Туркин А.В.
23 сентября с.г. Арбитражный суд г. Москвы отказал общественной организации
«Российское авторское общество» в иске к некоммерческому партнерству
«Общество авторов и иных правообладателей по коллективному управлению их
правами РОАП» и ФГУП Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная
компания» о признании недействительности ничтожной сделки и о запрещении
РОАП совершать действия по управлению правами авторов-членов РАО в определенных
сферах использования произведений.
На следующий же день в газете «Коммерсант» появилась заметка г-на
А. Воронова « РАО не удалось сыграть в монополию. Арбитраж не признал уникальность
авторского общества», в которой были приведены слова выразившего по этому
поводу свою радость адвоката РОАП г-на А.Лещикова следующего содержания: «Сохранено
право свободы выбора, когда авторы выбирают, кому поручать охрану своих прав,
а не сгоняются в один коровник».
Оставим на совести защитников авторов — адвоката и автора статьи А.Воронова,
включившего в свою заметку скандальное высказывание А.Лещикова, по существу,
сравнивших Российское Авторское Общество с «коровником», местом, в
котором содержится скот, и которое обычно ассоциируется у людей с грязью и неприятным
запахом, а авторов — с коровами, тупым скотом, мерно жующим жвачку и не понимающим
значения совершаемых ими действий. Полагаем, что эти слова говорят сами за себя
и не требуют комментариев, однако, они полностью соответствуют такому же скандальному
фону создания РОАП.
Поговорим о профессиональной для адвоката стороне дела.
Суть конфликта между ОО РАО, НП РОАП и ФГУП ВГТРК состоит в том, что 1 января
2004 г. истекал срок соглашения между РАО и ВГТРК, по которому РАО от имени
многотысячного коллектива российских и зарубежных авторов предоставило разрешение
ВГТРК на передачу в эфир музыкальных произведений, авторами которых они являются.
РАО предложило ВГТРК заключить новое соглашение. Однако, в силу причин явно
не юридического характера, о которых заинтересованные лица хорошо осведомлены,
несколькими гражданами был создан РОАП, и ВГТРК 26 декабря 2003 г. заключило
с ним, а не с РАО лицензионное соглашение.
Все было бы хорошо, если бы речь в этом соглашении шла только о разрешении
ВГТРК использовать музыкальные произведения авторов — членов РОАП. Так нет.
В преамбуле соглашения сказано, что РОАП обязано действовать «от имени
и в интересах всех российских и иностранных обладателей авторов, их наследников,
иных правопреемников, издательств и иных физических и юридических лиц, обладающих
имущественными авторскими правами». Как говорится, ни более, ни менее.
Попирая все принципы незыблемости охраны частной собственности, правовые и морально-
этические нормы, эта молодая, если не сказать, юная, организация осчастливила,
наконец, всех российских, да в придачу и всех иностранных авторов, взяв их права
под свое «мощное крыло» защиты.
26 декабря 2003 г. свыше 17 тысяч российских авторов, заключивших договоры
с Российским авторским обществом и давших поручение исключительно последнему
осуществлять управление их правами , в частности, давать разрешение на передачу
их произведений в эфир, а также более миллиона иностранных авторов, предоставивших
РАО через систему договоров с зарубежными обществами авторов (более 150 договоров)
такие же правомочия, могли бы с удивлением узнать, что вся цивилизованная система
управления их правами, основанная на договорном праве — тьфу. Все договоры — бумажки, не имеющие в Российской Федерации никакого значения. В России особые
правила.
Однако, авторы — не тупые коровы, как, видимо, считает адвокат РОАП г-н А.Лещиков.
«Что же получается? — подумали они — я, автор, владею собственностью, в
данном случае интеллектуальной, доверил осуществить ее продажу на определенных
условиях некоему лицу, например, РАО. Действовал при этом в ясном уме и твердой
памяти. Вдруг появляется какой-то РОАП, продает без моего согласия мою собственность
и получает на свой счет за продажу моей собственности деньги». Причем,
обратите внимание, продает интеллектуальную собственность не только российских,
но и иностранных авторов. Вот уж, действительно, «свобода выбора»
по-российски. Сделка с «запахом» МММ Мавроди и с «привкусом»
международного скандала.
Возмущенные этой сделкой российские авторы стали в массовом порядке обращаться
в ВГТРК. Подняли свой голос протеста и крупнейшие зарубежные общества композиторов:
АСКАП (США), Би-Эм-Ай (США), САСЕМ (Франция).
Свою озабоченность проявил даже Европейский комитет СИЗАК (международная неправительственная
конфедерация обществ, управляющих правами композиторов), приняв соответствующую
резолюцию.
Надо отдать должное ВГТРК, руководство компании поняло, что ни с юридических,
ни с политических, ни с морально — этических позиций даная сделка не выдерживает
никакой критики и заключило позднее лицензионное соглашение с РАО, но и соглашения
с РОАП не расторгло. То есть формально РОАП продолжает представлять перед ВГТРК
не только «своих» авторов, но и всех авторов — членов РАО и, не заключив
ни одного соглашения с иностранными обществами, всех иностранных композиторов.
Естественно, что такое положение дел не устраивало авторов — членов РАО, и
они потребовали от организации через суд признать сделку от 26 декабря 2003
г. ничтожной.
На какие нормы закона ссылался представитель РАО в процессе 23 сентября с.г.?
