшее беспокойство немировцев вызывает то, что почитатели
крепких напитков разочаровываются в качестве. Совсем необязательно, что «Лжемедова
с лжеперцем» невкусная или замешанная на техническом спирте — конкуренты
также стараются марку держать, пусть и не свою. Ведь вещь в потому, что за рецептурой
дубликат «Медовой с перцем» — эта как морская свинка: и не свинка,
и не морская. Рецепт запатентован один, вырабатывает за ним водку лично автор
и разработчик — будьте ласковые учитывать на это. Хорошенькая было бы дело,
если бы «жигули» взяли и переименовали на «мерседесы» только
потому, что «немцы» лучшее расходятся на мировом рынке!
Пока суд и дело, пока Антимонопольный комитет лишь готовится приступить к делу,
Nemiroff продолжает борьбу на других участках фронта, тратя при этом немалые
средства. Бороться приходится не только с нечестными конкурентами, а и с откровенными
фальсификаторами — их на нашем ликеро-водочном рынке никогда не браковало. Как
они работают? Берут тару, лепят новую этикетку, навинчивают новую крышечку — и на рынок. «Что нужно для того, лишь бы бутылку нельзя было использовать
дважды? Очень просто: испортить бутылку заранее!», — раскрывает секреты
президент компании. Так и сделали: и на бутылку, и на колпачок лазером нанесли
дату и время изготовления — с точностью до минуты. Итак, для каждой бутылки
существует один-единый колпачок. Такой большой компании, как Nemiroff, лазерные
принтеры по карману, а маломощным нарушителям- нет. И это свое ноу-хау Nemiroff
обязательно запатентует. И будет бороться с фальсификаторами с двух сторон одновременно:
во-первых, будет контролировать тех, кто пользуется подобными методами защиты;
а во-вторых, будет давать потребителю уверенность, что тот покупает в самом
деле оригинальный продукт, выработанный Nemiroff. Но это начало совсем другой
истории...
А решение проблемы «Медовой с перцем» ждет в свое время: рано или
поздно защитой интеллектуальной собственности государству придется заниматься.
В свете принятых решений о вступлении в СОТ это время приближается более скорое,
чем кому-то хотелось бы. Итак, на водочном рынке движение началось. Какой рынок
будет следующей?
источник:
«Дзеркало Тижня», № 14 (439), квiтень 2003 року
полезный материал? Нажмите:
|