Андрей БОРИСОВ
Даже если за рулем трамвая, украшенного оранжевыми ленточками, сидит самый
лучший в мире вагоновожатый, то этот трамвай въедет не в светлое будущее, а
туда, куда ведут рельсы. А эти рельсы есть не что иное, как вся совокупность
законов, указов, постановлений, положений, инструкций и прочее, что вместе взятое
называется нормативной базой и определяет правила функционирования всей огромной
государственной машины. И эти правила открывают широчайший простор для частной
инициативы. В сфере коррупции.
Коррупция бывает двух видов — с прямым нарушением законов и с использованием
законов. Если в первом случае нарушителя закона по крайней мере теоретически
можно схватить за руку, то во втором — увы! Нарушения как такового ведь нет!
Если владелец фирмы не желает платить налоги и сборы за рекламную деятельность,
он может назвать рекламу спонсорством (например, всем знакомое из телевизора
«спонсор показа — торговая марка такая-то») на радость своему карману
и на горе бюджету. И он действует в рамках закона.
Если руководство акционерного предприятия, разъезжающее на иномарках и обвешанное
с ног до головы мобильными телефонами, выплачивает населению доход по акциям,
полученным в обмен на приватизационные сертификаты, две гривни 17 копеек в год,
оно действует по закону.
Если донецкая свободная экономическая зона со всеми своими льготами создана
на 60 лет — это сделано по закону!
Вообще-то о законодательном обеспечении коррупции можно написать весьма фундаментальный
труд, томов эдак в двадцать.
О законах, устанавливающих требования, которые нельзя выполнить без разорения
предпринимателей, на которые молятся различного рода проверяющие частных кафе
или милиционеры, останавливающие маршрутки с оттопыренным карманом и задумчивым
вопросом: «У вас в салоне стоящие пассажиры есть, что делать будем?»
Не так давно в Верховной Раде коммунисты перешли от любимой темы о советском
народе, сломавшем хребет фашистскому зверю, к заявлениям о гибели украинской
экономики в случае отмены льгот определенным коммерческим структурам. Непонятно
только, как непоступление в бюджет сотен миллионов гривен будет способствовать
росту выплачиваемых из бюджета зарплат и пенсий, о котором они непрерывно заботятся.
Чтобы не быть голословным, отмечу: одним из инициаторов внесения законопроекта
о технопарке «Ресурсы Донбасса» (который планирует в 2007 г. вывести
из-под налогообложения 1,4 млрд. грн.) был член КПУ господин Хара. А может,
этот технопарк обещал спонсировать КПУ?
Слово «инновационный» — одно из наимоднейших в последние лет пять.
Ну кто сейчас откажется порассуждать об «инновационном пути развития Украины»,
«инновационно-инвестиционных проектах» или «инновационном паштете
из печени птиц»? Вот только с обратной стороны фасада, украшенного такими
лозунгами, с черного хода, стоят неприметные, но деловые граждане в очереди
за получением таможенных, кредитных и налоговых льгот. В настоящий момент есть
две законодательно обеспеченные действующие кормушки, к которым эти граждане
жаждут припасть, — Украинская государственная инновационная компания (льготные
кредиты) и «Свидетельство о государственной регистрации инновационного
(или инвестиционного) проекта» (основание для получения налоговых и таможенных
льгот). Для получения последнего желающим предлагают воспользоваться крышей
под названием «технопарк», т.е. стать участником «договора о
совместной деятельности» группы юридических лиц, а за это отдавать этой
группе 25% денег, сэкономленных на неуплате налогов.
Захотела компания «Новий друк» накануне выборов президента осчастливить
рынок Украины новой услугой «высококачественная цветная печать больших
тиражей», обратилась в инновационную компанию, получила 10 млн. грн. льготного
кредита, купила немецкую печатную машину и выпустила миллионов сто листовок
об Украине трех сортов и т.п. под заказ некоторых технических кандидатов. Вот
это бизнес…
Украинская государственная инновационная компания — государственное небанковское
финансово-кредитное учреждение с уставным капиталом в 40 млн. евро, основателем
которого является Кабинет министров Украины, и которая, с одной стороны, «по
вопросам государственной инновационной политики» подчиняется Министерству
образования и науки Украины, а с другой — «самостоятельно устанавливает
процентные ставки по своим кредитным операциям». И как всякая солидная
компания, раздающая льготные государственные кредиты, не любит излишнего любопытства
к своему священнодействию.
