Шуляк Надежда
Знак для товаров и услуг есть довольно новым объектом правоотношений на территории
Украины. Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»
от 15 декабря 1993 г. № 3689-12 (далее — Закон о товарных знаках) определяет
указанный объект как обозначения, за которым товары и услуги одних лиц отличаются
от однородных товаров и услуг, которые предоставляют другие лица. Понятно, что
появление Закона о товарных знаках связанное с коммерциализацией общественной
жизни, а это соответственно вызвало потребность в индивидуализации производителей
товаров, услуг и производителей работ. При маркировании продукции знак для товаров
и услуг (далее — товарный знак) выполняет функции так называемого молчаливого
продавца, поскольку потребитель, ориентируясь на знакомое обозначение, избирает
товары (услуги) известного ему производителя. Тем не менее товарные знаки могут
иметь и обратное действие: приобретая товар, обозначенный соответствующим товарным
знаком, недовольный его качеством потребитель уже будет стараться избегать приобретения
товаров указанного производителя.
Товарный знак выполняет функции своеобразного гаранта качества, поскольку сознание
потребителя формируется таким образом: это продукция известного производителя,
а итак она уже одобрена потребителями, которые, в свою очередь, свидетельствует
о качестве (специфические характеристики) указанных товаров. Ведь вывод очевидный:
продукция пригодная для приобретения. Можно также упомянуть о так называемой
психологической функции: домохозяйка привыкшая покупать продукты фирмы «Верес».
И если у нее возникнет потребность в продукте, который она до сих пор не употребляла,
то она обратится в первую очередь к продукции известной ей фирмы «Верес»,
а уже потом — к другим производителям подобных товаров.
Товарный знак как объект правового регулирования и как объект права собственности
определенного лица может отвечать требованиям, предусмотренным ст. 5 Закона
о товарных знаках. Правовая охрана предоставляется товарному знаку, который
не противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали и на который
не распространяются основания для отказа в предоставлении правовой охраны, установленные
Законом о товарных знаках.
Право собственности на товарный знак удостоверяется свидетельством, срок действия
которого составляет 10 лет и возобновляется за ходатайством собственника свидетельства,
представленным на протяжении последнего года действия свидетельства, сроком
на 10 лет.
Действие свидетельства может быть прекращено досрочно при условиях, изложенных
в ст. 18 Закона о товарных знаках. Объем правовой охраны определяется приведенными
в свидетельстве изображениям товарного знака и перечнем товаров и услуг. Право
на получение свидетельства на знак для товаров и услуг имеет любое лицо, объединения
лиц или их правопреемники.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Украины, собственник
на свое усмотрение владеет, пользуется и распоряжается надлежащим ему имуществом.
Собственник имеет право совершать относительно своего имущества любые действия,
которые не противоречат закону. Он может использовать имущество для осуществления
хозяйственной и другой не запрещенной законом деятельности, в частности, передавать
его безвозмездно или за плату у владение и пользования другим лицам. Собственник
имеет право использовать надлежащее ему имущество в предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что нематериальные активы имеют довольно большую стоимость.
Например, знак «Кока-кола» на нынешний день оценивается в 1,5 млрд.
долларов США.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК — ВЗНОС В УСТАВНЫЙ ФОНД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Собственник имеет право создать в установленном законом порядке предприятие,
организацию, которая есть юридическим лицом, и соответственно передать определенное
имущество, которое есть его частной собственностью, для формирования уставного
фонда юридического лица. Объектами права частной собственности граждан есть
произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, полезные
модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения, знаки для товаров
и услуг и прочие результаты интеллектуальной работы. То есть указанные объекты
могут быть использованы в хозяйственной деятельности гражданами непосредственно
или путем создания юридического лица в предусмотренной законодательством Украины
организационно-правовые форме (хозяйственные общества, кооперативы, и т.п.).
Так, создание уставного фонда общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) урегулировано ст. 52 Закона Украины «О хозяйственных обществах»
от 19 сентября 1991 г. № 1576-12(далее — Закон об обществах). В ООО создается
уставный фонд, размер которого может составлять не меньше суммы, эквивалентной
100 минимальным заработным платам, выходя со ставки минимальной заработной платы,
которая действует на момент создания ООО. На сегодняшний день минимальная заработная
плата составляет 165,0 грн. Соответственно минимальный размер уставного фонда
ООО может составлять 16500,0 грн.
