Ирина КОНОНЧУК
На прошлой неделе «Ведомости» уже ошарашили своих читателей новостью
о том, что впредь за музыку в маршрутках и кафе придется раскошеливаться...
Но вот кому? И кто этот «банкир», через сейфы которого будут проходить
немалые отчисления?
Еще несколько лет назад украинскую музыку можно было услышать в эфире только
некоторых радиостанций, и то очень редко. Сегодня вопрос ее востребованности
уже не стоит. И хотя пока еще рынок недостаточно заполнен качественным продуктом,
однако народ желает слышать наших исполнителей на радиостанциях, по телевидению,
в кафе, барах и ресторанах. Но музыка — это тоже продукт, а ведь за любой продукт
мы платим, будь то буханка хлеба или автомобиль. Музыка — это интеллектуальная
собственность, за «потребление» которой ее владельцам нужно выплачивать
деньги. Вопрос только, кому и сколько?
До недавнего времени в Украине существовало несколько организаций, имеющих
право на сбор и распределение роялти (отчисления за коммерческое использование
фонограмм) как отечественных исполнителей, так и зарубежных. Хотя таких правообладателей
было и немного, но четкого представления у пользователей фонограмм не было — кому и за что платить, потому и с деньгами никто практически не расставался.
Теперь же созданы две крупнейшие организации по коллективному управлению смежными
правами исполнителей — «Украинский музыкальный альянс» (УМА) и «Украинская
лига музыкальных прав» (УЛМП). В их состав вошли влиятельные украинские
звукозаписывающие компании: «Юкрейниан Рекордс», «Мьюзик Фактори
Групп», «Хантер Мьюзик», «Нова Рекордс», «Киев
Евростар», «Комп Мьюзик», «Украинское Музыкальное Издательство»,
«Лавина Мьюзик». Членами этих организаций являются компании, которым
на территории Украины переданы смежные права всемирно известных производителей
музыкальной и видеопродукции: Universal Music, BMG Entertainment, Warner Music,
Sony Music, EMI Music, российских рекординговых компаний, а также многих украинских
исполнителей.
Теперь четко определено, кто чем занимается и у кого какие функции и права.
В соответствии с решением Министерства образования и науки Украины УМА и УЛМП
определены как уполномоченные организации коллективного управления, которые
занимаются сбором и распределением роялти за использование в коммерческих целях
фонограмм и видеограмм. Отныне «Альянс» занимается деятельностью в
сфере телерадиовещания, «Лига» — в сфере общественного питания, обслуживания,
транспорта и так далее.
Таким образом, был сделан очередной шаг к соблюдению законов. Ведь до сих пор
большей части компаний, использующих музыку в коммерческих целях, приходится
доказывать, что за это надо платить. Даже очень известную сеть ресторанов быстрого
питания убеждали в необходимости выплат роялти украинским артистам.
А ведь незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение.
На сегодняшний день размер вознаграждения (роялти) за использование опубликованных
в коммерческих целях фонограмм и видеограмм и порядок его выплаты регулируется
постановлением N 71 Кабинета министров Украины от 18 января 2003 года. Механизм
и порядок выплаты вознаграждения определяется двусторонним договором между пользователем
и уполномоченной организацией коллективного управления. Причем данное постановление
вступило в силу с 7 февраля 2003 года. Итак, «юридические и физические
лица, которые осуществляют коммерческое использование фонограмм и видеограмм,
самостоятельно начисляют суммы вознаграждения», начиная с этой даты.
Стоит подчеркнуть, что публичное использование и ретрансляция без согласования
с правообладателями является нарушением законодательства Украины. Кроме статей
об авторском праве и смежных правах, предусматривающих порядок защиты этих прав,
законом Украины о телевидении и радиовещании от 21 декабря 1993 году к нарушителям
определены санкции, которые применяет Национальный совет по вопросам телевидения
и радиовещания. А ст. 51-2 кодекса об административных правонарушениях и ст.
176 Уголовного кодекса Украины предусматривают ответственность за нарушение
авторского права и сопредельных прав.
Так что «Лига» и «Альянс» уже грозятся подавать в суд на
«пиратов». По словам представителей этих организаций, им самим надо
выискивать нарушителей и просить компании выплачивать роялти. Кстати, многие
организации представляют себе эту сумму как нечто заоблачное, сравнимое с гонорарами
Мадонны. Но в соответствии с законом, размер роялти устанавливается в индивидуальном
порядке, и владельцу маленькой кафешки не придется платить как за гипермаркет!
источник:
«Киевские Ведомости», N61, 2004
полезный материал? Нажмите:
|