Иван ЧЕКМАН
Где властвует дух науки, там осуществляется великое и притом малыми средствами.
Н.Пирогов
В последнее время в нашем обществе живо обсуждается вопрос о необходимости реформирования
научной сферы. Авторы вносят разные предложения, некоторые из них заслуживают
серьезного изучения. В публикациях констатируются всем известные факты: недостаточное
количество выдающихся открытий, среди украинских ученых нет лауреатов Нобелевской
премии, наших ученых мало цитируют за границей и т.п. Часть авторов, обвиняя
во всех грехах Национальную академию наук, усматривают именно в ней причину
отсутствия прогресса в развитии научных исследований. Почти нет публикаций об
истинных причинах отставания исследований наших ученых от наработок их зарубежных
коллег.
Основные причины слабых научных результатов в Украине, на мой взгляд, следующие:
1. В свое время большевистская власть истребила интеллект нации как в городах,
так и в селах. Осталось чрезвычайно мало талантливых ученых, хороших хозяев
на плодородной украинской земле. Однако даже в сложное, трагическое время наши
ученые делали открытия всемирного значения. Вспомним работы по электросварке
(Е.Патон), селекции зерновых культур (В.Ремесло), созданию новых вычислительных
машин на основе исследований в теоретической и прикладной кибернетике (В.Глушков),
физиологии старения (В.Фролькис), синтезу новых химических фосфорорганических
составов (О.Кирсанов), исследованию восточных культур (А.Крымский), операции
на сердце (Н.Амосов), введение в медицинскую практику нового антидота унитиола
(О.Черкес) и многие другие. Открытия в космической области, нейрофизиологии,
электросварка в космосе, синтез новых кремнийорганических сорбентов и тому подобное
прославляют ученых Украины.
Приведу такой пример. В конце восьмидесятых — начале девяностых годов в научно-исследовательском
институте фармакологии и токсикологии МЗ Украины создан антидот против яда,
используемого как химическое оружие (к сожалению, не могу назвать ни яд, ни
антидот). При надлежащем финансировании и на современном научном оборудовании
за три-четыре года исследовательской работы можно разработать антидот не только
против диоксана, но и против других ядов. Теоретические предпосылки и ученые-токсикологи,
способные решить эти проблемы, в Украине есть.
2. Чтобы получить надлежащую отдачу от научных работников, им необходимо обеспечить
соответствующие условия для работы (научное оборудование, реактивы для проведения
исследований, вспомогательное оборудование, возможность внедрить изобретение
в производство и получить от этого не только моральное удовлетворение, но и
финансовое вознаграждение). Красноречивый пример. В 1971 году на базе Киевского
медицинского института (теперь — Национальный медицинский университет) проводился
съезд фармакологов Советского Союза. Мне пришлось быть свидетелем разговора
моего учителя, известного ученого, академика О.Черкеса с профессором из Венгрии
Г.Кнолем. Венгерский профессор, между прочим, сказал О.Черкесу: «Я один
из соавторов препарата но-шпа. Благодаря этому я стал миллионером». Академик
О.Черкес был соавтором эффективного препарата для лечения отравлений солями
ртути, кадмия, свинца, а также многих заболеваний — унитиола. По моему предложению,
руководство медицинского института обратилось в союзное Министерство медицинской
промышленности с просьбой установить О.Черкесу определенный процент дохода от
продажи унитиола. В ответе министерского чиновника говорилось, что он не должен
получать деньги за унитиол, поскольку ему причитается вознаграждение за этот
препарат по авторскому свидетельству (теперь — патенту). А оно равнялось целым
50 руб. Потому и неудивительно, что ни Советский Союз, ни Украина не продали
лицензии ни на один оригинальный медикамент. Нет таких препаратов. А какие медикаменты
выпускаем? Покупаем субстанцию (порошок или жидкость) известного зарубежного
препарата и готовим на отечественных фармацевтических заводах лекарственные
формы (таблетки, капли, мази). Это тоже хорошо, поскольку человек может купить
лекарства отечественного производства, а они более дешевые. Но, как вы понимаете,
при таком подходе к делу в Украине не будет оригинальных отечественных медикаментов.
