Всемирная организация интеллектуальной собственности
(см. начало)
...
Прежде чем ваше МСП сможет воспользоваться активами интеллектуальной собственности
(ИС) оно должно приобрести права ИС. Ряд прав ИС должны быть предоставлены и
зарегистрированы. На национальном уровне ведомства ИС соответствующих стран
являются единственными учреждениями, кому поручено предоставлять или регистрировать
права ИС. Процедура приобретения и сохранения этих прав может быть различной
в разных странах, но основные принципы и особенности этой процедуры являются
общими для большинства стран. Следует также отметить, что при выполнении определенных
условий права ИС могут также приобретаться на региональном и международном уровнях
(см. «Охрана прав интеллектуальной собственности вашего МСП за границей?«).
Прежде чем запрашивать охрану для вашего МСП в какой-либо конкретной стране,
вам рекомендуется изучить правовую систему этой страны, регулирующую вопросы
ИС. Имеются различные источники информации о законодательстве в области ИС.
Вероятно для получения более подробной информации об охране ИС в вашей стране
необходимо прежде всего обратиться на ваше национальное ведомство ИС или ведомство
по авторскому праву. Кроме того, вы можете проконсультироваться со Сборником
законов с электронным доступом (СЗЭД) (http://clea.wipo.int или http://www.wipo.int/clea/en/).
Часто рекомендуется запросить совет у юриста ИС или поверенного, особенно в
тех случаях, когда соответствующее законодательство по ИС требует, чтобы заявитель,
не проживающий в стране, был представлен юристом или поверенным, имеющим право
действовать в этой стране. Ведомство ИС или юрист/поверенный ИС должны суметь
проконсультировать вас о том, имеются ли для вашего МСП особые льготы в виде
сокращения пошлин при приобретении и сохранении ИС.
ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРАВ ИС
- Ниже кратко излагаются процедуры получения и сохранения охраны прав интеллектуальной
собственности вашим МСП:
- Патенты
- Полезные модели
- Товарные знаки/знаки обслуживания
- Коллективные знаки
- Общеизвестные знаки
- Географические указания
- Промышленные образцы
- Авторское право
ПАТЕНТЫ
Патент представляет собой исключительное право, предоставленное на продукт или
способ, который позволяет сделать что-либо по новому или предлагает новое техническое
решение задачи (более подробное объяснение см. http://www.wipo.int/ru/about-ip/patents.html).
Некоторые общие особенности процедур выдачи и поддержания патентов в силе
В ряде стран патенты предоставляются после того, как считаются удовлетворенными
основные критерии патентоспособности (новизна, изобретательский уровень и промышленная
применимость). Однако многие страны из-за финансовых и других соображений не
проводят экспертизу по существу. Такие ведомства ограничиваются рассмотрением
формальных требований, которые вам надлежит выполнить до подачи вашей заявки
на патент. Некоторые страны, которые проводят экспертизу по существу, делают
это автоматически после получения заявки на патент, в то время как другие делают
это лишь после получения специальной просьбы. Такой запрос о проведении экспертизы
должен подаваться в течение определенного периода времени, который согласно
применимому патентному праву может составлять до нескольких лет. В зависимости
от наличия возможности отложить проведение экспертизы, а также от того разрешена
ли процедура возражения до предоставления патента, для процедуры выдачи патента
может потребоваться много времени. Поэтому во многих странах и на международном
уровне предпринимаются усилия по ускорению процедуры, предшествующей выдаче
патента. Кроме того, ряд стран предусматривают, что патентные заявки должны
публиковаться после определенного периода времени (обычно по истечении 18 месяцев
с даты подачи заявки или в случае притязаний на приоритет с даты приоритета
(см. наиболее часто задаваемые вопросы)).
Как правило от заявителя требуется уплатить заявочную пошлину и иногда также
пошлину за проведение экспертизы (если проводится экспертиза по существу) и
ежегодную пошлину за поддержание патента в силе. В большинстве стран пошлины
за поддержание патента в силе должны уплачиваться ежегодно (аннуитет). В соответствии
с международными обязательствами по Парижской конвенции по охране промышленной
собственности и Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
(Соглашение ТРИПС) имеется минимальный шестимесячный период освобождения от
уплаты пошлины за поддержание патента в силе, хотя страны имеют право допускать
и более длительные льготные периоды. Неуплата пошлины за поддержание патента
в силе в течение льготного периода приведет к ретроактивному прекращению действия
патента, т.е. с первоначальной даты аннуитета.