В те далекие времена, когда компания еще называлась инновационным фондом, в
г. Харькове группой энергичных людей (естественно, за приличные деньги) была
разработана методика экспертизы. Работа была выполнена с блеском — тут тебе
и формулы со значками из высшей математики, и компьютерная обработка, и программная
оболочка. Правда, если оставить в стороне экономическую часть (грубо говоря,
оценку того, вернут кредит или нет) и обратиться к инновационно-научной, бросается
в глаза, например, то, что вопрос о соответствии предлагаемой инновации фундаментальным
понятиям современной науки не рассматривается вообще. В результате такой проект,
как «разработка и освоение производства новых высокоэффективных радиационно-защитных
изделий», основанный на опровергающем законы ядерной физики «открытии»,
вполне может получить (если уже не получил) льготый кредитец в 9 млн. грн.
Может ли препятствовать этому Украинский государственный центр научно-технической
и инновационной экспертизы? Имеет значение следующий факт: оплачивает экспертизу
лицо, непосредственно заинтересованное в ее результатах, и из этих денег и директор,
и сотрудник, непосредственно занимающийся проектом, получают премию. Есть некоторая
неловкость в ситуации, когда заказчик за свои шесть тысяч гривен получает отрицательный
ответ…
Это с одной стороны. А с другой — давайте задумаемся над тем, а какие собственно
требования выдвигаются законодательной базой к желающему получить кредит или
льготы? И вообще, «по понятиям» или «по законам» происходит
процесс их выделения?
Для получения льгот в соответствии с Законом «Об инновационной деятельности»
от любого бизнесмена требуется только одно — чтобы его продукция изготавливалась
(или планировалась к изготовлению) в Украине впервые, а если не впервые, то
по сравнению с аналогичной продукцией, представленной на рынке, она была конкурентоспособной
и имела существенно более высокие технико-экономические показатели. Все, за
исключением врожденных идиотов, жаждущих производить старую, неконкурентоспособную,
более дорогую продукцию, бегут сочинять инновационный проект и получать льготы
(справочно-средний размер освобождения от налогов и сборов — 8 млн. в год).
Но вдруг этот закон не действует? Тогда действует Закон «О специальном
режиме…» Не стоит волноваться. Для получения льгот требуется «производственное
внедрение наукоемких разработок, высоких технологий и обеспечение промышленного
производства конкурентоспособной на мировом рынке продукцией». Но… Не существует
нормативно закрепленных понятий, разъясняющих, как отделить средненаучные от
высоконаучных или высокие от невысоких. Например, вы хотите производить электромясорубки
и не платить НДС и налог с прибыли. Для этого нужно сперва их правильно назвать:
«разработка и промышленное производство новой гаммы энергосберегающего
экологически чистого перерабатывающего оборудования». После этого необходимо
найти какого-нибудь седого доцента университета пищевых технологий, дать ему
сто долларов, чтобы он живенько «онаучил» ваш проект — и нет проблем.
А относительно «конкурентоспособной на мировом рынке продукции» — тоже не переживайте. Во-первых, кто вам мешает написать, что Запад без вашей
продукции изнывает? А во-вторых, ни один из уже зарегистрированных в 2003-2004
гг. 18 проектов ничего такого «мироворыночного» не предусматривает.
Впрочем, если вам лень заниматься «онаучиванием», подайте не инновационный,
а инвестиционный проект технопарка. Все что от вас требуется в таком случае — это «получение прибыли и/или достижение социального эффекта».
То есть выводы такие: любой правильно написанный бизнес-проект имеет все законные
основания как на получение кредита в инновационной компании, так и льгот под
крышей технопарка. Умникам, желающим побубнить о том, что, мол, технопарк может
выполнять не все проекты, а только те, которые соответствуют приоритетным направлениям
технопарка, я не стану задавать вопросы, например, почему приоритетом технопарка
«Углемаш» является выращивание сои. Пусть они попробуют придумать
такое производство, которое нельзя подвести под приоритет технопарка «Киевская
политехника» №5 «современные технические комплексы и системы».
Тут возникает вопрос: если практически все до единого бизнесмены совершенно
законно могут не платить налоги, получать кредиты и беспошлинно ввозить импортное
оборудование и сырье, то наверное, под соответствующими кабинетами уж толпы
визитеров? Как бы не так! Слишком явное «потрошение» бюджета может
привлечь излишнее внимание к «грибным местам», а это грибникам вовсе
ни к чему. Эта команда «выходного дня» состоит из таких игроков:
1. Законодательная часть (депутаты). Без принятия соответствующего закона технопарк
не откроешь. Понятно, что и в деятельности уже открывшегося с их помощью технопарка
они принимают участие.
2. Кабинет министров в лице вице-премьера по гуманитарным и прочим инновационно-научным
вопросам, возглавляющего государственную комиссию. Принимает заветное решение
о регистрации проекта.
3. Национальная академия наук в лице президиума. С 2003 г. пробита строка закона
о бюджете, в соответствии с которой НАНУ «подает проекты в Кабинет министров».
