Сергей Ольшанский
Народный депутат Сергей Осыка, один из «первопроходцев» на пути вступления
Украины в ВТО, о возможности вступления Украины в Всемирную Торговую Организацию.
В последнее время в Украине практически невозможно найти высшего члена правительства
(включая Виктора Ющенко), что бы не стремился ускорить вступление Украины в
Европейский Союз, НАТО, Всемирную Торговую Организацию.
Учитывая на это, к ВТО — особое внимание. Лишь бы разобраться, готовая ли Украина
к вступлению в Всемирную Торговую Организацию или по крайней мере которые у
нее перспективы, мы обратились в народного депутата Украины Сергея Осыки.
Дело в том, что Сергей Осыка еще в 93-му официально начал присоединение Украины
к ВТО, как первый Представитель Правительства Украины в ВТО. На этой должности
он находился вплоть до 99-го. Кроме того, с 1994-го по 2000 год представлял
Украину на переговорах с руководством Большой Семерки и Большой Восьмерки по
разнообразным вопросам, например по вопросам закрытия Чернобыльской атомной
электростанции. Он заключал первые большие торговые соглашения Украины с Евросоюзом.
Он был одним из главных авторов первых, еще в УССР (1991 год) внешнеторговых
законодательных актов, некоторые из них работают и до сих пор. Итак
- В самом деле ли Украина готовая к вступлению в ВТО уже в этом году?
- К вступлению в ВТО уже в настоящем году Украина практически готовая. К экономическому
вступлению в ЕС — еще нет, хотя бы из-за отсутствия членства Украины в ВТО.
- Что конкретно означает «практически готовые»? Какие уже шаги сделали
и которых еще недостает?
- Рабочая группа ВТО по присоединению Украины, которая начала действовать с
1995 года, тщательно выучила все аспекты и компоненты торгового режима Украины.
Преобладающее их большинство Рабочая группа признала такими, что отвечают требованиям
ВТО. Это, в свою очередь, означает, что подавляющее большинство законодательных
актов Украины в торговой сфере, которые принимались с 1991-1992 лет и действуют
по сегодня, корреспондируются со принципам и правилам ВТО. За последние годы
заключено тридцать так называемых ВТОвских двусторонних протокола с разными
странами о взаимном облегчении доступ на торговый рынок и в отдельности аналогичный
протокол с Евросоюз как самостоятельным членом ВТО. Образно говоря, девяносто
процентов работы уже сделано.
- Что еще надо сделать, лишь бы решить проблему 10 процентов, которые остались?
- То же именно, что и в позапрошлом, и в минувшем году. То есть, чтобы Украину
приняли в ВТО в этом году, вопрос о вступлении Украины должен, в соответствии
с ВТОвской процедурой, попасть в повестку дня ее вышестоящего органа — Министерской
конференции, которая будет проходить в конце 2005 года в Гонконге. Но надо спешить,
так как составления этой повестки дня, насколько я осведомлен, официально заканчивается
где-то в середине мая.
- Это мы можем успеть?
- Можем. Для этого правительство должен внести в Верховную Раду законопроекты
относительно изменений в действующих Законах, нормы которых противоречат нормам
базовых соглашений ВТО. Кроме того, из этой же причины Правительства надо отменить
определенное количество Постановлений предыдущего Правительства. Это желательно
сделать к двадцатому марту.
- Чему именно к двадцатому марту?
- Дело в том, что в конце марта будет очередное заседание официальной Рабочей
группы ВТО относительно присоединения Украины. Все вопросы группа уже выучила.
Остались только некоторые вопросы принципиального для ВТО характера, именно
относительно соответствия законодательства. Поэтому, если Правительство хотя
бы зарегистрирует законопроекты и отменит некоторые Постановления, то есть сделает
конкретные действия, то это станет положительным, главное новым сигналом от
Украины. Тогда и на заседание желательно ехать на уровне не ниже министра экономики.
Если этого всего не будет, скажу откровенно: эффект работы нашей делегации будет
низким.
- А о каких, кстати, законах и постановлениях идется?
- Количественно их не так и много. За моей оценкой, это около десяти Постановлений
минувшего Правительства и около двадцати законопроектов. Более важная их качественная
сторона.
Если в двух словах, то речь идет об устранение явной дискриминации относительно
отдельных видов трейдеров при перевозке ими определенных товаров. Надо в конце
концов дать порядок и постоянному вмешательству государства у ценообразования.
