Всемирная организация интеллектуальной собственности
(см. начало)
...
Чем вам может быть полезен бизнес-план?
Бизнес-план — это механизм, обеспечивающий рентабельное использование деловых
ресурсов или активов на протяжении всего периода деятельности по разработке
и сохранению конкурентоспособности на рынке. Для нового предприятия — это схема
для достижения успеха, а для действующего предприятия — обзор состояния дел
на настоящий момент, каким образом предприятие оценивает себя и какими путями
оно достигает свои цели, чтобы стать и оставаться успешным.
Составление хорошего бизнес-плана требует значительной работы. Тогда возникает
вопрос, что оправдывает время и энергию, которые вы затрачиваете на создание
такого плана? Бизнес-план может быть использован в разнообразных целях:
- для изучения целесообразности вашей деловой идеи: Изложенный на бумаге бизнес-план
заставляет компанию продумать все ключевые вопросы, в частности потенциальную
потребность в ее продуктах или услугах, характер конкуренции, барьеры на пути
к проникновению на рынок, единое предложение о продаже новых или улучшенных
продуктов или услуг, необходимые ресурсы, критическое число рабочей силы,
соответствующие технологии и стратегические партнеры, получение фондов, прогнозируемые
начальные издержки, стратегия маркетинга и пр.
- для доступа к начальным услугам и финансированию: Деловые инкубаторы и потенциальные
инвесторы и кредиторы требуют наличия хорошо сформулированного и реалистичного
бизнес-плана. Как правило это не так, поэтому неудивительно, что около 80%
бизнес-планов, полученных инвесторами и бизнес инкубаторами, отвергаются.
- для обеспечения стратегического руководства: Бизнес-план является отправной
точкой, предоставляющей вам и вашей руководящей команде объективную основу
для определения способности предприятия реализовать свои цели в течение намеченного
времени и при использовании имеющихся в наличии ресурсов.
- для установления стандарта/статистической базы, на которые должны ориентироваться
дальнейшие деловые решения и результаты. в процессе развития предприятия этот
стандарт/статистическая база могут изменяться и в качестве такового, бизнес-план
является динамичным документом, который должен пересматриваться на основе
новых и развивающихся обстоятельств.
Почему необходимо интегрировать в ваш бизнес-план интеллектуальную собственность?
Новые или оригинальные знания и творческое выражение идей является движущей
силой успешного предприятия в 21-м веке. Поэтому гарантия таких знаний и творческого
выражения от нежелательного раскрытия или неправомерного использования конкурентами
становится все более важной для развития и сохранения преимуществ конкуренции.
Создание предприятия также требует различных видов других ресурсов, включая
целые сети взаимосвязей и источников финансирования. Система охраны интеллектуальной
собственности (ИС) предоставляет ключевой инструмент для (1) сдерживания недобросовестных
конкурентов, (2) развития взаимосвязи с сотрудниками, консультантами, поставщиками,
субподрядчиками, деловыми партнерами и покупателями и (3) получения фондов.
В целях принятия деловым инкубатором или привлечения инвестиций необходимо
подготовить качественный бизнес-план, который объективно рассматривает перспективы
предлагаемого предприятия. Для того, чтобы убедить инвесторов вам будет необходимо
показать, что (1) ваш продукт пользуется спросом на рынке, (2) ваш продукт по
своим качествам превосходит конкурирующие продукты, при наличии таковых, и (3)
вы предприняли достаточные шаги в целях предотвращения «безбилетного»
использования вашего успеха недобросовестными конкурентами.
Большинство предпринимателей выдвигает аргумент, что их продукция является
новаторской, уникальной или превосходит по своим качествам продукцию конкурентов.
Но так ли это в действительности? Если вы полагаете, что это так, вы должны
будете доказать это и самым лучшим доказательством новизны продукции может быть
патент (или результаты проведенного надежного патентного поиска).
Фирменные наименования, товарные знаки и названия доменов могут являться первостепенными
элементами, отличающими вашу продукцию от продукции конкурентов. Поэтому предлагаемые
вами фирменное наименование, товарный знак (знаки) и предлагаемое название (названия)
доменов должны тщательно отбираться и в вашем бизнес-плане должны быть отражены
шаги, предпринятые в направлении регистрации таких объектов.