Вкладами участников и основателей ООО могут быть дома, сооружения, оснащения
и прочие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой
и другими естественными ресурсами, домами, сооружениями, оснащением, а также
другие имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность),
денежные средства, в частности в иностранной валюте. Вклад, оцененный в денежном
виде, составляет частицу участника в уставном фонде. Порядок оценки вкладов
определяется в учредительных документах общества, если другое не предусмотрено
законодательством Украины. Возникает мысль о возможности формирования уставного
фонда преимущественно за счет товарного знака! Каким образом объективно оценить
права на товарный знак?
В соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав
и профессиональную оценочную деятельность в Украине»от 12 июля 2001 г.
№ 2658-ІІІ (далее — Закон об оценке), имуществом, которое может оцениваться,
считаются:
объекты в материальной форме, в том числе земельные участки, здания и сооружения
(включая их неотъемлемые части), машины, оснащения, транспортные средства и
т.п.;
паи, ценные бумаги;
нематериальные активы, в том числе объекты права интеллектуальной собственности;
целостные имущественные комплексы всех форм собственности.
То есть при передаче прав на товарный знак собственник может предложить другим
участникам соответственно учредительным документам оценить свой вклад в денежной
форме, а при возникновении споров относительно стоимости товарного знака, — обратиться в профессионального оценщика. Соответственно вывод последнего есть
решающим при определении размера взноса основателя в уставный фонд.
Рядом с другими обязанностями участники ООО выполняют свои обязательства перед
обществом, в том числе связанные с имущественным участием, а также вносят вклады
в размере, порядка и средствами, предусмотренными учредительными документами
(уставом и учредительным договором ООО) и действующим законодательством Украины.
То есть собственник товарного знака, внося его в уставный фонд юридического
лица (в данном случае ООО), может прекращать свои полномочия собственника по
отношению к указанному объекту и приобретать корпоративные права (права по управлению
деятельностью юридического лица, по получению части ее прибыли в предусмотренному
учредительными документами порядке, и т.п.). Понятно, что указанный товарный
знак с момента передачи участником прав на него хозяйственному обществу есть
собственностью последнего. Соответственно ст. 26 Закона об обществах, объектах
права собственности ООО, являются денежные и имущественные взносы его членов,
имущество, приобретенное в процессе осуществления хозяйственной деятельности,
а также другое имущество, приобретенное на законных основаниях.
Как известно, для государственной регистрации субъекта предпринимательской
деятельности — юридического лица — подаются такие документы:
решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими)
органа о создании юридического лица (кроме частного предприятия). Если собственников
или уполномоченных ими органов два и больше, таким решением есть учредительный
договор, а также протокол учредительного собрания (конференции). Последний подается
в случаях, предусмотренных законом;
устав, если это необходимо для создаваемой организационной формы предпринимательства;
регистрационная карточка установленного образца, которая вместе с тем есть заявлением
о государственной регистрации;
документ, который удостоверяет уплату собственником (собственниками) взноса
в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, определенному
законом.
Указанная норма предусматривает, что необходимо подтвердить передачу имущества
в уставный фонд. Документом, который подтверждает право собственности на товарный
знак, есть Свидетельство, полученное в порядке, предусмотренном действующим
законодательством. Собственник знака может передать права пользования товарным
знаком путем заключения лицензионного договора. Тем не менее, Закон о товарных
знаках не предусматривает порядок переоформления Свидетельства на знак для товаров
и услуг в случаях передачи прав на товарный знак хозяйственному обществу для
осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно собственником
товарного знака остается лицо, которое указанное в Свидетельстве на товарный
знак. Итак, с одной стороны, собственником есть юридическое лицо, в уставный
фонд которой был передан товарный знак в качестве взноса, а с другой — лицо,
которое получило Свидетельство. В особенности ощутимой несоответствие нормативно-правовых
актов становится при выходе указанного участника с ООО. На требование участника
и по согласию ООО вклад может быть повернут полностью или частично в натуральной
форме. Понятно, что ООО не заинтересованное в возвращении участнику соответствующего
товарного знака, поскольку для устранения затрат на уничтожение продукции, маркированной
товарным знаком, «раскрутку» нового товарного знака и т.п., обществу
необходимо устанавливать договорные отношения с участником и пользоваться указанным
знаком на оплатной основе.
Во время осуществления предпринимательской деятельности юридическое лицо, в
уставный фонд которого был внесен товарный знак, для нормального использования
последнего может осуществлять затраты на рекламную поддержку и продвижение указанного
знака, а итак стоимость последнего будет увеличиваться в результате осуществления
обществом капиталовложений. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев
изменение стоимости имущества, внесенного как вклад, и дополнительные взносы
участников не влияют на размер частиц участников в уставном фонде ООО. Реже
случаются ситуации, в которых участники в учредительных документах предусмотрели
другой вариант.