Надо также восстановить, в особенности в сфере налогового законодательства,
нормальный режим торговли по правилу: если ограничиваем — то всех, если льготируем — то всех. Необходимо, кроме того, отменить искусственные ограничения на экспорт
отдельных видов товаров. Дать порядок часто безтолковым санитарным и фитосанитарным
процедурам при осуществлении экспортно-импортных операций.
- Насколько это сложно сделать?
- Своевременно, к началу заседания Рабочей группы ВТО, сложно. Новое Правительство
работает только месяц. Даже отмена старых постановлений — это время, процедуры,
работа. И вдобавок нужные одновременные одобрения новых Постановлений вместо
этих старих. Определенный пакет законопроектов это также, я Вам скажу, немалый
объем очень сложной работы.
Тем временем есть и положительные сигналы. Правительство только что внесло
в Верховную Раду законопроект о значительных системных снижениях очень большого
количества ввозных (импортных) тарифов на товары широкого потребления. К сожалению,
этот законопроект был проголосован не в целом, а только в первом чтении. Не
хватило всего девятнадцать голосов.
- А Ваша фракция как проголосовала?
- Фракция «Единая Украина» в полном составе сознательно поддерживала
этот законопроект, голосовала за его принятие и в первом чтении, и в целом.
Надеюсь, что мы к нему возвратимся на ближайшей сессионной неделе.
- Почему Вы, очень хорошо понимаясь на всех этих вещах, раньше молчали? Вы
же народный депутат!
- Никогда не молчал. Я работал. Например, прибавил немало усилий для одобрения
Верховной Радой двух Законов о противодействии легализации средства, полученных
преступным путем. Это Законы системы FATF. Ведь оставление Украины в «черном
списке» FATF полностью блокировало бы любые действия Украины в направления
ВТО.
Уже третий год на каждой сессии я делаю все возможное и невозможное, чтобы
провести наконец законопроект относительно защиты прав интеллектуальной собственности
соответственно требованиям одной из базовых ВТОвских соглашений — Соглашения
о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС-ВТО). Главное
за последние пять лет — я вместе со своими коллегами подготовил и выдал четырнадцать
разных учебников и специальных монографий из всех аспектов деятельности ВТО,
включая перевод всех базовых соглашений ВТО, начиная с ГАТТ-94, на украинском
языке. А это большая и для Украины уникальная база, на которой учатся студенты — будущие специалисты из ВТО и которую широко используют тысячи служащих соответствующих
органов власти, которая прямо или опосредствованно причастные к ВТОвскому процессу
Украины.
Только что внес на рассмотрение Верховной Рады Украины еще четыре законопроекта
именно из того неотложного перечня, о котором я говорил раньше, а именно: относительно
защиты национального товаропроизводителя со специальными мероприятиями и дополнительными
антидемпинговыми процедурами. А также проект новой редакции Закона «О внешнеэкономической
деятельности». Он действует, между прочим, до этого времени, а я его прописал
со своими коллегами еще в конце 90-го. Приняли его в апреле 1991 года, когда
УССР еще была в составе СССР.
- Значит, не так уже и мало законопроектов...
- Да, однако, должны это все сделать. Кстати, следует заметить, что их принятие
даст возможность снять последнюю, самою серезную проблему по ВТО, а именно заключить
ВТОвский протокол с США.
- Можно хотя бы сделать очередность? Ведь некоторые законопроекты наверное
являются важнейшими, остальные — менее важные?
- Естенственно. Один, наиболее так бы говорить «знаковый» — это законопроект
о защите прав интеллектуальной собственности в сфере торговли разнообразными
видами объектов прав интеллектуальной собственности, которые содержатся на лазерных
дисках — кинофильмы, спектакли, песни, клипы, художественные изображения и т.д.
и т.п. (DVD, CD, компьютерных программ и т.п.).
- Почему именно он?
- Торговля, которая касается прав интеллектуальной собственности, в современном
мире достигает около триллиона долларов США на год. Поэтому, для всех стран — членов ВТО, а в особенности для лидеров мировой торговли в этой сфере — США,
ЕС, Канады, Японии, Индии, Мексики, Бразилии есть стратегически принципиальным
вопрос о практическом отношении страны — кандидата в ВТО к соглашению ТРИПС — ВТО. То есть это не является какими-то особыми требованиями к одной Украины.
