М.Кудрявцев, С.Миронин, Р.Скорынин
Современная западная цивилизация построена на технологической гонке и постоянном
создании добавочного продукта. Однако страны Золотого миллиарда преподают урок
того, как правильно распорядиться добавочным продуктом. Прежде всего, эти страны
создают у себя такие условия, чтобы опережающее развитие технологии шло именно
у них и нигде больше.
В ЗМ делается та часть работы, которая строится на основе накопленных знаний,
умении и особых трудовых навыках. Из всех технологических стадий выделяют те,
которые могут быть выполнены неквалифицированными работниками на специальном
оборудовании. Именно эти стадии производства в первую очередь передаются в страны
Третьего мира. Тем самым, достигаются несколько целей: наиболее квалифицированная
работа по-прежнему выполняется в стране-инвесторе технологии, страна-производитель
вынуждена приобретать у страны-инвестора специальное оборудование даже для неквалифицированного
труда. А вот специалистов высокой квалификации и ученых из других стран, которые
могли бы сами разработать эффективные приемы производства, ЗМ переманивает путем
предложения большей зарплаты и высокого уровня жизни. Конкуренция за инвестиции
сохраняет низкий уровень зарплат в странах Третьего мира. Экспорт капитала развитыми
странами не ведет к потере интеллектуальной ренты, так как нет экспорта всей
технологической пирамиды, права собственности не теряются. Кроме того, размеры
технологической пирамиды в современном сложном производстве служат естественным
ограничителем для передачи технологии в полном объеме.
Другим направлением деятельности государственной власти в странах ЗМ является
помощь своим фирмам в накачивании мнимой полезности товаров собственных производителей
у компрадорской элиты стран-потребителей и, соответственно, поддержка компрадорской
элиты как основного покупателя престижных товаров ЗМ. Утилитарная функция компрадорской
элиты сводится, в частности, к покупке товаров стран ЗМ и перекачиванию в страны
ЗМ тех средств, которые в противном случае могли бы пойти на развитие их собственных
стран. Создаются все условия, чтобы компрадорская элита тратила лишние деньги
именно в странах ЗМ. Кроме того, потребительские товары, экспортируемые из стран
ЗМ в страны Третьего Мира, внедряются в массовое сознание путем культурной экспансии.
Для того чтобы постоянно получать добавочный продукт, товары, конкурирующие
на основе совершенной конкуренции, снимаются с производства, а на рынок выбрасываются
новые товары действительной или мнимой повышенной полезности. Снимается с производства
дешевый товар, а замещается новым, дорогим, содержащим интеллектуальную ренту.
Товары из ЗМ дороги, но дают больший добавочный продукт (пусть и порой основанный
на мнимой полезности), поэтому выгодны в целом и потребителям (по крайней мере,
они сами так думают). Добавочный продукт часто создается посредством замены
упаковки на продовольственных товарах: сама шоколадка осталась той же, но вот
упаковка стала другой, более дешевой в изготовлении и более приятной в пользовании,
особенно для богатого покупателя в стране Третьего Мира. Цель всех этих «усовершенствований» — иметь основание повысить цену, сказать о новой повышенной полезности, заставить
купить новую модель. Цель замены упаковки, изменения размеров — повысить цену,
получить основания для рекламы, для внедрения понятия повышенной полезности,
если в товар уже нельзя привнести «реальный» добавочный продукт.
Деятельность транснациональных корпораций тоже, в конечном счете, построена
так, чтобы оставлять основные доходы в странах ЗМ. В пределах одной и той же
корпорации наиболее дорогие (по цене, а не по трудоемкости) работы сосредотачиваются
в стране ЗМ. Часто конечная сборка или нанесение метки фирмы производится в
метрополии. К примеру, сборка электронных микроскопов Морганьи ведется в Брно
(Чехия), а конечная упаковка производится и ставится клеймо в фирме FEI в Голландии,
куда они все перевозятся. Там же устанавливается компьютерное обеспечение. Цена,
включающая добавочный продукт, остается вся в Голландии, чешским работникам
выплачивается относительно низкая зарплата (хотя и выше той, которую они получали
бы вовсе без сотрудничества). Продается товар также от имени фирмы FEI из метрополии.
При этом извлекается прибыль, так как полезность товара завышена вследствие
репутации фирмы. Поэтому почти все деньги за добавочный продукт остаются в Голландии.
полезный материал? Нажмите:
|