Ярослав Ващук
Президент Украины своим Указом о финансовой поддержке инновационной деятельности
предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности
государства” N 454/2004 от 20 апреля 2004 года поручил правительству предусматривать
во время разработки проектов законов о Государственном бюджете Украины на 2005
и следующие годы направления не менее чем 10 процентов средства, полученных
от приватизации государственного имущества, на финансовую поддержку инновационной
деятельности предприятий.
В последнее время подписанный указ, ряд постановлений Кабинета министров Украины,
подготовка очередного уже, можно сказать, ежегодного инновационного форума,
который будет исследовать 27-29 мая в этом году современные механизмы и инструменты
установления инвестицонно-инновационной модели экономического развития страны
(Международный форум "Инновации. Инвестиции. Интеграция") наталкивает
на раздумья, что весь инновационный процесс делится на два, к сожалению, не
зависимых течения: одно в виде административных реформ по созданию новых государственных
структур, указов, постановлений, решений конференций и "круглых столов"
– „течет” и расширяется, а другое, научные разработки, изобретения украинских
авторов их заграничное патентование, реализованные инновационные проекты, выпуск
отечественной инновационной продукции, продажа лицензий за границу – уменьшается
и „чахнет”.
Мы, в самом деле, много лет обсуждаем концепцию инновационного развития. Все
надеемся, что на очередной конференции выясним, почему у нас не идет этот процесс
и что нужно, лишь бы сработала инновационная модель. Я уверен, и на этой никто
не осмелится назвать (довести до общественности) истинные причины.
Государственная инновационная политика проявляется в хаотичных действиях и
в непоследовательности. В базовых секторах отечественной экономики давно властвуют
клановые интересы крупнейших олигархических групп, которые решают проблемы получения
сверхприбылей далеко не путем реализации суперинновационных проектов.
Можно сделать убедительный вывод: в стране ни власть ни бизнес не могут перевести
экономику на инновационный путь. Государство выделяет мало средства, и те используются
не эффективно, не по назначению: контролирующих органов предостаточно, но результаты
проверок и принятые по них правоохранительные мероприятия — по принципу „как
скажут господин”. Бизнес не в состоянии самостоятельно финансировать необходимые
научные и научно-технические разработки по причине элементарного отсутствия
средств и желания. В искаженной конкурентной среде, где финансовый результат
в первую очередь определяется степеню „приближенности” к государственному чиновнику — просто дачей взятки, большинству бизнесменам инновация не выгодная. В начале
рыночных реформ ожидалось, что прийдет деловой собственник и модернизирует неконкурентоспособное
производство, а он в условиях безнадежности и неуверенности сдал его на металлолом
(например, в Хмельницкой области сахарные заводы, большинство которых далеко
не столетней давности, посягнуло такое участие).
Владу инновации практически не интересуют, а потому проводятся „форумы”, декларирующие
общеизвестные истины о полезности инноваций, а заявления высокопоставленных
чиновников об „инновационном пути развития отечественной экономики” голословные.
Фактически по исчерпанию наработанных в прошлом разработок, „передачи” их и
утечки кадрового потенциала заграницу, отсутствия экономической мотивации представителей
бизнеса в инновациях страна направляется в сторону от инновационной модели,
я бы сказал, в инновационный тупик.
На сегодня фискальная политика и налоговые льготы – основной механизм государственной
поддержки инновационной деятельности в Украине.
Бизнес будет иметь мотивы к инновациям если это ему будет выгодно. Инновация
обеспечивает конкурентоспособность продукции за счет повышения потребительских
свойств или уменьшения цены продукции. На сегодня украинский потребитель в основной
своей массе в силу своей бедности ориентированный на второй фактор. Но производителю
уменьшения цены своей продукции проще получить и почти без риска и не через
3-5 лет (период реализации инновационных проектов), а завтра, если сегодня получить
кредитные или налоговые льготы.
Давайте взглянем на сделанное властью в сфере инновационной политики.
Чехарда с управляющим органом в сфере инноваций: комитет, комитет другой, министерство,
министерство другое и, наверное, „инновационная академия” не за горами, ведь
еще в 2002 году был готовый проект указа о создание „Национального инновационного
агентства”.
Еще, так сказать, в первой пятилетке государственной самостоятельности начинались
многомиллионные инновационные программы и пафосные заявления про „украинский”
самолет, комбайн, телевизор, автомобиль и т.д. Прошло 7-8 лет и не только на
внешнем, но и на внутреннем рынке перечисленные „инновации” не конкурентоспособные.
Такого масштаба инновационный продукт не может поднять несколько предприятий
с несколькими десятками миллионов гривен инвестиций, такие задачи по силе лишь
всей экономике государства.
Разрабатываются концептуальные основы стратегии экономического и социального
развития страны и регионов на 10 лет, а на второй год после принятия они уже
становятся не реальными и о них забывают. Принимается программа при бедном бюджете
на 120(!) приоритетных направления инновационной деятельности в Украине (в России,
например, — 17, в Японии — 8).
Наука финансируется по остаточному принципу, а потому зарплата научного работника
в 2 разы меньшая секретарши и в 10 раз бухгалтера торговой фирмы. Чтобы сделать
независимую оценку на какую модель реально сориентированная экономика и общественные
приоритеты следует проследить как в стране отмечается профессиональные праздники
милиционера и изобретателя.
Закон 2002 года «Об инновационной деятельности” принимался 5 лет. Но с момента
его принятия и по сегодня звучат заявления высокопоставленных чиновников в сфере
инновационной политики о его негодности и преднамеренное (ими же) не выполнение.
Действительно, при таком отношении к государственным законодательным актам предприниматель
из Хмельницкого никогда не дождется государственной поддержки в инновационном
деле. Украинская государственная инновационная компания вот уже третий год реализует
самый „эффективный” инновационный проект на почти две сотни миллионов гривен
и главное мало рискованный – депозитный вклад инновационных средств (собранных
в свое время Госиннофондом с каждого предприятия страны на реализацию инновационных
проектов) в коммерческих банках.
Подытоживая, хочется попросить: „В инновационной политике страны дела идут
очень скверно, давайте попробуем как в старом анекдоте не только „кровати переставлять”...
Заканчиваю цитатой из письма Д. Регаля, который поделился со мной своими мыслями
по поводу поиска путей использования интеллектуального потенциала ученых, оторванных
от лабораторий, ученого, изобретателя: «Мы не видим в Украине рынка интеллектуальной
собственности. Создается впечатления, что правительство собирается зарабатывать
только на самолетах, "паленной" водке и платно-бездарному образованию;
и как всегда Украина – часть России; и Карамзин прав на счет того, как характеризовать
положение дел в России (читай — Украине) одним словом: "воруют...".
источник:
Інтернет-сайт «ВЯПат»
полезный материал? Нажмите:
|