Практическую информацию о расходах на патентование, о времени, необходимом
для получения патентов, и другие наиболее часто задаваемые вопросы см. ссылку
или свяжитесь с вашим национальным ведомством ИС.
ПОЛЕЗНЫЕ МОДЕЛИ
В некоторых странах изобретения могут также охраняться с помощью полезных моделей,
которые также известны как «малые патенты» или «полезные инновации».
Условия для регистрации полезных моделей являются обычно менее строгими (поскольку
требуется лишь значительно менее существенный изобретательский уровень или он
не требуется вообще), процедура регистрации является более оперативной (поскольку
новизна и изобретательский уровень обычно не становятся объектом экспертизы
до регистрации) и пошлины за приобретение и поддержание полезных моделей в силе
обычно ниже пошлин, которые применимы к патентам. Заявки, как правило, подаются
в национальное ведомство ИС.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК/ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ
Товарный знак или знак обслуживания — это отличительное обозначение, которое
идентифицирует определенные товары или услуги, производимые или предоставляемые
конкретным лицом, предприятием или группой лиц/предприятий, и которое позволяет
потребителю отличить их от товаров и услуг других лиц (более подробное объяснение
см. http://www.wipo.int/ru/about-ip/trademarks.html).
Некоторые общие особенности процедур регистрации товарных знаков
В некоторых странах охрана знака может быть получена вследствие регистрации
или использования. В других странах в случае большинства товарных знаков вы
должны обязательно их зарегистрировать, если хотите обеспечить им охрану. Даже
если у вас есть вариант получения охраны без регистрации, т.е. на основе использования
знака, то и тогда целесообразно зарегистрировать знак для получения лучшей и
более солидной охраны.
Если вы хотите получить охрану товарного знака для вашего МСП путем регистрации,
то тогда вы должны подать заявку в национальное или, если такая возможность
существует, в региональное ведомство по товарным знакам. Далее, ведомство после
уплаты вами требуемой пошлины проводит экспертизу заявки. Имеется целый ряд
причин, в силу которых ваша заявка может быть отклонена. На практике чаще всего
заявки отклоняются на том основании, что:
(i) имеется вероятность того, что потребители будут путать ваш знак со знаком,
который уже включен в реестр или в отношении которого подана заявка или с незарегистрированным
общеизвестным знаком;
(ii) ваш знак лишь описывает товар или услугу или особенность товара или услуги;
(iii) ваш знак состоит из географического термина, который вводит в заблуждение
или не должен монополизироваться одним единственным предприятием;
(iv) ваш знак нарушает публичный порядок или нормы морали; или
(v) ваш знак состоит или содержит без полученного на то разрешения элемент,
который тождественен или сходен с официальным знаком, гербом, флагом и другой
эмблемой, сокращенным наименованием государственной или межправительственной
организации.
Если закон о товарном знаке какой-либо страны предусматривает процедуру возражения,
заявка публикуется после ее рассмотрения и любые заинтересованные лица будут
иметь возможность возражать против регистрации знака, если они считают, что
их права могут быть затронуты его регистрацией. В этом случае ведомство принимает
решение на основе доказательств, предоставленных обеими сторонами, и это решение
обычно может быть обжаловано.
В зависимости от национального законодательства первоначальный период регистрации
составляет не менее 7 лет (обычно 10 лет). Однако в отличие от других прав промышленной
собственности регистрация знаков может быть возобновлена после уплаты пошлины
за возобновление до бесконечности. См. также «Поиск по фондам товарных
знаков».
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗНАКИ
Хотя это определение может быть разным в различных странах мира, коллективные
знаки обычно определяются как знаки, которые отличают географическое происхождение,
материал, способ изготовления, качество и другие общие характеристики товаров
и услуг различных предприятий, использующих коллективный знак. Их владельцем
может быть либо ассоциация, членами которой являются эти предприятия, или любой
другой орган, в том числе государственное учреждение или кооператив. Большинство
стран требуют, чтобы заявка на регистрацию коллективного знака сопровождалась
копией инструкции, регулирующей использование коллективного знака, и не позволяют
давать лицензию на коллективный знак. Подобно товарным знакам/знакам обслуживания
коллективные знаки также сохраняются в силе после уплаты пошлины за возобновление.
ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ ЗНАКИ
Общеизвестные товарные знаки и знаки обслуживания пользуются в большинстве стран
охраной от знаков, которые считаются воспроизводством, имитацией или переводом
этого знака, при условии, что они могут вызвать путаницу в соответствующем секторе
общества. Общеизвестные знаки обычно охраняются независимо от того, зарегистрированы
они или нет, в отношении товаров и услуг, которые являются идентичными или схожими
с теми товарами и услугами, в отношении которых они завоевали свою репутацию.
Во многих странах при определенных условиях они также охраняются и в отношении
несхожих товаров и услуг. Следует отметить, что хотя нет общесогласованного
подробного определения того, что является «общеизвестным знаком»,
страны могут воспользоваться документом «Совместная рекомендация ВОИС о
положениях в отношении охраны общеизвестных знаков».
Охрана общеизвестных знаков
Многие страны охраняют незарегистрированные общеизвестные знаки в соответствии
со своими международными обязательствами по Парижской конвенции по охране промышленной
собственности и Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
(Соглашение ТРИПС). Соответственно, не только крупные компании, но также и МСП
могут иметь хорошие шансы установить достаточно добросовестные отношения со
своими клиентами, с тем чтобы их знаки могли быть признаны в качестве общеизвестных
знаков и получить охрану без регистрации. Тем не менее рекомендуется добиваться
регистрации, особенно если учесть тот факт, что многие страны предусматривают
широкую охрану зарегистрированных общеизвестных знаков от подмены (статья 16.3
ТРИПС), т.е. репутация знака подрывается вследствие неразрешенного использования
этого знака другими лицами.
Вы должны знать о том факте, что ряд законов о товарных знаках просто претворяют
в жизнь обязательства по статье 16.3 Соглашения ТРИПС и охраняют зарегистрированные
общеизвестные товарные знаки лишь при условиях, что:
- товары и услуги, в отношении которых используется другой знак или запрашивается
охрана, не идентичны и несхожи с товарами, в отношении которых общеизвестный
знак завоевал свою репутацию;
- использование другого знака будет указывать на связь между этими товарами
и владельцем общеизвестного знака, и
- его интересам в результате такого использования по всей вероятности будет
нанесен ущерб.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Могут ли географические указания использоваться только в отношении сельскохозяйственных
продуктов?
Использование географических указаний не ограничено сельскохозяйственными продуктами.
Они могут также подчеркивать особые свойства продукта, которые являются результатом
человеческих факторов, присущих месту происхождения этих продуктов, в частности
таких, как особые навыки и традиции изготовления. Таким местом происхождения
может быть поселок или город, регион или страна. Примером последней может служить
указание «Switzerland» («Швейцария») или «Swiss»
(«швейцарский»), которое во многих странах воспринимается как географическое
указание товаров, изготовленных в Швейцарии, и в частности, в отношении часов.
Что такое наименование места происхождения?
Наименование места происхождения товаров — это особый вид географического указания,
используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно
или главным образом определяются характерными для данного географического объекта
природными условиями, в которых производятся такие товары. Концепция географического
указания является более широкой, чем наименование места происхождения. Примерами
наименований места происхождения, которые охраняются в государствах-участниках
Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной
регистрации, являются «Bordeaux» («Бордо») в отношении вина,
произведенного в местности Бордо, Франция (регистрация № 80) «Havana»
(«Гавана») в отношении табака, выращиваемого в районе Гаваны, Куба
(регистрация № 472) или «Tequila» («Текила») в отношении
спиртных напитков, изготовленных в определенных областях Мексики (регистрация
№ 669).
Каково назначение географического указания?
Географическое указание указывает на особое место или регион производства,
которые определяют особые свойства товара, происходящего из этого места или
региона. Очень важно, чтобы особые свойства и репутация данного товара определялись
этим местом. Поскольку особые свойства зависят от географического места, где
производится товар, существует особая «связь» между товарами и местом,
где они были первоначально произведены.
Почему географические указания нуждаются в охране?