Так произошло, что за последние лет пять в Украине действует сильное либеральное
законодательство в этой торговле. За так называемое «пиратство», даже
массовое, за действующим законодательством практически отсутствующая уголовная
ответственность (в отличие от стран — членов ВТО), а административная ответственность — штрафы и т.п. носят, в особенности для «пиратов» — профессионалов
с их сверхприбылями, символический характер.
Поэтому у нас это «пиратство» набрало массового характера. Страна
завалена подделанными (то есть украденными объектами чужой интеллектуальной
собственности) DVD, CD, компьютерными программами.
Одновременно наш официальный легальный национальный товаропроизводитель, например,
предприятие «Росток», прилагает оргомные усилия, чтобы выстроить свой
бизнес, покупая права на интеллектуальную собственность, платя налоги и разные
сборы. Поэтому конкурировать легальному товаропроизводителю в «пиратском»
море подделанных DVD, CD, компьютерных программ почти невозможно.
И вдобавок большие «пираты» из некоторых соседних стран учитывая
то, что в этих странах соответствующее законодательство согласно к требованиям
ТРИПС — ВТО жесткое, предусматривает серьезную и криминальную, и административную
ответственность, «слили» свое производство «черной» продукции
на территорию Украины. И они не только дополнительно заваливают рынок Украины
контрафактным товаром, а еще и вывозят его в другие страны. Трюк состоит в том,
что при расследованиях в этих странах (а ищется в первую очередь «черный»
производитель) регулярно выясняется, что следы ведут на территорию Украины.
Таким образом, к правительствам этих стран претензий нет, претензии трансформируются
к Украине.
Через неодобрение соответствующих поправок к законодательству в этой сфере
фактически заблокированные переговоры с США о вступлении Украины в ВТО, тормозится
нормальная деятельность Рабочей группы ВТО из Украины, на это постоянно обращают
внимание разные члены ЕС и т.д.
Конечно ясно, что существуют и другие проблемные вопросы, о которых я уже говорил.
Но без окончательного решения этого вопроса в этом году мне тяжело увидеть вступление
Украины в ВТО до конца 2005 года.
Вместе с тем принять этот Закон будет тяжело. Как показал почти трехлетний
опыт лоби «черного» рынка DVD, CD, компьютерных программ — это серьезная
сила.
Тем временем одобрения этого законопроекта еще к визиту Виктора Ющенко в США
(первая декада апреля) очень бы облегчило Вашингтону проблемы предоставления
Украине статуса страны с рыночной экономикой, не говоря уже о подписание ВТОвского
протокола. После его подписания можно считать, что мы уже в ВТО.
- Предусматриваете ли Вы осложнение с прохождением других законопроектов?
- Во-первых, эти законопроекты еще не внесены, а только готовятся. Во-вторых,
обсуждения будет очень горячим.
- Сергей Григорьевич, Вы все время говорите о вступлении Украины в ВТО как
о чем-то уже само по себе решенное. Тем временем еще неизвестно, выгодно или
невыгодно самой Украине ее присоединение к ВТО. У нас на эту тему уже больше
десяти лет ведется очень активная, а часто и жесткая дискуссия, в том числе
и между разными политическими силами. Эта дискуссия, кстати, нередко достигает
и уровня Верховной Рады Украины.
- Я много лет очень хорошо осведомленный с этой дискуссией, вдобавок, как говорят,
на опыте своей собственной кожи. Кем меня только не называли: и «чикагским
мальчиком», и «терминатором национального производителя», и «наемником»
Вашингтона, Брюсселя и Тель-Авива, и даже «предателем» Украины.
Поэтому в очередной раз втягиваться в эту дискуссию не буду. Дам просто некоторые
параметры, а там пусть люди думают и решают сами.
Сегодня членами ВТО есть сто сорок восемь государств мира. Присоединяются к
ВТО тридцать два государства, в том числе Украина. Из этих тридцати двух государств
только восемь стран имеют объемы внешней торговли, заметные в мире, то есть
такие, что достигают хотя бы одной десятой процента мировой торговли. Среди
этих восьми, к счастью, есть и Украина.