Кроме того, на начальном этапе провайдеры услуг и инвесторы захотят убедиться,
что предлагаемый вами к продаже продукт не использует без разрешения коммерческую
тайну других компаний, материалы, охраняемые авторским правом, патентами или
другими правами ИС, поскольку это может привести к краху вашего предприятия
в ходе дорогостоящего судебного разбирательства. В некоторых секторах высоких
технологий риск нарушения прав ИС, принадлежащих третьим сторонам, очень высок
и на начальном этапе провайдеры услуг и инвесторы с неохотой берут на себя такой
риск, если вы не докажете (путем проведения поиска в области патентов или товарных
знаков), что такого риска не существует.
Для многих отраслей деловой практики конфиденциальность деловой информации
(такой, как подробности процесса производства, секретные изобретения, а также
техническое, финансовое и связанное с маркетингом «ноу-хау») сама
по себе может быть источником конкурентных преимуществ. В таких обстоятельствах
важно уведомить на начальном этапе провайдеров услуг и инвесторов, что ваше
предприятие обладает правами собственности и важной деловой информацией, известной
под названием «коммерческая тайна», и что вы предприняли необходимые
шаги для ее охраны от своих работников и конкурентов. Фактически, даже ваш бизнес-план
по существу является секретным документом, который не должен раскрываться, за
исключением случаев необходимости и даже здесь, как правило, после того, как
сотрудник, инвестор или другое заинтересованное лицо сначала подпишет соглашение
о нераскрытии или конфиденциальности информации.
Короче говоря, если ИС является важным активом вашего предприятия (т.е. если
вам принадлежат патенты или патентуемые технологии, промышленные образцы, коммерческие
секреты, зарекомендовавшие себя товарные знаки или экономические права на произведения,
охраняемые авторским правом), то это должно стать ключевой частью вашего бизнес-плана.
Адекватная ссылка на активы компании и ее рыночный потенциал должна быть сделана
не только путем перечисления материальных активов (т.е. фабрик, оборудования,
капиталов и пр.), но также и нематериальных активов, поскольку они приобретают
все более важное значение для успеха компании в исключительно конкурентной среде.
Как таковое любое указание, которое подтверждает факт надлежащего управления
активами ИС, скорее всего будет играть важную роль на начальном этапе в успешном
убеждении провайдеров услуг и инвесторов в потенциальных возможностях вашей
компании.
Каким образом ИС могут быть интегрированы в процесс составления бизнес-планов?
Написание плана требует хорошей подготовки. Перед составлением проекта вашего
бизнес-плана вам необходимо продумать ряд вопросов. Вам необходимо осознать
характер вашего предприятия; какие ресурсы потребуются для достижения ваших
деловых целей; какими будут ваши целевые рынки; какова жизнеспособность и потенциал
роста предприятия и пр. Вам также придется идентифицировать коммерческую актуальность
активов ИС, либо принадлежащих вам, либо к которым вы имеете законный доступ,
а также ресурсов, необходимых для получения и сохранения этих активов.
Приводимый ниже обзор перечисляет некоторые ключевые моменты в связи с ИС,
которые вам необходимо рассмотреть при подготовке вашего бизнес-плана. Важность
различных вопросов будет зависеть от особенностей вашей ситуации и характера
предприятия. Кроме того, этот перечень не является исчерпывающим и в зависимости
от ваших обстоятельств могут быть рассмотрены многие дополнительные вопросы.
Однако, ответы на эти вопросы могут помочь вам интегрировать активы ИС в процесс
составления вашего бизнес-плана.
1. Какие активы ИС принадлежат вам?
- Идентифицируйте и классифицируйте ваш портфель в области ИС. Это неизменно
включает конфиденциальную информацию/коммерческую тайну, фирменное наименование
(наименования) и товарный знак (знаки), также зачастую названия доменов, промышленные
образцы и авторское право и смежные права, и иногда полезные модели и патенты
на изобретения.
- Какие другие нематериальные активы принадлежат вам? В этом контексте также
рассмотрите соглашения о франшизе, лицензировании и распространении, права
на публикацию, договоры, информационные базы данных, программное обеспечение
компьютерных систем, профиль маркетинга, профессиональный опыт управления,
сеть распределения, технические навыки и пр.
2. Каков статус вашего портфеля ИС?
- Имеется ли у вас система идентификации ваших активов ИС?
Есть ли у вас портфель ИС? Когда он был создан? Кто является его создателем?
