На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
Государство должно увидеть преимущества человеческого потенциала — знаний, интеллектуальной собственности, идей — перед нефтью, газом, металлом и недвижимостью: в отличие от природных ископаемых человеческий потенциал имеет способность накапливаться.
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Продается «украинская идея».Без венчурного капитала инноваций не будет

2003-03-18
Виталий КНЯЖАНСКИЙ


Накануне нового года ОАО «Укртранснафта» назначило компанию ПрайсвотерхаусКуперс руководителем проекта коммерциализации нефтетранспортной системы Одесса-Броды. Проект, состоящий в основном в выработке стратегии этой самой коммерциализации. Что же по сути произошло? Прекрасной и в значительной мере даже материализованной идее нефтемагистрали (каких у нас, кстати, имеется множество и, главным образом, в науке и технике), рожденной независимостью и в значительной мере направленной на ее укрепление, не хватило собственных сил для того, чтобы обрести реальные очертания? Украинской стройке века, уже более полутора лет тому назад сварившей свой «золотой», а ныне глубоко замороженный «стык», потребовался еще и «золотой костыль», чтобы добраться до какой-то цели и получить обещанную стране выгоду? Хорошо это или плохо?

Ответ прост: лучше поздно, чем никогда. Если страна стала (пусть пока и декларативно) на инновационный путь развития, что зафиксировано в послании Президента «Европейский выбор», то следует привыкать к тому, что идеи, в том числе научные, превращаются в реальный товар, на котором необходимо хорошо зарабатывать. И действительно, еще пять лет тому назад, по официальным оценкам, зарегистрированная промышленная (интеллектуальная) собственность украинских ученых составляла $80 миллиардов. Это основа для экономического прорыва. Но что из этого? Сколько там процентов ВВП выделено бюджетом для приумножения этой суммы? Не три и не два - немногим больше одного. На что тут надеяться?

На так называемые венчурные (от англ. venture - риск) компании. Они максимально восприимчивы к чужим уникальным идеям, имеющим ощутимый рыночный потенциал. Во всяком случае опыт динамично развивающихся рынков об этом свидетельствует. «Любители острых ощущений» вкладывают в такие проекты, на которые обычно не реагируют банковские учреждения, существенные суммы, доводят их до предпродажной готовности и выгодно реализовывают тем, кто имеет большие деньги, но не намерен ими рисковать и обычно действует лишь наверняка.

Именно в таком подходе видятся сегодня и реальные перспективы инновационного развития Украины, признанного настолько же безальтернативным, насколько и не используемым на сегодня путем нашей экономики. Достаточно сказать, что по оценкам Минэкономики и евроинтеграции, приведенным в докладе «Перспективы инновационного развития Украины», рынок венчурного капитала в Украине составляет сегодня приблизительно $400 миллионов (потенциальный его объем по данным некоторых компаний достигает $800 миллиардов!) и насчитывает не больше десятка работающих на нем компаний. Среди них можно назвать Western NIS Enterprise Fund (капитал $150 млн., выделенный правительством США для освоения в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, производстве строительных материалов, финансовом секторе Украины), SigmaBlazer (капитал $100 млн.), фонд прямых инвестиций «Украина» (инвестировал $22,5 млн.).

Правда, перечень инвестиций венчурного капитала в Украине свидетельствует о том, что инновационная деятельность, как отмечалось в названном докладе, не является объектом их первоочередной заинтересованности. На этот вывод, по-видимому, наложила свой отпечаток ситуация с законодательной базой. Порядок создания венчурных фондов в Украине регулируется законом об институтах совместного инвестирования, вступившим в силу в марте 2001 года. Существует порядок выпуска акций соответствующих компаний. Но этого, скорее всего, для массового венчурного старта совершенно недостаточно. В указе Президента страны от 25 марта минувшего года поставлена задача разработать законопроект об основных началах формирования и регулирования рынка венчурного капитала в Украине, что свидетельствует в первую очередь о неэффективности имеющихся правовых механизмов и о неудовлетворенности субъектов этого бизнеса предоставленными им возможностями. По имеющимся у «Дня» данным компании, работающие на этом рынке, намерены создать для защиты своих интересов профессиональную ассоциацию.

Между тем украинские аналитики видят в деятельности венчурных компаний и вообще иностранном финансировании украинской науки (в 2001 году оно превысило бюджетные затраты на эти цели) не только позитив, связанный с возможностью выживания соответствующих учреждений, поддержанием их технического и кадрового уровня. Их беспокоит возможность вывоза интеллектуального продукта на ранней стадии инновационного процесса, чем закладывается основа для «приватизации» результатов научной деятельности. Кроме того, инновационная и патентно-лицензионная деятельность в Украине, по мнению специалистов, в большой мере направлена на захват потребительского рынка. Тогда как секторы, составляющие основу инновационной деятельности - электроника, машиностроение, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность - практически не охвачены этими видами деятельности. Не изменяется тенденция уменьшения доли инвестиций, вкладываемых в инновации. Высокотехнологические и наукоемкие отрасли в Украине не владеют необходимыми финансовыми ресурсами для инновационного развития, что усугубляет специализацию Украины на сырье и товарах с низким уровнем переработки. «Нам кажется, что мы можем кого-то когда-то догнать, - говорит директор Института мировой экономики и международных отношений НАНУ Юрий Пахомов, - а на самом деле так и увязнем в этой архаике, если не будет господствовать инновационная модель. Чтобы добиться перелома, нужны колоссальные средства».

Где их взять? Десятка венчурных компаний, отважившихся прийти на украинский рынок, тут явно недостаточно. Этот рынок нужно заполнить как отечественным, так и иностранным капиталом, делая особую ставку как на благоприятные для него и равные условия, так и на рыночную конкуренцию. Эксперт Центра социально-экономического анализа Владимир Дубровский уверен, что инновационная модель для Украины - модель «ускоренного предпринимательства». По его мнению, для этого экономическая политика страны должна ориентироваться на стимулы, в том числе и для конкуренции. «Это тот самый главный стимул, который заставляет прибегать к инновациям и инвестициям», - считает эксперт.

На необходимости предпринимательского подхода к инновационному развитию Украины настаивает и президент корпорации «Укрпром» Александр Махмудов. По его мнению, когда нет предпринимательского духа, нет и инноваций, поскольку любая инновация - это продукт предпринимательской деятельности. В то же время предприниматель утверждает, что система управления, существующая в Украине, отторгает инновационный процесс, поскольку на корню убивает весь предпринимательский дух.

Менеджер по развитию бизнеса венчурной компании «Авенчерс» Сергей Лобойко также говорит о преградах, с которыми встречается венчурный бизнес в Украине и призывает государство понизить «барьер входа» для инвесторов, подумать о механизме страхования венчурных инвестиций. И заканчивает свою мысль минором: «Мы, фактически, одиноки». Это при том, что слово «инновации» является едва ли не самым модным в последних официальных программах.

источник: «День» №9 18.01.2003
полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100