ТРЕТЬЯКОВ С. И.
Тезиса доклада заместителя председателя Государственного комитета Украины по
вопросам регуляторной политики и предпринимательства Сергея Ивановича ТРЕТЬЯКОВА
28 мая 2004 г. в помещении Дома Профсоюзов г.Киев на семинаре «Расширения Европейского
союза и актуальные вопросы использования и охраны товарных знаков для украинских
предприятий. Новые возможности», который организован Государственным комитетом
Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства вместе с Украинским
Союзом промышленников и предпринимателей и юридической фирмой европейских патентных
поверенных «EUROMARKPAT» (г. Мюнхен, ФРГ).
Коммерческие наименования юридических лиц и физических лиц — предпринимателей
1. Гражданским кодексом Украины в статье 90 определено, что юридическое лицо
должно иметь свое наименование, которое содержит информацию о его организационно-правовой
форме.
2. Наименования учреждения может содержать информацию о характере ее деятельности.
3. Юридическое лицо может иметь кроме полного наименования сокращенное наименование.
4. Юридическое лицо, которое есть предпринимательским обществом, может иметь
коммерческое (фирменное) наименование. Коммерческое (фирменное) наименования
юридического лица может быть зарегистрировано в порядке, установленном законом.
5. Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах
и вносится в Единый государственный реестр.
6. Юридическое лицо не имеет права использовать наименование другого юридического
лица.
7. Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических
лиц-предпринимателей» (часть первой статьи 23 и часть седьмая статьи 8)
установлено, что юридическое лицо должно иметь свое наименование, которое содержит
информацию о его организационно-правовуй форме и названии, а требования относительно
написания наименования юридического лица или его отделенного подраздела устанавливаются
специально уполномоченным органом по вопросам государственной регистрации.
Кроме этого, в соответствии с частью первой статьи 27 Закона основаниями для
отказа в проведении государственной регистрации юридического лица есть, в частности,
использование в наименовании юридического лица полного или сокращенного наименования
органа государственной власти или органа местного самоуправления, или производных
от этих наименований, или исторического государственного наименования, перечень
которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.
8. С целью внедрения в действие указанных положений Закона Госпредпринимательством
Украины разработан проект постановления «Об установлении перечня наименований
органов государственной власти, местного самоуправления и исторических государственных
наименований, использования которых в наименованиях юридических лиц ограничивается»(далее
проект Постановления).
Целесообразность введения ограничений использования в наименовании юридического
лица указанных выше наименований обусловленное необходимостью недопущения злоупотреблений,
которые могут осуществляться юридическими лицами, название которых совпадает
или созвучное с наименованием органа государственной власти или историческим
государственным наименованием.
Проектом постановления предполагается установление перечня наименований органов
государственной власти и органов местного самоуправления, использования которых
(полных или сокращенных, или производных) в наименованиях юридических лиц ограничивается.
9. Кроме этого, соответственно предложениям предоставленных Министерством культуры
и искусств Украины, проектом постановления предусмотрены ограничения использования
в наименованиях юридических лиц названий: — памяток истории, монументального искусства и археологии национального значения,
которые заносятся в Государственный реестр недвижимых памяток Украины, перечень
которых утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2001
№1761; — учреждений искусства, перечень которых утвержденный постановлением Кабинета
Министров Украины от 16.11.2001 № 1557; — памяток истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства,
документальных памяток и других объектов, которые составляют исключительную
ценность из обзора истории, культуры, этнологии или науки и занесенных в Государственный
реестр национального культурного достояния соответственно постановлению Кабинета
Министров Украины от 12.08.1992 № 466.
10. Проект приказа Госпредпринимательства Украины «Об утверждении Требований
относительно написания наименования юридического лица или его отделенного подраздела»
предусматривает установления общих требований относительно написания наименования
юридического лица независимо от формы собственности и организационно-правовой
формы субъекта хозяйствование — юридического лица.
Проектом Приказа устанавливаются требования относительно: — структуры наименования; — использования разделительных знаков и символов в наименовании; — ограничения использования в наименовании определенных слов и словосочетаний
и других организационно-правовых форм, кроме организационно-правовой формы данного
юридического лица; — запрета использования в наименовании наименований органов государственной
власти, местного самоуправления и исторических государственных наименований,
перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.
11. Утверждение требований относительно написания наименования юридического
лица или его отделенного подраздела даст возможность: — установить единые правила написания наименования; — ограничить использование в наименовании некоторых слов и словосочетаний, которые
могут быть использовании только юридическими лицами определенных организационно-правовых
форм соответственно законам; — запретить использование в наименовании некоторых символов, разделительных
знаков и иноязычных слов; — привести наименование к виду, пригодному для введения в Единый государственный
реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей; — облегчить проверку наименований на тождественность.
12. Название юридического лица может состоять из собственного названия (имя)
юридического лица, а также содержать информацию относительно цели деятельности,
вида, категории, способа образования, зависимости юридического лица и прочие
сведения, согласно требованиям к наименованию отдельных организационно-правовых
форм субъектов хозяйствование, установленных Гражданским и Хозяйственным кодексами
Украины и законами Украины.
Если Законами Украины, которые определяют особенности создания отдельных субъектов
хозяйствование — юридических лиц, установленные требования относительно использования
только такими субъектами хозяйствования в своем названии определенных слов или
словосочетаний (например: «банк», «фондовая биржа», «торгово-промышленная
палата», «страховая компания», «партия» и т.п.) другие
юридические лица не имеют права в своем названии использовать такие слова, или
образованные на их основе словосочетания.