Прежде всего, на документ имеющий высшую юридическую силу — Конституцию РФ,
где сказано, что интеллектуальная собственность (как и право частной собственности)
охраняется законом (ст.44, ст.35 Конституции), а также на статью 138 Гражданского
Кодекса РФ, устанавливающую, что использование произведений может осуществляться
третьими лицами только с согласия правообладателя, на статью 11 бис Бернской
конвенции об охране литературных и художественных произведений, которая устанавливает,
что авторы пользуются исключительным правом разрешать передачу своих произведений
в эфир и по кабелю, а также, прежде всего, на те статьи закона РФ «Об авторском
праве и смежных правах»(далее «Закон»), которые находятся в соответствии
с требованиями указанных актов, имеющих большую юридическую силу, чем закон
«Об авторском праве и смежных правах».
К этим нормам, прежде всего, относится п.2 ст.45 Закона прямо устанавливающий,
что «полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются
непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе
письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями,
управляющими аналогичными правами».
В качестве обоснования своих незаконных действий РОАП ссылается на положения
абз.2 п.3 ст.45 Закона.
Эта норма гласит, что » на основании полномочий (подчеркнуто автором)
, полученных в соответствии с п.2 ст.45 организация по коллективному управлению
предоставляет лицензии пользователям на соответствующие способы использования
произведений и объектов смежных прав.
Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех
произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей
смежных прав, включая и тех, которые не передали (подчеркнуто автором) организации
полномочий в соответствии с п.2 настоящей статьи».
Однако, из текста статьи и вышеуказанных норм, имеющих большую юридическую
силу по сравнению с законом, следует, что данная правовая норма не может касаться
авторов, передавших полномочия на коллективное управление какой — либо организации,
например РАО, с соблюдением порядка, установленного законом, на основе письменных
договоров и тем самым прямо выразивших свою волю на представительство их интересов
этой организацией.
Иное ее понимание означает, что она находится в противоречии с Конституцией,
Бернской конвенцией, Гражданским кодексом и ведет к насилию над волей автора,
хаосу в правоприменительной практике, невозможности на практике реализации авторами
своих прав через назначенных ими доверенных лиц.
Ярким примером этому является имеющийся конфликт между РАО и РОАП.
К сожалению, этой нормой пользуются и другие граждане, создавая местные организации
по коллективному управлению, состоящие из двух — трех человек, не имеющие никаких
письменных полномочий от авторов, но тем не менее заявляющих, что они представляют
всех российских и иностранных авторов.
Очень удобное, но абсолютно незаконное прикрытие для «пиратов», когда
их начинают «доставать» правоохранительные органы.
Но правоохранительные органы тоже загружены. Есть какой-либо договор у пользователя,
якобы урегулирующий авторские права, и ладно. А если «копнуть» глубже,
то оказывается, что все «шито белыми нитками».
Финансовых аспекты деятельности этих организаций лучше вообще не затрагивать.
Таким образом, из позиций, заявленных в ходе судебного процесса следует, что
не РАО, а как раз РОАП выступает в суде за подтверждение своего незаконного
права монопольно выступать от имени всех российских и иностранных авторов, включая
даже и тех авторов, которые поручили РАО осуществлять управление их авторскими
правами.
РАО же, наоборот, выступает против такого понимания монополии, которая приводит
к хаосу в правоприменительной практике, а в ряде случаев является прикрытием
«пиратской» деятельности пользователей произведений, и просит суд
признать, что РОАП не вправе представлять всех российских и всех иностранных
авторов, так как имеются авторы, которые на основе договоров, действуя по своей
воле, поручили РАО, а не РОАП осуществлять управление их авторскими правами.
Между прочим, на сайте РОАП в Интернете в каталоге авторов, чьи интересы, видимо,
представляет данная организация, есть и великий русский писатель Лев Николаевич
Толстой, скончавшийся, как известно, в 1910 году, и срок охраны на произведения
которого истек еще в прошлом веке. Не удивимся, если в скором времени увидим
там и Николая Васильевича Гоголя.
Что ж, недорого продадим и «мертвые души».
Поистине все представлено в суде, в средствах массовой информации в извращенном
и запутанном виде, в надежде, что в «коровнике» не разберутся.
Даже адрес своего местонахождения РОАП указал на Б.Бронной 6 «а»,
там где вот уже более 10 лет постоянно находится РАО.
К сожалению, удалось даже запутать и руководство некоторых органов федеральной
исполнительной власти, в компетенции которых находятся правовые вопросы интеллектуальной
собственности, хотя, казалось бы, чего уж тут сложного.
Не знаем, чем руководствовался судья Московского арбитражного суда, вынося
решение в отказе от иска, но явно не нормами материального и процессуального
права.
По требованию суда РАО предоставило 520 страниц письменных доказательств, подтверждающих
его правомочия на управление правами российских и иностранных авторов. Ответчик
не предоставил ни одного (!) договора ни с российским автором, ни тем более
с иностранным авторским обществом. И что же? После предоставления этих доказательств
суд почему-то потерял к ним всякий интерес Непосредственно в судебном заседании
в нарушение процессуальных норм эти доказательства, представленные РАО, не исследовались
и не оценивались. Хотя судебная процедура как раз и установлена для того, чтобы
досконально изучить все обстоятельства дела. Безусловно, исследование и оценка
этих доказательств позволило бы суду принять правильное решение.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 сентября с.г. будет РАО обжаловано
в установленном законом порядке.
полезный материал? Нажмите:
|