Боб Шервуд (Bob Sherwood)
Стратегия корпоративной интеллектуальной собственности (ИС) подразумевает защиту
изобретения, торговой марки и авторского права. Но немногие компании поспешили
воспользоваться новой — и, что более важно, недорогой — защитой: правами на
дизайн.
Европейское право зарегистрированного дизайна, существующее всего год, обеспечивает
защиту формы и внешнего вида продукта и значительно расширяет спектр дизайнов,
которые можно защищать. Оно позволяет регистрировать логотипы, упаковку, графические
символы и компьютерные иконки, обеспечивая монопольную защиту на 25 лет. «Это
невероятно дешевый и быстрый способ защиты дизайна в ЕС, — говорит партнер фирмы
по патентам и торговым маркам Marks & Clerk Даррен Смит (Darren Smyth). — В Евросоюзе защита дизайна стоит приблизительно 500 фунтов, а защита торговых
марок — несколько тысяч фунтов».
Однако у установления такой цены есть обратная сторона: не проводится детальное
изучение обоснованности права на дизайн. «Если вы подадите заявку на получение
дизайнерского права, то получите его. Но нет гарантии, что оно будет действительным, — говорит г-н Смит. — Поэтому, пока вы или третья сторона не проведете всестороннее
исследование, вы не узнаете, действительно ли ваше право на дизайн».
По словам главы отдела по ИС Изабел Дейвис (Isabel Davies) из международной
юридической фирмы Howrey Simon Arnold & White, некоторые владельцы чрезмерно
оптимистичны относительно того, что они пытаются защитить. Она проанализировала
первую и последнюю тысячу дизайнерских регистраций и составила картину того,
как используется право. Сектор моды, что неудивительно, является одним из крупнейших
пользователей прав и владеет более 22% самых последних регистраций на обувь,
одежду и аксессуары.
Мебель, хозяйственные товары и запчасти для автомобилей также получают большое
количество регистраций. «В начале прошлого года производители автозапчастей
быстро ухватились за эту возможность. Производители часто сталкиваются с судебными
исками, затягивающимися на 20 лет, относительно незарегистрированных запчастей, — отмечает она. — В мире моды некоторые компании регистрируют целые сезонные
коллекции».
В то же время электронная техника, компьютеры и фотоаппараты регистрируются
относительно нечасто — возможно, потому, что high-tech-сектора больше полагаются
на патентную защиту новых технологий, и многие их продукты выглядят очень похоже.
В 2003 г. Управление по координации внутреннего рынка выдало 40 тыс. регистраций,
при этом 25% заявок поступило из Германии, 15% — из Италии и 11% — из США.
Некоторые заявки на регистрацию просто удивляли. Например, одна компания зарегистрировала
треугольные, квадратные, овальные и круглые формы хлеба, а другие хотели защитить
формы картофеля, планировку стоянки автомашин и даже целые здания.
Тем не менее еще предстоит проверить устойчивость подобных регистраций, поскольку
до настоящего времени прецедентов не возникало.
О нарушении зарегистрированного дизайна будут судить на основе того, производит
или нет конкурирующий продукт «другое общее впечатление на осведомленного
пользователя». Также, чтобы гарантировать получение регистрации, дизайны
должны иметь «индивидуальный характер». Именно суды будут определять
принадлежность продукта к той или иной категории, но г-жа Смит говорит, что
законодательство «стоит на стороне владельца дизайна». Проводить проверку
действительности зарегистрированных дизайнов будут не владельцы, а третьи стороны.
При этом г-жа Дейвис предупреждает, что суды вряд ли позволят, чтобы дизайнерские
права стали «лазейкой» для получения защиты продукта, который никогда
не сможет получить статус зарегистрированной торговой марки.
Для регистрации дизайна компании имеют 12-месячный льготный период. Важно,
что в Европе такая система применяться не будет. Таким образом, компании-производители
автомобилей, участвующие в Детройтском мотор-шоу, должны будут зарегистрировать
новые дизайны в течение года, даже если автомобиль еще долго не выйдет в массовое
производство.
Несмотря на неопределенность относительно системы оформления нового дизайна,
г-жа Смит указывает на то, что немногие компании торопятся воспользоваться преимуществом
нового права.
источник:
Financial Times Ltd. 2004
полезный материал? Нажмите:
|