Объехать нельзя.
4. Министерство образования и науки. Ведет учет и контроль, бумажную работу,
организует экспертизу, рассматривает на заседании рабочей группы и рекомендует
к рассмотрению государственной комиссии.
5. Ни центр экспертизы, ни собственно технопарк в этот перечень не внесены
как не имеющие самостоятельного значения.
Таким образом, наличие, с одной стороны, негласного принципа «не слишком
зарывайся», а с другой — наличие большого количества «причастных к»
приводит к тому, что для «посторонних» места на грибной поляне не
остается.
Инновационная деятельность, т.е. «овеществление» результатов науки
в товары и услуги — неотъемлемая черта любого цивилизованного государства. Исходя
из национальных интересов и экономических возможностей, такая деятельность поддерживается
как непосредственно бюджетными вливаниями, так и предоставлением различного
рода преференций (льготное налогообложение, льготные кредиты и т.п.). Попытки
стимулирования инновационной деятельности предпринимались и Украиной, но по
состоянию на текущий момент они практически закончились провалом.
На сегодняшний день в Украине восемь действующих технопарков. А есть еще и
новички, которые находятся в процессе формирования. И у молодежи — уверенная
поступь! Так, «Ресурсы Донбасса» ничтоже сумняшеся сразу загнали в
участники технопарка Новокраматорский машиностроительный и Енакивский металлургический
заводы. В своих смелых планах технопарк предусматривает рост выведения из-под
налогообложения реализуемой продукции от 0,7 млрд. грн. в 2004 году до 1,4 млрд.
грн. в 2007-м! Следуя этой логике, осталось только ввести в какой-нибудь технопарк
Криворожский металлургический комбинат!
Это все цветочки на инновационном поле, а есть еще и ягодки на соседнем научно-техническом,
а за ним виднеются уже деревья программно-целевого бюджетного финансирования
и кустики классификатора расходов бюджета. Однако это отдельные темы, требующие
не менее пристального внимания, а если ограничиться исключительно инновационной
деятельностью, то можно сказать следующее: основной причиной такого положения
дел является не принципиальная порочность рода человеческого, а аморфность и
противоречивость законодательной базы в области инновационной деятельности (в
частности отсутствие четко определенных критериев отделения инновационных проектов
от «неинновационных»), что позволяет любой правильно оформленный бизнес-проект
признать инновационным со всеми вытекающими последствиями в виде льгот, основываясь
на личном мнении лиц, принимающих решения. Человек слаб, но чем детальнее и
точнее определены цели инновационной деятельности, тем детальнее могут быть
определены и критерии отбора (только не нужно здесь вспоминать о критериях комиссии
Табачника!), и тем меньше остается чиновнику пространства для маневра огнем
и колесами. Но! Даже если на место старых плохих посадить новых хороших, и они
будут честно следовать принципу равенства всех перед законом, они вынуждены
будут разорить экономику Украины, предоставив льготы всем субъектам хозяйствования,
создающим новые производства, в полном соответствии с буквой действующего закона.
Сама его идеология — с одной общей меркой подойти к коню и к трепетной лани — неправильна по сути. Неужели непонятно, что малое предприятие, создаваемое
ученым-изобретателем для производства продукции на основе своего изобретения,
и технологическое обновление гигантов индустрии требуют разного подхода? Смешивание
всего в одну кучу ничего породить не может, кроме разработки псевдонаучных методик,
по которым внедрение одного патента нужно приравнять к созданию 100 (а почему
не 47 или 123?) рабочих мест. Это я вам как начальник отдела научно-методического
обеспечения инновационной экспертизы ответственно заявляю! Да и вообще — зачем
так много законов? Давайте вместо них примем один — «О деятельности, направленной
на развитие экономики Украины и рост благосостояния ее граждан», а для
его реализации создадим единую государственную комиссию из убеленных сединами
высокоморальных старцев и энергичных технократичных юношей — пусть они и решают,
кому и сколько давать!
Наведение элементарного порядка в законодательстве позволит без дополнительных
бюджетных вливаний вступить на инновационный путь развития в европейском понимании
этих слов, в том числе за счет увеличения практической отдачи от бюджетных расходов
на научно-техническую деятельность. Существующий подъем экономики Украины за
счет эксплуатации невосполнимых ресурсов в какой-то мере оправдан как тактическая,
а не стратегическая цель. Знаковым в этом отношении является тот факт, что богатейшим
человеком в США является Билл Гейтс, создатель интеллектуальной собственности,
а в Украине — «железный король» Ринат Ахметов, занимающийся эксплуатацией
невосполнимых ресурсов.
полезный материал? Нажмите:
|