Всемирная организация интеллектуальной собственности
(см. начало)
...
Для малого и среднего предприятия (МСП) достижение признания потребителей и
верности покупателей представляет собой сложную задачу. Независимо от качества
товаров, получение доступа к магазинам розничной торговли, местным рынкам и
сетям распределения товаров, а также популяризация продуктов среди потребителей
требуют значительных инвестиций, которые могут превысить бюджет многих фирм.
С учетом незначительного масштаба производства, многие МСП испытывают трудности
в проведении мощной маркетинговой кампании, которая позволит им разместить на
рынке их изделия, и создаст репутацию для их товаров, которая будет привлекать
потребителей. Какие здесь могут быть варианты?
Старая поговорка гласит: «Если вы не можете победить их, присоединяйтесь
к ним». И в этих словах заложена большая мудрость. Работая вместе, МСП
могут организовать совместную маркетинговую кампанию для своих продуктов, используя
коллективные знаки. В действительности, многие выскажут довод о том, что одной
из главных проблем для МСП является не столько их размер, сколько их изоляция.
Коллективные знаки могут быть использованы в качестве полезной основы для установления
связей между различными МСП, выпускающими аналогичные продукты, помогая им расширять
признание и репутацию своих продуктов.
МСП могут также зарегистрировать свой продукт в качестве географического указания,
если они считают, что между их продуктом и географическим районом, в котором
он производится, существует четкая связь. Это будет гарантировать исключительность
использования географического указания (например «шампанское» или
«текила») для рекламы их продуктов.
Наконец, они могут использовать сертификационные знаки для удостоверения соответствия
продукта требуемым стандартам, указывая таким образом потребителям на то, что
их продукт был проверен организацией, считающейся компетентной в вопросах сертификации
продуктов, и удовлетворяет необходимым требованиям. Это также может помочь компании
разместить на рынке свои продукты и добиться улучшения ее имиджа среди потребителей.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗНАКИ
В законодательстве по интеллектуальной собственности большинства стран имеются
положения об охране коллективных знаков. Коллективные знаки обычно определяются
как обозначения, которые позволяют отличать географическое указание, материал,
способ производства или другие общие характеристики товаров или услуг различных
предприятий, использующих коллективный знак. Владельцем такого знака может быть
либо ассоциация, в число членов которой входят такие предприятия, или любой
другой субъект, включая общественную организацию или кооператив.
Владелец коллективного знака несет ответственность за обеспечение его членами
соответствия определенным стандартам (обычно зафиксированным в положениях, касающихся
использования коллективных знаков). Таким образом, функция коллективного знака
заключается в информировании публики о некоторых конкретных свойствах продукта,
в отношении которого используется коллективный знак. Большинство стран требует,
чтобы к заявке на коллективный знак был приложен экземпляр положений, регулирующих
использование коллективного знака.
Коллективные знаки часто используются для рекламы продуктов, характерных для
конкретного региона. В таких случаях создание коллективного знака не только
помогает размещать такие продукты на внутреннем, а иногда на иностранных рынках,
но также обеспечивает основу для сотрудничества между местными производителями.
Фактически, создание коллективного знака должно осуществляться одновременно
с разработкой некоторых стандартов и критериев и общей стратегии. В этом смысле
коллективные знаки могут стать мощным средством местного развития.
Возьмем в частности продукты, которые могут иметь некоторые отличия, характерные
для производителей в данном регионе, связанные с историческими, культурными
и социальными условиями данного района. Коллективный знак может использоваться
для воплощения таких особенностей, а также в качестве основы для маркетинга
упомянутых продуктов, принося таким образом пользу всем производителям.
Поэтому ассоциации МСП могут регистрировать коллективные знаки с целью совместного
маркетинга продуктов группы МСП и повышения репутации продуктов. Коллективные
знаки могут использоваться вместе с отдельными товарными знаками производителя
конкретного товара. Это позволяет компаниям обеспечивать отличие их продуктов
от продуктов конкурентов, в то же время пользуясь доверием потребителей продуктов
или пользователей услуг, предлагаемых под этим коллективным знаком.
