Сергей СЛЕДЗЬ
Идея создания единого государственного реестра предприятий не нова. Ее в свое
время пытались воплотить в жизнь законом о предпринимательстве. Но, увы, декларация
осталась декларацией. Закон постарел и сошел со сцены, так и не узнав прелестей
настоящей регистрации. Эстафету принял Закон «О государственной регистрации
юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», начавший действовать
с 1 июля. Наконец держава изыскала средства и создала условия для того, чтобы
определенные законодательно закрепленные правила игры можно было выполнить на
практике. Создан Единый государственный реестр юридических лиц и физических
лиц-предпринимателей, представляющий собой автоматизированную систему сбора,
накопления, защиты, учета и предоставления информации о юридических и физических
лицах-предпринимателях. Согласно идее разработчиков реестр должен быть открытым
и работать не на контролирующие или правоохранительные органы, а прежде всего
на предпринимателей и их партнеров. При этом он должен обеспечивать первичной
информацией органы, занимающиеся легализацией предприятий: налоговые инспекции,
отделы статистики, Пенсионный фонд, фонд социального страхования. Таким образом
реализуется тот самый принцип «единого окна», который избавляет учредителей
от контакта с чиновниками множества контролирующих органов. Это в теории, а
на практике возникает множество нюансов, ведь чем сложнее система, тем более
тщательной настройки она требует. Тем, кто осмелился на регистрацию по новым
правилам, уже знакомы места, где нужно было подстелить соломку. Они-то и подсказали
тему и конкретные вопросы для интервью с начальником управления регистрации
Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства
Александром Барбелюком. Оказывается, при выборе наименования компании без творческих
способностей уже никак не обойтись…
- Некоторым учредителям предприятий были возвращены документы, поданные на
государственную регистрацию после 1 июля. Причина на первый взгляд банальна — наименование вновь создаваемого предприятия не соответствует требованиям законодательства.
Каких правил надо придерживаться, чтобы не было препятствий для попадания в
систему «единого окна»?
- Ответы на многие вопросы можно найти в приказе Госкомпредпринимательства
№65 «Об утверждении Требований по написанию наименования юридического лица
или его обособленного подразделения» от 9 июня 2004 года. Приказ базируется
на Законе «О государственной регистрации…», а он в свою очередь — на требованиях Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины и специальных
законах, регламентирующих деятельность отдельных субъектов хозяйствования. К
примеру, слово «банк» в соответствии с законом о банках разрешается
использовать только при создании банков. Словосочетание «страховая компания»
соответственно допустимо только в наименовании страховых компаний. Все это есть
в приказе. Этим же документом проводится унификация наименований, так как основой
закона о регистрации является Единый государственный реестр юридических лиц
и физических лиц-предпринимателей.
- Так это реестр диктует требования по формализации?
- Нельзя сказать, что абсолютно все диктуется реестром. Так, при разработке
программного обеспечения для реестра исходили из законодательства. И все же
без определенной формализации тут не обошлось. К тому же не следует забывать
и о законе о языках в УССР от 1989 года, которым регламентировано, что наименования
предприятий должны быть на украинском языке.
- Признаться, меня несколько удивило ограничение, зафиксированное п.2.2 приказа.
Оно требует, чтобы при написании наименования юридического лица использовались
только прописные буквы. Что, строчных теперь не существует? Это означает, что
в учредительных документах предприятия и на его бланках при указании его полного
названия придется писать, например, «ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ
«АВС-ТРЕЙДІНГ УКРАЇНА»?
- Выходит, что так. У меня, например, были случаи, когда названия фирм отличались
лишь регистром. Поэтому возникали проблемы недобросовестной конкуренции. Теперь
их не будет. С бланками тоже нет проблем — вот вам бланк МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
УКРАИНЫ — все написано прописными. Мне кажется, что в данном случае позитив
превышает негатив.
- Хорошо, а как быть фирмам, которые уже зарегистрированы, ведь раньше таких
требований не было?
- Закон вступил в силу с 1 июля… Понятно, что он появился не в вакууме. В соответствии
с нормами переходных положений закона все субъекты, зарегистрированные ранее,
должны получить новое свидетельство без внесения платы за это. Кроме того, закон
предусматривает ежегодное подтверждение ведомостей о юридическом лице. При прохождении
этой новой процедуры тоже может встать вопрос о названии предприятия.
- К кому обращаться, чтобы подтвердить сведения о юридическом лице?
- К государственному регистратору. При этом заполняется соответствующая карточка.
Кстати, это норма европейского законодательства.
- Новые требования к написанию наименований касаются тех фирм, которые зарегистрированы
после 1 июля 2004 года. Это означает, что реестр не воспринимает наименования,
написанные по старым правилам?
- Тут есть определенные проблемы. Например, иногда органы регистрации соглашались
регистрировать субъекты предпринимательства, наименования которых писались латиницей.
Хотя в Конституции было четко определено, что государственным языком является
украинский. Поэтому наименования с латиницей были зарегистрированы с нарушением
и Конституции и закона о языке. Фактически регистрация началась еще с 1988 года,
в Украинской ССР. Тогда появился закон о кооперации, о предприятиях в СССР…
Не было ни требований к наименованию, ни требований к уставным документам. (Первые
требования к наименованиям появились только в середине 90-х, когда началась
активная работа налоговой и органов статистики с компьютерной техникой, что
потребовало определенной формализации.) Сказать, что все это так плохо, я не
могу. Мы тогда все учились, шел процесс. Поэтому, чтобы не останавливать хозяйственный
оборот, и эти предприятия в реестр включаются, но им рекомендуется привести
учредительные документы в части наименования в соответствии с требованиями законодательства,
действующего на момент их регистрации.
- Могут ли совпадать полные названия предприятий?