Тем временем совокупное внешнеторговое обращение этих восьми стран вместе составляет
всего 3,2 процента от совокупной мировой торговли стран — членов ВТО. И вдобавок
из этих 3,2 процента почти 2,2 процента приходится только на две страны из этих
восьми стран — это Россия и Саудовская Аравия с их огромным экспортом газа,
нефти. И только один процент остается другим шести странам. На этот раз, уже
к сожалению, Украина входит в эту «шестерку», так как имеет всего
0,29 процента от мирового торгового обращения.
И вдобавок напоминаю общеизвестный факт, который уже не требует доказательств.
Украина очень зависит от своего экспорта. И еще больше Украина зависит от своего
импорта. То есть Украина очень зависит от эффективности своей внешней торговли.
Своей очередью внешняя торговля Украины вне границ системы ВТО, то есть вне
границ правил игры всего торгового мира, может быть эффективной только временно,
в зависимости от мирового спроса. Никаких уникальных товаров, которых нельзя
найти в других странах, у нас нет, и ближайшие годы не будет, так как имеем
такую структуру производства, которую имеем. Ее за десять лет не изменить.
Поэтому, если кто-то в Украине желает вместе с Йеменом, Бутаном и Таджикистаном
построить какой-либо новый мировой торговый обычай, то, как говорят, флаг им
у руки....
- Но все же сколько лет жили без ВТО, и будто никакой драмы...
- Мы как-то жили и в составе СССР, а до этого — Российской и Австро-Венгерской
империи. По моему убеждению, надо жить не как-то, а хорошо. Когда сегодня есть
шанс начать жить качественно хорошо, не воспользоваться им это по меньшей мере
неразумно.
Членство Украины в ВТО уже в этом году разрешит в конце концов Украине, Евросоюзу,
США, Канаде и другим странам мира заключить между собою полноценные, равноправные
торговые соглашения. Так как сейчас мы имеем ситуацию, когда все этого политически
хотят, а юридически не могут. В результате «стояк». Членство в ВТО
его снимает, а вместо «стояка» предоставляет нам возможности мощного
развития.
В конце концов членство в ВТО это первая реальная отправная точка начала конкретных
переговоров Украины с Брюсселем о его экономическом членстве в Евросоюзе. Кроме
того, членство в ВТО — это четкая, сильная, современная позиция Украины в дальнейшем
развитии так называемого Единого Экономического Пространства. Формула «Украина — член ВТО, Россия, Казахстан, Беларусь — страны, которые присоединяются к ВТО»
предоставляет принципиально новый формат переговорам Украины о ЕЕП исключительно
на основах принципов, механизмов, процедур ВТО.
Поэтому, если кто-то в Украине желает все это снова откладывать на года, я
точно не с ними. А тем, кто этого желает, снова таки флаг у руки...
- Сейчас в СМИ представляются разные точки зрения на завершение в этом году
ВТОвского процесса Украины. Какие из них Вы разделяете, какие нет и почему?
- Те точки зрения, которые я знаю, внешне за завершение вступления Украины
в ВТО в 2005 году. Хотя тезис о мудрости и осторожности при заключении заключительного
протокола вступления Украины к ВТО я разделяю. Разделяю, понимая, что, грубо
говоря, девяносто процентов этого протокола уже есть.
Одновременно некоторые тезисы меня очень беспокоят. В особенности тезис о необходимости
ревизии новым правительством ВТОвских протоколов Украины. Она очень опасная.
В особенности потому, что извне подается будто в пользу нового Правительства.
Будто, вы новое и правильное Правительство, до вас были неправильные Правительства.
Что они там наукладывали в тридцати ВТОвских протоколах, надо проверить, ревизовать.
Сделайте это, а мы будем Вам аплодировать.
Наибольшая опасность этого даже не в том, что это очевидная политическая ловушка
для нового Правительства — начни ревизию одного протокола, автоматически включаются
переговоры по всем другому, и членство в ВТО со всеми отрицательными последствиями
переносится еще на два-три года.
Наибольшая опасность в том, что эту позицию формируют представители отдельных
монополистов (не естественных). Это сотни миллионов долларов ежегодно. А в перечень
неотложных законопроектов, о котором я рассказывал раньше, входят законопроекты,
которые в случае их одобрения очень ограничат вышеназванные монополии. Именно
по этих «границам» уже начинается тихая и неявная, но жесткая борьба
в вопросе срока вступления Украины в ВТО.
полезный материал? Нажмите:
|