Таким образом, коллективные знаки могут стать для МСП полезным средством, помогающим
решать некоторые задачи, связанные с их небольшим размером и изолированностью
на рынке. Национальные ведомства промышленной собственности могут предоставить
более подробную информацию о процедурах регистрации и использования коллективных
и сертификационных знаков.
В качестве практической иллюстрации того, как работают на практике коллективные
знаки, смотри пример «Чиримоя Кумбе» и «APDL Кахамарка».
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Что такое географическое указание?
Географическое указание — это обозначение, используемое на товарах, которые
имеют особое географическое происхождение и обладают свойствами или репутацией,
присущими этому месту происхождения. В более общем плане географическое указание
состоит из названия места происхождения товаров. Типичным примером могут являться
сельскохозяйственные продукты, свойства которых обусловлены местом, где они
произведены, и обусловлены такими особыми местными географическими факторами,
как климат и почва. Функционирование обозначения в качестве географического
указания определяется национальным законодательством и восприятием потребителей.
Географические указания могут использоваться в связи с широким разнообразием
сельскохозяйственной продукции, как например, «Tuscany» применительно
к оливковому маслу, произведенному в особом районе Италии (охраняется в Италии
Законом № 169 от 5 февраля 1992 г.) или «Roquefort» в отношении сыра,
произведенного во Франции (охраняется в Европейском союзе в соответствии с Правилом
(ЕС) № 2081/92 и в Соединенных Штатах в соответствии с сертификационным регистрационным
знаком № 571/798).
Могут ли географические указания использоваться только в отношении сельскохозяйственных
продуктов?
Использование географических указаний не ограничено сельскохозяйственными продуктами.
Они могут также подчеркивать особые свойства продукта, которые являются результатом
человеческих факторов, присущих месту происхождения этих продуктов, в частности
таких, как особые навыки и традиции изготовления. Таким местом происхождения
может быть поселок или город, регион или страна. Примером последней может служить
указание «Switzerland» («Швейцария») или «Swiss»
(«швейцарский»), которое во многих странах воспринимается как географическое
указание товаров, изготовленных в Швейцарии, и в частности, в отношении часов.
Что такое наименование места происхождения?
Наименование места происхождения товаров — это особый вид географического указания,
используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно
или главным образом определяются характерными для данного географического объекта
природными условиями, в которых производятся такие товары. Концепция географического
указания включает в себя наименования мест происхождения.
Каково назначение географического указания?
Географическое указание указывает на особое место или регион производства,
которые определяют особые свойства товара, происходящего из этого места или
региона. Очень важно, чтобы особые свойства и репутация данного товара определялись
этим местом. Поскольку особые свойства зависят от географического места, где
производится товар, существует особая «связь» между товарами и местом,
где они были первоначально произведены.
Почему географические указания нуждаются в охране?
Географические указания рассматриваются потребителями как показатель происхождения
и качества товаров. Многие из них приобрели ценную репутацию, которая при отсутствии
надлежащей охраны может быть искажена нечестными коммерческими дельцами. Ложное
использование географических указаний лицами, не имеющими разрешения на такое
использование, наносит ущерб потребителю и законным производителям. Потребители
являются обманутыми и введенными в заблуждение в том смысле, что они покупают
якобы настоящий продукт, обладающий особыми качествами и свойствами, в то время
как фактически они приобретают не представляющую никакой ценности имитацию.
Законным производителям наносится ущерб, поскольку у них отнимают ценный бизнес
и вредят установившейся репутации их продукции.
Какова разница между географическим указанием и товарным знаком?
Товарный знак — это обозначение, используемое предприятиями для того, чтобы
отличить их товары и услуги от товаров и услуг других предприятий. Товарный
знак предоставляет владельцу право запрещать его использование другими лицами.