Географические указания рассматриваются потребителями как показатель происхождения
и качества товаров. Многие из них приобрели ценную репутацию, которая при отсутствии
надлежащей охраны может быть искажена нечестными коммерческими дельцами. Ложное
использование географических указаний лицами, не имеющими разрешения на такое
использование, например, «Darjeeling» («Дарджилинг») в отношении
чая, который не выращивается на чайных плантациях Дарджилинга, наносит ущерб
потребителю и законным производителям такого чая. Потребители являются обманутыми
и введенными в заблуждение в том смысле, что они покупают якобы настоящий продукт,
обладающий особыми качествами и свойствами, в то время как фактически они приобретают
не представляющую никакой ценности имитацию. Законным производителям наносится
ущерб, поскольку у них отнимают ценный бизнес и вредят установившейся репутации
их продукции.
Какова разница между географическим указанием и товарным знаком?
Товарный знак — это обозначение, используемое предприятиями для того, чтобы
отличить их товары и услуги от товаров и услуг других предприятий. Товарный
знак предоставляет владельцу право запрещать его использование другими лицами.
Географическое указание информирует потребителей, что товар произведен в определенном
месте и имеет особые свойства, которые определяются местом его изготовления.
Оно может использоваться всеми производителями, которые в обозначенном географическим
указанием месте производят товары, обладающие характерными свойствами.
Как охраняется географическое указание?
Географические указания охраняются в соответствии с национальным законодательством
и согласно широкому спектру концепций, в частности, таких как законодательство
по борьбе с недобросовестной конкуренцией, законодательство по охране интересов
потребителей, законодательство по охране сертификационных знаков или специальные
законы по охране географических указаний или наименований места происхождения.
По существу, лица, не имеющие надлежащего разрешения, не могут использовать
географические указания, если такое использование может ввести публику в заблуждение
в отношении действительного происхождения товаров. Применимые санкции варьируются
от судебных запретов, предотвращающих неразрешенное использование, до возмещения
убытков и штрафов или, в случае серьезных нарушений, тюремного заключения.
Как географические указания охраняются на международном уровне?
Ряд договоров, административные функции которых выполняет Всемирная организация
интеллектуальной собственности (ВОИС), предусматривают охрану географических
указаний, главным образом это Парижская конвенция по охране промышленной собственности
1883 г. и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения
и их международной регистрации. Кроме того, Статьи 22 — 24 Соглашения о торговых
аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) регулируют международную
охрану географических указаний в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).
Что такое «родовое» географическое указание?
Если название местности используется в качестве обозначения определенного вида
товара вместо наименования места происхождения этого товара, то такой термин
больше не применяется в качестве географического указания. Например, «Dijon
Mustard» («Дижонская горчица») — вид горчицы, происходящей из
французского города Дижон, с течением времени стала обозначать определенный
вид горчицы, независимо от места его производства, в то время как раньше «Дижонская
горчица» изготовлялась только в Дижоне.
Какова роль ВОИС в охране географических указаний?
ВОИС осуществляет администрацию ряда международных соглашений, которые частично
или полностью регулируют охрану географических указаний (в особенности Парижская
конвенция по охране промышленной собственности и Лиссабонское соглашение об
охране наименований мест происхождения и их международной регистрации). Кроме
того, государства-члены ВОИС и другие заинтересованные стороны на заседаниях
ВОИС исследуют новые пути совершенствования международной охраны географических
указаний.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ
Промышленные образцы — это сочетание линий или цветов, или любых трехмерных
форм, которые придают продукту или изделию особый внешний вид. Они охраняют
оформительский или эстетический аспект полезного изделия, которое обычно апеллирует
к зрению и осязанию и может быть воспроизведено в больших количествах (более
подробное объяснение см. http://www.wipo.int/ru/about-ip/industrial_designs.html,
http://www.wipo.int/hague/en/index.html)
Некоторые общие особенности процедур охраны промышленных образцов
В большинстве стран охрана промышленных образцов может быть получена лишь через
регистрацию. В ряде этих стран до регистрации промышленного образца не проводится
никакого поиска и никакой экспертизы по существу. Некоторые страны предусматривают
поиск и экспертизу в том случае, если заявка на промышленный образец была опубликована,
и третья сторона возражает против ее регистрации, уведомив о возражении. И лишь
в нескольких странах охрана может быть также получена для незарегистрированных
промышленных образцов.
Как правило, для получения охраны путем регистрации образец должен быть «новым»
или «оригинальным». Продолжительность охраны является разной в различных
странах. В то время как обычный срок охраны составляет 15 лет (первоначальный
период в 5 лет с возможностью продления на два последующих периода по 5 лет
каждый), некоторые страны предоставляют охрану лишь на 10 лет, в то время как
другие допускают срок до 25 лет. Продление охраны обычно обусловлено уплатой
пошлины за продление. Однако в отличие от знаков, охрана промышленных образцов
после ее предоставления не подлежит прекращению, если они активно не используются.
