Ярослав Ващук
Президент и правительство нас убеждают, что Украина продолжает занимать ведущие
позиции в мировом самолетостроении, ссылаясь на проект по созданию среднего
военно-транспортного самолета Ан-70, опережающий, как будто, на десять лет мировые
разработки в этом направлении. Но за последние пять лет в стране провалены инновационные
программы «Украинский телевизор», «Украинский комбайн»,
такая же участь ждет и «мировой» АН-70.
Журнал «Эксперт» №16 от 28 апреля 2003 года в рубрике «Конкурс
русских инноваций» делает резюме: «Украинские крылья России не нужны».
На прошлой неделе вокруг российско-украинского проекта по созданию среднего
военно-транспортного самолета Ан-70 разразился крупный международный скандал.
Группа российских конструкторов, руководителей авиазаводов и специалистов НИИ
ВВС России направила письмо министру обороны Сергею Иванову с рекомендацией
прекратить разработку Ан-70 за счет средств Минобороны РФ.
«Этот самолет по ряду важнейших летных характеристик не соответствует
тактико-техническому заданию ВВС России — он находится на уровне морально устаревшего
Ан-12», — пишут конструкторы. Авторы письма твердо уверены, что все попытки
доработать Ан-70 не имеют смысла, так как «объективные технические предпосылки
улучшения характеристик самолета отсутствуют». При этом два главных конструктора
АНТК имени Туполева Валентин Близнюк и Леонид Куликов пишут, что «крайне
низкий уровень надежности самолета в целом и двигателей в частности не позволяет
без ущерба для безопасности полетов проводить его дальнейшие испытания».
Главный специалист АНТК имени Антонова (разработчик Ан-70) Николай Воробьев
в интервью украинским СМИ назвал все утверждения российских конструкторов «некорректными»,
а само письмо «проявлением конкурентной борьбы». При этом г-н Воробьев
пожаловался местным журналистам на невыполнение российской стороной взятых на
себя обязательств по программе Ан-70. По итогам прошлого года Россия должна
была заплатить 48,2 млн долларов, однако деньги не перечислила. По словам Николая
Воробьева, «нам никто не отказывает в финансировании, но к концу года средства
просто не выплачиваются». Воробьева поддержал президент Украины Леонид
Кучма, публично выразивший недовольство темпами реализации проекта Ан-70. Кучма
заявил буквально следующее: «Правительство Касьянова делает все, чтобы
этот проект не состоялся».
Россия не заинтересована в продолжении программы Ан-70, аргументы военных:
«Во-первых, вместо среднего самолета грузоподъемностью 35 тонн Украина
разработала машину грузоподъемностью 47 тонн, которая по классу вплотную приближается
к тяжелым транспортным самолетам, например к нашему Ил-76 (50 тонн). Такие самолеты
России не нужны, мы сами можем их экспортировать в любом количестве.
Во-вторых, Ан-70 обладает неустранимыми недостатками конструкции. У российских
летчиков этот самолет получил прозвище «летающий гроб». Первый образец
Ан-70 потерпел катастрофу в феврале 1995 года. Вторая модель рухнула на землю
в январе 2001 года под Омском из-за отказа двух левых двигателей. При общем
налете 386 часов на Ан-70 было обнаружено 382 серьезных недостатка, в том числе
зафиксировано 52 случая отказа двигателей. Дефекты пытались исправить, но безрезультатно.
По заключению экспертов, «для Ан-70 отказ одного из четырех двигателей
с высокой вероятностью приведет к серьезной аварии». Это связано с тем,
что значительная часть подъемной силы крыла создается при обдуве его струей
от винта. При отказе двигателя на одном крыле появляются «сильные разворачивающие
и кренящие моменты, требующие симметричного снижения мощности силовой установки»
на другом крыле. Для военного самолета, который предполагается эксплуатировать
в условиях огневого воздействия, такие особенности принципиально недопустимы.
Наконец, в-третьих, до сих пор отсутствуют юридически оформленные решения правительств
Украины и России о правах на интеллектуальную собственность, полученную в ходе
работ по созданию Ан-70. В этих условиях нет никаких гарантий, что, выделяя
средства на НИОКР, Россия будет считаться полноправным соразработчиком самолета.«
Таким образом, позиция российских властей в конфликте выглядит непоколебимой,
а вот украинских, наоборот, слабой. И хотя формально Россия пока еще не похоронила
Ан-70, на реанимацию этой программы украинцам надеяться уже не стоит. Судя по
последним высказываниям российских военных, прозвучавшим уже после заявлений
Михаила Касьянова, на Ан-70 в Минобороны России решили поставить крест. Главком
ВВС России Владимир Михайлов: «Наше военное ведомство в ближайшее время
проведет конкурс на создание нового среднего транспортного самолета. В конкурсе
примут участие только два российских проекта — Ту-330 и Ил-214».
Это второй нокаут (первый был под Омском), в который посылает Россия (партнер?)
Украину в раунде, название которому «2003 — год России в Украине».
Даже Кличко больше не держит. Нокдаун!
источник:
Інтернет-сайт «ВЯПат»
полезный материал? Нажмите:
|