3. Подготовка научно-педагогических кадров. Во времена царской России талантливых
молодых ученых командировали за счет государства на два-три года в научные центры
и университеты других стран, чтобы подготовить к профессорской деятельности.
За этот период молодой ученый досконально изучал немецкий, французский или английский
язык и писал докторскую диссертацию. Утверждаю, что за 42 года моей работы на
ниве фармакологии ни один молодой ученый-фармаколог не проходил стажировку за
границей. Большинство заведующих кафедрами фармакологии медицинских вузов Украины
не имели возможности быть делегатами европейских и международных конгрессов
по фармакологии. Это — наша беда.
4. Высшее образование в Украине имеет свои достижения и недостатки. Один из
недостатков — студент любого высшего учебного заведения не может учиться один
или два года в университете другой страны. Причина в том, что, например, экзамен
по глазным болезням или дерматологии, сданный на медицинском факультете в Сорбонне,
в Украине считается недействительным. Почему? Мы утверждаем, что Украина должна
присоединиться к Болонской декларации. Поэтому нужно немедленно менять законодательство
Украины о высшем образовании, создавать условия для получения знаний во всемирно
известных университетах.
5. В Украине создана своеобразная система организации научной деятельности.
Речь идет о Национальной академии наук. Есть ли похожие академии в других странах?
Бесспорно, есть. Но есть и иные структуры: научные центры, институты, лаборатории,
проводящие научные исследования на высоком уровне. Целесообразно привести следующий
исторический пример. В середине 30-х годов ХХ века президент США Ф.Рузвельт
учреждает в небольшом городке Бетезда (штат Мэриленд) национальный институт
здоровья, в котором предусмотрено создание теоретических лабораторий и клиник
с жильем для работников и общежитиями для стажеров. То есть были созданы комфортные
условия для научной деятельности. На сегодняшний день в этом институте здоровья
работает около десяти лауреатов Нобелевской премии. Финансирование указанного
научного института составляет почти 20 млрд. долл.
6. Почему украинские ученые выезжают за границу? Причин много. По моему мнению,
основные из них — невозможность в полной мере реализовать свои научные интересы
и низкая зарплата. Но считаю целесообразным подчеркнуть: не всегда молодого
ученого ожидают в другой стране успех и лавровый венок. Не все смогли найти
соответствующую работу по специальности, кто-то пережил горькое разочарование.
Поэтому лучше отдать свои знания и труд родному государству. Хорошо было бы,
если бы богатые люди Украины тоже сделали свой вклад в развитие науки. Известно,
что украинские меценаты (Терещенко, Симиренко, Ханенко) строили заводы, музеи,
гимназии, вкладывали деньги в строительство политехнического института и оборудование
его соответствующей аппаратурой. Семейство Рокфеллеров создало Институт рака,
известный своими исследованиями в этой тематике. Украинские миллиардеры, откройте
институт для лечения вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Ученые Украины
своими открытиями в вирусологии прославят свое государство и вас.
7. Лауреат Нобелевской премии, французский ученый в области физики атомного
ядра Ф.Жолио-Кюри подчеркивал: «Наука открывает тем, кто ей служит, грандиозные
перспективы. Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неминуемо
превращается в колонию». Поэтому обращаюсь к нашим руководителям, которым
украинский народ, в том числе ученые, предоставил большой кредит доверия на
выборах.
Уважаемые наши вожди! Зубилом и отверткой, серпом и молотом делать всемирные
открытия невозможно. Сделайте доброе дело для украинского народа. Издайте указ
о создании научного медицинского центра, выделите необходимое финансирование,
и тогда украинские ученые и врачи не только будут лечить больных на современном
уровне, но и прославят Украину отечественными открытиями.
полезный материал? Нажмите:
|