АВТОРСКОЕ ПРАВО
Авторско-прововая охрана охватывает оригинальные произведения в литературной
(включая программное обеспечение), музыкальной и художественной областях, независимо
от способа и формы выражения. Приобретение авторско-правовой охраны осуществляется
обычно автоматически после того, как ваше произведение зафиксировано в какой-либо
материальной форме. Однако в некоторых случаях может иметься возможность, и
в исключительных случаях необходимость, в регистрации авторского права (более
подробное пояснение см. http://www.wipo.int/ru/about-ip/copyright.html.
ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
К числу проблем, с которыми большинство МСП сталкивается при приобретении охраны
ИС, относятся следующие:
- нехватка надлежащего персонала для проведения необходимой подготовительной
работы к приобретению ИС, например, первоначального поиска и других процедур,
предшествующих подаче заявки;
- связанные с этим большие расходы, в частности в процессе патентования, которые
могут сочетаться с расходами на перевод документов и выплату гонораров юристам
или поверенным по ИС;
- неадекватная осведомленность сотрудников о правах ИС и процедурах их охраны.
В определенной степени расходы, связанные с приобретением ИС, могут быть уменьшены,
если вы лучше понимаете, как можно эффективно использовать систему ИС. МСП могут
также сократить усилия и затраты на приобретение ИС, добиваясь охраны ИС через
региональные или международные соглашения (см. «Охрана прав интеллектуальной
собственности вашего МСП за границей»), используя особые услуги, предлагаемые
МСП, когда это возможно, или выбирая меньший уровень охраны, как например, в
случае охраны полезной модели, если законодательство данной страны или стран
допускает такие формы охраны.
Охрана прав интеллектуальной собственности вашего МСП за границей
ПОЧЕМУ ВАШЕ МСП ДОЛЖНО ОХРАНЯТЬ ИС ЗА ГРАНИЦЕЙ?
Рано или поздно многие малые и средние предприятия (МСП) действуют более чем
на одном рынке, продавая свою продукцию и услуги и предоставляя свои права ИС
и ноу-хау на условиях лицензии/франшизы за пределами своих национальных границ.
Однако права ИС являются территориальными, а это означает, что обычно они охраняются
лишь в той стране или регионе, где подана заявка и получена охрана. Поэтому
охрана ИС на экспортных рынках является важной для того, что пользоваться за
границей теми же преимуществами охраны, которые существуют и на внутреннем рынке.
Вы должны внимательно следить за тем, чтобы подать заявку на охрану ИС вовремя
во всех странах, в которые вы, по всей вероятности, будете экспортировать или
предоставлять под лицензию вашу продукцию и услуги в обозримом будущем (см.
«Как может интеллектуальная собственность расширить экспортные возможности
вашего МСП?»).
КОГДА ДОЛЖНО ВАШЕ МСП ОХРАНЯТЬ СВОЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ?
В качестве общей рекомендации мы советуем, чтобы ваше МСП убедилось в получении
как можно раньше адекватной охраны на всех соответствующих экспортных рынках.
Что касается патентов на изобретения, то большинство стран предусматривают
двенадцатимесячный приоритетный период с даты подачи первой заявки на получение
патентов в других странах. По истечении этого периода вы более не можете получить
патентную охрану в других странах. Это может означать существенную утрату поступлений
от ваших экспортных операций. (Краткое пояснение значения «даты приоритета»
см. Наиболее часто задаваемые вопросы.)
В отношении товарных знаков и промышленных образцов большинство стран предусматривает
шестимесячный приоритетный период с даты подачи первой заявки на регистрацию
товарных знаков и промышленных образцов.
Что касается авторского права, если вы являетесь гражданином или жителем страны-участницы
Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений или
членом Всемирной торговой организации (ВТО), связанным положениями Соглашения
ТРИПС, или если вы публикуете ваше произведение впервые или, по крайней мере,
одновременно в одной из таких стран, ваше авторское право будет автоматически
охраняться во всех других странах, которые являются участницами Бернской конвенции
или членами ВТО...
(продолжение)
источник:
Интеллектуальная собственность для бизнеса. Малые и средние предприятия (МСП)
полезный материал? Нажмите:
|