Светлана ПОПЕЛЬ
ЗАО «Миргородский завод продтоваров «Калинка» подал в Полтавский
областной хозяйственный суд иск, в котором требует признать частично недействительными
свидетельства на знаки для товаров и услуг, выданные ЗАО «Миргородский
завод минеральных вод». В данном иске речь идет о предоставлении самостоятельной
правовой охраны словесным обозначениям «Миргородская» и Myrgorodska,
и содержится просьба о признании их географическими названиями.
«Название «Миргородская» равнозначно относится к любой воде,
добываемой из Миргородского месторождения минеральных вод, — объясняет позицию
«Калинки» адвокат, патентный поверенный Олег Дроздович. — Это наименование
указывает на свойства воды и место ее происхождения. При этом свойства минеральной
воды «Миргородская» предопределены природными факторами и местом расположения
месторождения. Таким образом, термин «миргородская» фактически является
географическим наименованием, или наименованием места происхождения товара.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона Украины «Об охране прав на знаки
для товаров и услуг», на данном этапе развития национального законодательства
и международной практики это исключает регистрацию «Миргородской»
как знака для товаров и услуг относительно минеральной воды и сопутствующих
услуг».
Стоит отметить, что Миргородский завод минеральных вод, входящий в структуру
компании «ИДС», еще в конце 1990-х гг. запатентовал в Госдепартаменте
интеллектуальной собственности в установленном законодательством порядке название
торговой марки «Миргородская», ее этикетку и даже форму бутылки. Но
несмотря на это, в сентябре 2004 г. хозяйственный суд города Киева отказал МЗМВ
по иску об ограничении права «Калинки» на использование наименования
«Миргородская» при добыче и реализации минеральной воды. Решение было
подтверждено апелляционной инстанцией. В июне прошлого года суд Ленинского района
Полтавы отклонил претензии к «Калинке» относительно заявленного неправомерного
использования наименования «Миргородская» и соответствующей этикетки.
При этом суд принял во внимание заключение судебной экспертизы Харьковского
института судебных экспертиз им. М. Бокариуса, определившей, что этикетка «Миргородская
N 2» и знак для товаров и услуг Миргородского завода минеральных вод «не
содержат художественных элементов, похожих до степени смешения», а реклама
«не является обманчивой для потребителя».
Однако в декабре 2004 г. Хозяйственный суд г. Киева полностью удовлетворил
иск МЗМВ о признании недействительным свидетельства Украины N 33640 на знак
для товаров и услуг «Миргородская N 2«. Именно после данного решения
МЗП «Калинка» решил добиться того, чтобы знак «Миргородская»
был признан в качестве географического места происхождения товара. По словам
председателя правления ЗАО «Миргородский завод продтоваров «Калинка»
Елены Лазебной, основным аргументом предприятия при подаче иска к Миргородскому
заводу минеральных вод стал тот факт, что водные ресурсы страны являются государственной
собственностью. «Приватизация прав на использование основы курорта города
Миргород — минеральной природной воды — является незаконной», — считает
она.
В то же время юрист компании «ИДС» Юрий Гаркуша отмечает, что до
сих пор в Украине не было прецедентов, когда товарный знак был бы признан в
качестве географического места происхождения товара. «Если суд все-таки
пойдет на это, мы можем стать свидетелями абсурдной ситуации: любой предприниматель,
находясь на территории Миргорода, сможет разливать в бутылки любую воду, даже
из-под крана, и называть ее «Миргородская», — комментирует он.
Сегодня в Миргороде добычей минеральной воды, кроме МЗМВ и МЗП «Калинка»,
занимаются также несколько санаторно-курортных организаций, однако они не осуществляют
ее промышленный разлив, а используют воду исключительно в лечебных целях. Если
МЗП «Калинка» выиграет суд, и название «Миргородская» будет
признано географическим, производителей одноименной минеральной воды в этом
городе может стать гораздо больше. Такое смешение марок, по мнению специалистов
«ИДС», будет вводить потребителей в заблуждение, что может нанести
вред здоровью миллионов украинцев. «В сознании большинства потребителей
«Миргородская» — это не просто торговая марка, а синоним полезной
воды надежного качества. А сможет ли закон гарантировать качество «Миргородской»,
если она станет разливаться на каждом углу?», — недоумевает г-н Горкуша.
В «ИДС» полагают, что действия руководства «Калинки» направлены
на увеличение продаж «Миргородской N 2» за счет их компании. Возможно,
собственники МЗМВ отчасти и правы. В течение последних лет компания «ИДС»
активно инвестирует миллионы долларов в рекламные мероприятия и продвижение
на рынок минеральной воды под торговой маркой «Миргородская». В то
же время после капитального переоборудования завода продтоваров «Калинка»
его владельцы на рекламу своего продукта для конечного потребителя практически
не тратятся. И хотя г-жа Лазебная утверждает, что отсутствие масштабных рекламных
кампаний было связано с судебными тяжбами, по мнению независимых экспертов,
«Калинка» просто решила сэкономить на традиционной рекламе и обеспечить
себе узнаваемость на рынке благодаря приданию публичной огласке судебных разбирательств,
напрямую связанных с названием собственной продукции.
В свою очередь Елена Лазебная уверяет, что усиленные проверки, проходившие
на предприятии на протяжении всего минувшего года, негативно повлияли на имидж
и объемы продаж «Миргородской N 2«. По нашим предварительным подсчетам,
в результате недобросовестной конкуренции наше предприятие потеряло около 5
млн. грн.», — подчеркивает она.
Интересно, что согласно государственным лицензиям, выданным обоим предприятиям
на разработку природных недр, максимально разрешенный объем добычи минеральной
воды для ЗАО «Миргородский завод минеральных вод» составляет 500 куб.
м в сутки, для ЗАО «Миргородский завод продтоваров «Калинка»» — всего 75 куб. м/сутки.
источник:
«Деловая неделя», N4, 2005
полезный материал? Нажмите:
|