- Какие из имеющихся у вас активов ИС могут быть зарегистрированы? При наличии
таковых, зарегистрированы ли они уже или их еще предстоит зарегистрировать?
Зарегистрированы ли они также в иностранных государствах/на экспортных рынках?
Следует ли продлить регистрацию? Если да, то когда?
- Проводите ли вы или планируете ли вы проведение ревизий активов ИС? Если
да, какова их периодичность и кто их проводит?
3. Каким образом вы планируете охранять ваши активы ИС?
- Если вы коммерчески используете ваши активы ИС (будь то корпоративная коммерциализации
или при участии партнера), существует ли у вас соглашение на владение или
совместное владение вашими активами ИС?
- Если вы перепоручаете кому-либо часть вашей деловой активности, имеются
ли у вас надлежащие контракты, обеспечивающие ваши права ИС на перепорученную
работу и запрещают ли они другим лицам использовать преимущества или коммерциализировать
вашу продукцию без вашего предварительного разрешения?
- Насколько легко или трудно другим лицам надлежащим образом приобрести или
скопировать вашу секретную деловую информацию? Какие меры приняты для сохранения
секретности вашей конфиденциальной деловой информации? Действует ли у вас
единая политика безопасности и соответствующий план применительно к вашим
физическим и электронным активам? Если вы коммерчески используете ваши активы
ИС (будь то корпоративно или с партнером), есть ли у вас соглашения, поддерживающие
конфиденциальность вашей секретной деловой информации? Включили ли вы положения
о конфиденциальности или нераскрытии информации, или оговорку о неправомочности
в соглашение о найме с вашими ключевыми сотрудниками и деловыми партнерами?
- Обеспечили ли вы положение, при котором конфиденциальная деловая информация/коммерческие
тайны не помещаются или не утрачиваются в силу помещения на вашем веб-сайте?
Свободны ли все ваши заголовки адресатов ресурсов (URL) от конфиденциальной
информации? Предоставляют ли ваши веб-страницы связи со страницами, которые
содержат конфиденциальную информацию?
4. Насколько важны активы ИС для успеха вашего предприятия?
- В какой степени в настоящее время используются ваши активы ИС, являются
ли они потенциально полезными или больше не приносят пользы вашему предприятию?
- Зависит ли коммерческий успех вашего предприятия от активов ИС, будь то
ваши собственные или лицензированные активы? От каких видов активов ИС это
зависит?
- Обладаете ли вы новыми продуктами или способами, которые обеспечат уникальные
конкурентные преимущества? Если да, смогут ли они революционизировать данную
отрасль? Можно ли обеспечить защиту ассоциируемых прав ИС, предоставляя дополнительную
дифференциацию и препятствуя выходу конкурентов на рынок?
- Какие конкурентные преимущества обеспечивают вашему предприятию ваши активы
ИС (будь то собственные или лицензированные активы)? Проведите оценку и объясните
каким образом ИС обеспечивает или дополняет ценность вашим покупателям и содействует
развитию устойчивого уровня конкурентоспособности?
- Являются ли ваши коммерческие тайны, патенты, товарные знаки, произведения,
охраняемые авторским правом, и промышленные образцы достаточными для охраны
указанных аспектов, определяющих успех вашего предприятия?
5. Владеете ли вы сами всеми необходимыми активами ИС или же вы должны также
полагаться на активы ИС, принадлежащие другим лицам?
- Принадлежат ли вам используемые вами активы? Можете ли вы доказать это?
Располагаете ли вы записями, регистрациями, контрактами или другими доказательствами,
которые могут потребовать инвесторы, деловые партнеры или суд? Удалось ли
вам идентифицировать любой потенциальный иск третьих сторон в отношении принадлежащей
вам ИС (например, промышленных спонсоров или клиентов по контракту на исследования)?
- Уверены ли в том, что не нарушаете права ИС, принадлежащие другим лицам?
Можете ли вы доказать это (т.е. проводили ли вы поиск в области патентов,
товарных знаков и/или промышленных образцов)? Проверили ли вы тот факт, что
любой из ваших ключевых сотрудников, который ранее работал на конкурента,
связан положениями о неразглашении или непредоставлении конфиденциальной информации,
заключенным с предшествующим работодателем (работодателями). Необходим ли
вам доступ к ИС, принадлежащей третьим сторонам, в целях исследования вашей
деловой идеи? Предоставлялась ли вам необходимая лицензия (лицензии) для использования
ИС, которая не принадлежит вам?