В таком случае, собственник товарного знака есть носителем прав на имущество,
стоимость которого увеличилась. Стоит вопрос о возмещении капиталовложений,
осуществленных для «удержания товарного знака». При этом правового
основания для возмещения убытков нет, поскольку отсутствуют противоправные действия
со стороны физического лица и общества. Итак, коллизия двух нормативных актов
создает возможность нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйственного
обращения.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНОГО ЗНАКА
Относительно других возможных проблем, связанных с использованием товарного
знака, то необходимо указать на то, что в соответствии с Законом о товарных
знаках, не могут получить правовую охрану также обозначения, которые:
не имеют различительной способности;
есть общеупотребительными как обозначения товаров и услуг определенного вида;
указывают на вид, качество, количество, свойства, назначения, ценность товаров
и услуг, а также на место и время изготовления или сбыта товаров или предоставление
услуг;
есть обманчивыми или такими, что могут ввести в заблуждение относительно товара,
услуги или лица, которое вырабатывает товар или предоставляет услугу;
есть общеупотребительными символами и определениями.
К сожалению, на отечественном рынке традиционной есть продукция, маркированная
«ABIBAS», «FANFA» и т.п.. Эти обозначения напоминают известные
словесные знаки, и соответственно есть проявлением недобросовестной конкуренции.
Их еще называют неправдивыми товарными знаками (то есть знаками, которые используются
третьими лицами с нарушением прав собственника товарного знака, или знаками,
которые содержат неправдивые данные о происхождение товара, а также информацию,
которая может ввести потребителей в заблуждение).
Уместным средством борьбы с подделками, кроме штрафов, изъятия контрафактной
продукции (продукции, изготовленной с нарушением права промышленной собственности),
есть распространения информации среди добросовестных посредников и потребителей
относительно наличия на рынке указанной продукции. Например, Государственная
инспекция по контролю качества лечебных средств МОЗ Украины в письме № 138/12-07
от 14 января 2002 г. сообщила местным инспекциям по контролю качества лечебных
средств о фальсификации лечебного средства под названием Церебролизин (раствор
в ампулах по 5 мл с. 002248 производству фирмы Эбэвэ).
Соответственно письму № 184 от 27 ноября 2001 г. Государственной инспекции
по контролю качества лечебных средств в Волынской области маркирования на ампуле
вызвало подозрение: на белом фоне черным шрифтом была сделана надпись Cerebrolysin — Ampulis 03.2000, 03.2005; по всей ширине этикетки черная полоса.
Этикетка отличается от оригинальной за такими признаками: отсутствуют надписи
«Раствор для инъекций», «Перед употреблением необходимо прочесть
инструкцию», символ «Austria», серия; «Пригодный к»;
Производитель Эбэвэ Арцнаймиттель Гмбх; А-4866 Унтерах, Австрия. На внутренний
пластиковой упаковке не указана серия.
РАЗМЕЩЕНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА ДЛЯ РЕКЛАМЫ
Еще одним «правонарушениям» считалось размещения товарного знака
на фасаде здания с целью рекламы без разрешения местных органов. Государственный
комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства сообщил,
что соответственно ст. 15 Закона Украины «О рекламе» от 3 июля 1996
г. № 270/96-ВР и п. 30 Типичных правил размещения внешней рекламы, утвержденных
постановлением Кабинета Министров Украины от 23 сентября 1998 г. № 1511, информация
(вывеска) о лице, размещенная на фасаде, возле входа (въезда) сооружения, в
которой это лицо занимает помещения, не нуждается в получения разрешения местного
органа власти. Аналогичное правило распространяется на продукцию лица в витрине.
При этом укажем, что вывеска — это элемент оформления фасада, который содержит
информацию о зарегистрированноем наименовании лица, включая гербы, эмблемы,
знаки для товаров и услуг, изготовляется любым способом и имеет разные размеры.
Информацией о лице есть также размещенная на специальных табличках информация
о работе предприятия, в том числе время работы, полное наименование предприятия,
профиль деятельности (если это не вытекает из названия). Из этого явствует,
что размер, цвет, угол расположения вывески на фасаде, высота размещения, отдаленность
от входа к помещению и размер площади, которую занимает название предприятия,
а также улица, где находится предприятие, не влияют на право собственника (пользователя)
сооружения (помещения) на размещение вывески на фасаде, возле входа (въезда)
такого сооружения без получения разрешения местного органа власти.
полезный материал? Нажмите:
|