Успех чужого бренда — постоянное искушение для производителей потребительских
товаров. На похожем по названию и дизайну продукте можно неплохо заработать,
пока конкурент будет доказывать (если удастся) факт плагиата. Если же не копировать
напрямую, а аккуратно подстроиться под чей-то бренд — говоря языком биологов,
мимикрировать — то продержаться можно сколь угодно долго, лишь бы товар был
нормального качества.
Неоправданным может быть только прямое воровство, то есть производство контрафактной
продукции. К примеру, когда кто-то взял и выпустил зубную пасту, которая по
названию и дизайну один в один копирует Aquafresh. Но если он назвал ее, условно
говоря, Aquaflesh, заменив букву, то это просто маркетинговая уловка, одна из
возможных. Все зависит от задач, которые пытается решить компания.
Создание и раскрутка полностью оригинальной торговой марки несравнимо дороже,
хлопотнее и продолжительнее, чем запуск марки-подражания. Кроме того, даже при
тщательной подготовке нет стопроцентной гарантии, что продукт будет хорошо продаваться.
Если у компании есть производственные мощности, но нет достаточных средств на
маркетинг, а продавать надо, то мимикрия — вполне разумный ход. Обмануть потребителей
при всем желании не получится. Покупатель легко догадается — скорее всего, еще
в магазине — что кто-то под кого-то подстраивается. Но, с другой стороны, он
обратит внимание на товар. Если товар-подражание стоит дешевле оригинала и покупатель
посчитает, что в целом это похожие продукты, он выберет первый вариант. А сравнительно
низкую цену компания-подражатель может назначить как раз благодаря тому, что
ей не нужно «отбивать» бюджет на создание марки. Но качество продукта
при этом, разумеется, должно быть приемлемым.
Главное в мимикрии — привлечь внимание. Сходство «цепляет», а дальше
покупатель делает выбор, сопоставляя цену, качество и свои финансовые возможности.
Кстати, семь — десять лет назад такой подход не работал — потребителям казалось,
что их пытаются обдурить. Сейчас они верят, что товары, которые они купят в
магазинах, будут более-менее приличного качества: «Aquafresh, конечно,
лучше, но зато Aquaflesh — дешевле».
При этом следует помнить, что с помощью слепого копирования можно, наверное,
увеличить объем продаж, но нельзя создать себе имя. Это однозначно бесперспективный
путь. В любом маркетинговом исследовании всегда есть строчка — «другие
марки». В этом сегменте компания-имитатор и рискует остаться.
Опять же подражание подражанию рознь. Продукты-«ностальжики» — такие,
как мороженое «48 копеек», пельмени «Останкинские», томатный
сок в трехлитровых банках — это тоже имитация, но имитация того, что было 10,
20, 50 лет назад, что стало элементом культуры. Это честное подражание, своего
рода игра. Она не вводит потребителей в заблуждение. «Ностальжики»
взывают к прошлому, которое, как правило, идеализируется, и потому они почти
всегда успешны.
источник:
«Компания» (Россия), N5, 2005
полезный материал? Нажмите:
|