- Так как требования закона нельзя было выполнить до введения Единого реестра,
произошла ситуация, когда в стране регистрировались предприятия с одинаковыми
наименованиями.
- Что будет с этими компаниями-однофамильцами?
- Мы не имеем права их запретить или дать команду каждому из них пройти перерегистрацию.
Это не наша компетенция. Если государство тогда не сумело создать общенациональный
реестр, то мы не можем эти предприятия с тождественными наименованиями не включать
в Единый реестр. Эта проблема, на мой взгляд, требует отдельного законодательного
решения. В то же время Гражданский кодекс допускает существование одинаковых
коммерческих наименований, если имеющие их предприятия не пересекаются в хозяйственном
обороте.
- Не повлиял ли на активность учредителей переход со старой на новую систему
регистрации?
- Сейчас мы вышли на режим, когда в Украине ежедневно проводят различные действия
по регистрации 1800-2500 физических лиц-предпринимателей и 800-1000 юридических
лиц. Мы анализировали динамику регистрационных действий до 1 июля. Тогда среднее
их количество составляло около 2000 действий в день. Сами понимаете, введение
такой системы не бывает гладким. Поэтому возникают некоторые проблемы. Например,
в Киеве начали регистрацию по-новому с первого дня, но не могли работать на
полную мощность. Тут нужно заметить, что в некоторых районах столицы насчитывается
до 45 тыс. юридических лиц, и если они одновременно придут у госрегистратору,
то очереди не избежать. Такое же положение в областных центрах и крупных городах.
- Сейчас перед учредителями новых компаний стоит задача выбора названия. Вы
подтвердили, что послабления, касающиеся тождественности наименований, на них
не распространяются. Хотелось бы оценить, насколько широк у них выбор. А это
зависит от того, включены ли уже сейчас в реестр названия предприятий, зарегистрированных
до 1 июля.
- Сказать, что все включены, я не могу, но цифра уже сейчас очень близка к
100%. Ведь была проделана серьезная подготовительная работа.
- Как выбрать наименование, чтобы не создать однофамильца?
- Есть такая процедура, как резервирование наименований. Она уже работает.
Предприниматель имеет возможность (если пожелает) ею воспользоваться.
- Но ведь предприниматель сейчас попал в ситуацию, когда он выбирает или резервирует
вслепую. Насколько мне известно, он не знает, какие названия уже существуют.
Думаю, что это проблема, приводящая к потере времени и средств. Тем более что
в случае неудачной попытки деньги, заплаченные за резервирование «втемную»,
учредителям не возвращаются.
- Определенные поля реестра будут доступны в Интернете — наименование юрлица,
место нахождения, возможно, данные о руководителе. Тогда этот вопрос снимется
автоматически.
- А что же делать сейчас? Я вижу очень мало смысла в таком резервировании.
Посоветуйте что-нибудь более простое и эффективное на переходный период.
- Придется проявить творчество и отойти от стандартных наименований и шаблонов
их создания.
- Что делать со словами иностранного происхождения и аббревиатурами?
- Без слов иностранного происхождения мы не сможем обойтись. Аббревиатуры тоже
допускаются.
- Допускается ли тождественность сокращенных наименований?
- Тут жесткости нет. Давайте исходить из того, что по закону предприятие может
вообще не иметь сокращенного наименования.
- На печати компании должно быть полное название?
- Да.
- Тогда как можно уместить наименование, состоящее из 182 символов, предусмотренных
п.2.1. Требований?
- Поверьте моему опыту, есть и более длинные названия. Мы с учетом опыта дали
для наименования максимально возможное поле.
- Могут ли учредители, пробравшиеся через дебри правописания наименований,
рассчитывать на то, что система «единого окна» уже заработала в полную
силу?
- Процесс несколько затянулся. На сегодняшний день с налоговой уже подписано
соглашение о передаче данных. На уровне программных средств отработана система
передачи. Теперь очередь за отделом статистики, Пенсионным фондом и фондом социального
страхования. (С ними у нас тоже есть проекты соглашений об обмене информацией.)
То есть всеми теми, кто занимается легализацией юридического лица после регистрационной
процедуры. Основой для учета в этих органах станут сведения из нашего реестра,
фактически — информация из регистрационной карточки. Они должны передаваться
автоматически после проведения регистрации. Государственные органы будут получать
наши данные и возвращать информацию о постановке субъектов на учет. Тогда реализуется
принцип «единого окна»: после регистрации и до момента сдачи отчетности
предприниматель может никуда не ходить.
- А сейчас предпринимателям приходится по старинке обходить все инстанции?
- Пока так. Но мы делаем все, чтобы этого не было. А информацию готовы передавать
хоть сейчас. Было бы кому ее принимать. Наиболее заинтересованной в этом смысле
оказалась налоговая администрация.
- Срок регистрации сократился до трех дней?
- Такие сроки позволяют выдерживать техника и программное обеспечение при условии
нормальной работы системы. Реестр должен стать инструментом для нормального
ведения и развития бизнеса, особенно, если он будет подключен к европейскому
реестру бизнеса. Скажите, пожалуйста, где еще можно получить информацию о субъекте
предпринимательской деятельности? Налоговая такие данные не предоставит. И это
правильно — их реестр закрыт. Некоторые данные можно получить в органах статистики,
но только по юридическим лицам. Используя нашу базу, несложно убедиться в легальности
той или иной структуры. Уже этого в наше время бывает достаточно. Кроме того,
можно узнать, как долго зарегистрирован субъект, размер и состав его уставного
капитала, отвечают ли его чистые активы уставному капиталу. Да, не все будет
бесплатно. Но информация того стоит. Система уже работает, у нее серьезный потенциал.
Это элементарная культура ведения бизнеса — знать своего партнера.
полезный материал? Нажмите:
|