Правомочности относительно использования коммерческого наименования определяются
Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины.
В частности, соответственно требованиям части первой статьи 489 Гражданского
кодекса Украины правовая охрана предоставляется коммерческому наименованию,
если оно дает возможность отличить одно лицо от других и не вводит в заблуждение
потребителей относительно настоящей его деятельности.
13. В то же время статьей 159 Хозяйственного кодекса Украины указано, что субъект
хозяйствования — юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель (гражданин-предприниматель)
может иметь коммерческое наименование.
Гражданин-предприниматель имеет право заявить на коммерческое наименование
свою фамилию или имя.
Ведомости о коммерческом наименовании субъекта хозяйствования вносятся за его
представлением в реестри, порядок ведения которых устанавливается законом. Субъект
хозяйствования, коммерческое наименование которого было включено в реестр раньше,
имеет приоритетное право защиты перед любым другим субъектом, тождественное
наименование которого включено в реестр позднее.
Правовой охране подлежит как полное, так и сокращенное коммерческое наименование
субъекта хозяйствования, если оно фактически используется им в хозяйственном
обращении.
14. Однако, Гражданский кодекс Украины определяет, что право интеллектуальной
собственности на коммерческое наименование есть действующим с момента первого
использования этого наименования и предохраняется без обязательного представления
заявки на него или его регистрации и независимо от того, есть ли коммерческое
наименование частью торговой марки.
Ведомости о коммерческом наименовании могут вноситься в реестры, порядок ведения
которых устанавливается законом.
То есть, как видим, Гражданский кодекс Украины подходит к проблеме коммерческого
наименования либеральнее.
Он не предусматривает обязанности для субъекта хозяйствования иметь коммерческое
наименование, а в случае его использования не предусмотрено обязательно его
регистрировать. Вместе с тем, предполагается возможность ведения реестров коммерческих
наименований. Порядок ведения таких реестров должен быть установлен законом.
Этим же законом, по нашему мнению, должен быть установлен и орган, который
будет вести эти реестры, порядок их финансирования, возможность установления
платы за регистрацию фирменного наименования. Обязательным требованием ведения
реестров коммерческих наименований должно быть установления процедуры взаимодействия
и обмена информацией с Единым государственным реестром юридических лиц и физических
лиц-предпринимателей.
Прошу еще раз принять во внимание, что сведения про полное наименование есть
одной из основных позиций данных Единого государственного реестра юридических
лиц и физических лиц — предпринимателей, а наличие тождественного наименования
есть основанием для отказа в проведении государственной регистрации юридического
лица.
Кстати, распорядителем Единого государственного реестра юридических лиц и физических
лиц — предпринимателей определен Государственный комитет Украины по вопросам
регуляторной политики и предпринимательства (Госпредпринимательства).
15. На данное время существуют некоторые проблемы с определениями полного
наименования и коммерческого наименования юридического лица.
Так, Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических
лиц-предпринимателей» устанавливает, что наименование состоит из организационно-правовой
формы и названия.
Соответственно, исходя из требований закона, например, частное предприятие
«Прогресс», общество с ограниченной ответственностью «Прогресс»,
закрытое акционерное общество «Прогресс» не являются тождественный
и государственный регистратор не имеет оснований отказать в проведении государственной
регистрации таких юридических лиц, если к нему поступят соответствующие учредительные
документы.
16. За больше, чем 15 лет существования института государственной регистрации
субъектов предпринимательской деятельности в Украине (а Госпредпринимательство
занимается проблемами регистрации только почти пять лет), зарегистрировано состоянием
на 01.01.2004 г. больше 892 тысяч субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, из которых упразднена регистрация 167,5 тысяч.
То есть, юридических лиц, регистрация которых не упраздненная, значится больше
как 725 тысяч.
Действующим законодательством до 2001 года не было установлено ограничений
на проведение государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц с тождественными наименованиями.
Поэтому сейчас, при формировании баз данных Единого государственного реестра
юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, мы видим, что есть много
тождественных наименований.
Мы считаем, что приблизительно на протяжении одного, максимум двух лет после
введения в действие Единого государственного реестра юридических лиц и физических
лиц-предпринимателей тождественных наименований не будет.
17. Необходимо будет провести, прежде всего, инвентаризацию действующих юридических
лиц, зарегистрированных к вступлению в силу Закона Украины «О государственной
регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».
Наиболее целесообразно, на наш взгляд, надо разработать соответствующий перечень
предприятий, которые имеют одинаковые наименования, сообщить каждое из них о
существовании других и вопрос приоритетности на коммерческие наименования пусть
субъекты выясняют в судебном порядке, если не проще будет практически просто
перерегистрировать отдельные субъекты хозяйственной деятельности.
Но, здесь следует отметить, что частью четвертой статьи 489 Гражданского кодекса
Украины предполагается, что лица могут иметь одинаковые коммерческие наименования,
если это не вводит в заблуждение потребителей относительно товаров, которые
они вырабатывают и (или) реализуют, и услуг, которые ними предоставляются.
Поэтому, по нашему мнению, далеко не все предприятия будут выяснять свои отношения
в суде относительно первичности собственных наименований.
18. Депозитарий CD Госпредпринимательства.
полезный материал? Нажмите:
|