Географическое указание информирует потребителей, что товар произведен в определенном
месте и имеет особые свойства, которые определяются местом его изготовления.
Оно может использоваться всеми производителями, которые в обозначенном географическим
указанием месте производят товары, обладающие характерными свойствами.
Как охраняется географическое указание?
Географические указания охраняются в соответствии с национальным законодательством
и согласно широкому спектру концепций, в частности, таких как законодательство
по борьбе с недобросовестной конкуренцией, законодательство по охране интересов
потребителей, законодательство по охране сертификационных знаков или специальные
законы по охране географических указаний или наименований места происхождения.
По существу, лица, не имеющие надлежащего разрешения, не могут использовать
географические указания, если такое использование может ввести публику в заблуждение
в отношении действительного происхождения товаров. Применимые санкции варьируются
от судебных запретов, предотвращающих несанкционированное использование, до
возмещения убытков и штрафов или, в случае серьезных нарушений, тюремного заключения.
Как географические указания охраняются на международном уровне?
Ряд договоров, административные функции которых выполняет Всемирная организация
интеллектуальной собственности (ВОИС), предусматривают охрану географических
указаний, главным образом это Парижская конвенция по охране промышленной собственности
1883 г. и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения
и их международной регистрации. Кроме того, Статьи 22 — 24 Соглашения о торговых
аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) регулируют международную
охрану географических указаний в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).
Что такое «родовое» географическое указание?
Если название местности используется в качестве обозначения определенного вида
товара вместо наименования места происхождения этого товара, то такой термин
больше не применяется в качестве географического указания. Например, «Dijon
Mustard» («Дижонская горчица») — вид горчицы, происходящей из
французского города Дижон, с течением времени стала обозначать определенный
вид горчицы, независимо от места его производства, в то время как раньше «Дижонская
горчица» изготовлялась только в Дижоне.
Какова роль ВОИС в охране географических указаний?
ВОИС осуществляет администрацию ряда международных соглашений, которые частично
или полностью регулируют охрану географических указаний (в особенности Парижская
конвенция по охране промышленной собственности и Лиссабонское соглашение об
охране наименований мест происхождения и их международной регистрации). Кроме
того, в рамках Постоянного комитета по законодательству о товарных знаках, промышленных
образцах и географических указаниях, в работе которого участвуют государства-члены
ВОИС и другие заинтересованные организации, ВОИС исследует новые пути совершенствования
международной охраны географических указаний.
Сертификационные знаки
Ряд стран также предусматривает меры по охране сертификационных знаков. Сертификационные
знаки обычно выдаются для удостоверения соответствия с определенными стандартами,
но они не ограничены каким-либо членством. Они могут быть использованы любым
лицом, которое может удостоверить факт, что данные продукты удовлетворяют определенным
установленным стандартам. К числу хорошо известных сертификационных знаков относится
знак WOOLMARK, который удостоверяет, что изделия, в отношении которых он используется,
изготовлены из 100% шерсти.
Во многих странах основное различие между коллективными и сертификационными
знаками заключается в том, что первые могут использоваться только определенной
группой предприятий, например, членами ассоциации, в то время как сертификационные
знаки могут использоваться любым лицом, которое обеспечивает выполнение стандартов,
определенных владельцем сертификационного знака. Важным требованием в отношении
сертификационного знака является то, что субъект, который подает заявку о регистрации,
считается «компетентным для сертификации» соответствующих продуктов.
Сертификационные знаки могут использоваться вместе с индивидуальным товарным
знаком изготовителя конкретного товара. Используемый в качестве сертификационного
знака ярлык будет свидетельством того, что продукты компании удовлетворяют конкретным
стандартам, предусмотренным для целей использования сертификационного знака.
(продолжение)
источник:
Интеллектуальная собственность для бизнеса. Малые и средние предприятия (МСП)
полезный материал? Нажмите:
|