- Подписали ли вы соглашение о конфиденциальности или нераскрытии информации
с вашим ключевым персоналом, контракторами, консультантами или другими внешними
поставщиками, которые используют в вашем предприятии любой вид ИС, который
они разработали в процессе работы на вас?
- При использовании услуг внешних контракторов для целей разработки и составления
ваших материалов по маркетингу и продвижению на рынке ваших товаров и услуг
или страниц вашего веб-сайта, указывают ли контракторы, кто является владельцем
ИС, которая будет создана? Если сотрудники делают это, входит ли эта работа
в объем их индивидуального соглашения о найме? Если нет, тогда зафиксировали
ли вы в письменном виде передачу авторского права или других соответствующих
прав ИС? Имеете ли вы надлежащее разрешение на использование письменных материалов,
графики, фотографии, музыки или других объектов, созданных третьими сторонами,
на использование в вашем веб-сайте или каким-либо другим образом?
- Содержит ли ваш веб-сайт метатеги, гиперсвязи, фреймы или другие глубокие
связи с другими веб-сайтами? Имеется ли на это соответствующее разрешение
заинтересованных третьих сторон?
6. Располагаете ли вы достаточными знаниями о стратегии ваших конкурентов
в области ИС и об их портфелях ИС?
- Имеется ли у вас план сбора конкурентной информации? Собираете ли вы или
планируете использовать информацию/ базы данных ИС для получения конкурентной
информации о ваших конкурентах? Путем проведения поиска по реестрам патентов,
товарных знаков и промышленных образцов вы можете получить подробную правовую,
техническую и деловую информацию о деятельности конкурентов и их продуктах.
Вы можете использовать эту информацию для оценки потенциальных возможностей
ваших продуктов на рынке. Кроме того, проведение поиска по объектам ИС позволяет
вам установить, можете ли вы охранять принадлежащую вам ИС, нарушаете ли вы
права ИС третьих сторон и нарушают ли другие лица ваши права или существует
ли вероятность нарушения принадлежащих вам прав ИС.
- Существуют ли какие-либо барьеры в контексте ИС для поступления ваших продуктов
на конкурентный рынок, т.е. патенты, товарные знаки или промышленные образцы,
которые подрывают лояльность покупателей к корпоративному имиджу конкурента,
его маркировке и пр.?
7. Разработана ли у вас политика и стратегия в области ИС для целей вашего
предприятия?
- Каким образом в настоящее время вы осуществляете идентификацию, охрану,
использование и управление вашими активами ИС?
- Какие планы вы разработали в целях извлечения максимальной выгоды из коммерческого
использования ваших активов ИС?
- Если у вас особая стратегия в области маркетинга? Планируете ли вы экспорт
вашей продукции? Если да, использовали вы или планируете ли использовать региональные
или международные системы подачи или регистрации (в частности Договор о патентной
кооперации, Мадридскую систему или Гаагское соглашение) для целей патентных
заявок и регистрации товарных знаков или промышленных образцов?
- Оценили ли вы потенциал коммерческого использования некоторых или всех ваших
активов ИС частично или целиком за счет лицензирования, франшизы и/или их
продажи?
- Проводите ли вы периодическую и независимую ревизию ваших активов ИС? Была
ли произведена оценка принадлежащих вам активов ИС? Осуществлялось ли это
независимыми экспертами?
- Насколько глубоко вы изучили вопросы в связи с налогообложением и инициативами
в связи с коммерциализацией ваших активов ИС? Могут существовать связанные
с налогообложением реквизиты (в частности такие, как регистрация) применительно
к коммерческому использованию ваших активов ИС. Налогообложение доходов и
расходов в результате коммерческого использования ваших активов ИС может значительно
отличаться от бухгалтерских выкладок. Могут существовать меры оказания правительственной
финансовой помощи в связи с активами ИС и их коммерциализацией.
- Планируете ли вы использование ваших активов ИС в качестве ценных бумаг
или под обеспечение залога, либо создание ходовых ценных бумаг на рынке ценных
бумаг? Какова возможность секьюритизации будущих доходов в связи с пакетом/портфелем
ваших активов ИС?
- Существует ли у вас программа обучения персонала, охватывающая управление
и охрану ваших активов ИС? ...
(продолжение)
источник:
Интеллектуальная собственность для бизнеса. Малые и средние предприятия (МСП)
полезный материал? Нажмите:
|