Александр Борейко
Деятели российского шоу-бизнеса отправили письмо премьер-министру Михаилу Касьянову
с предложением оригинальной схемы решения проблемы аудио- и видеопиратства.
Музыканты и продюсеры предлагают взимать обязательный «авторский сбор»
с любого продающегося в России CD или DVD-диска — независимо от того, пиратский
он или официальный. Оппоненты утверждают, что таким образом деятели шоу-бизнеса
фактически легализуют пиратство.
Среди подписавших обращение — музыканты Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич,
Александр Кутиков, Владимир Рекшан, художник, музыкант и основатель движения
митьков Дмитрий Шагин, продюсеры Андрей Тропилло и Вячеслав Тюрин, телеведущий
Дмитрий Дибров, музыкальный критик Артемий Троицкий и другие.
Авторы послания перечисляют недостатки системы идентификации легальной продукции,
предусматривающей наклеивание так называемых голографических марок, которая
может обрести силу закона уже в начале следующего года. По их мнению, введение
марки ущемляет права авторов и исполнителей.
Вместо этого подписавшиеся под письмом предлагают ввести в России институт роялти
(общероссийского «авторского сбора»). Этот механизм предполагает взимание
20% от розничной цены при продаже любых дисков — как лицензионных, так и пиратских.
Эта сумма должна пробиваться отдельной строкой в чеке кассового аппарата. Такую
меру предлагается ввести сроком на пять лет. По расчетам авторов письма, она
поможет вернуть в легальный оборот $100 — 150 млн в год.
Эти деньги должны пойти в федеральный фонд роялти, который будет выплачивать
вознаграждения правообладателям. По мысли авторов, аналогичный подход можно
применить и к другим объектам интеллектуальной собственности — базам данных,
играм, книгам и художественным произведениям. По словам директора по спецпроектам
агентства «Кушнир продакшн» Владимира Рудницкого, подобный механизм
существует в Италии, а ранее был и во многих европейских странах.
«Борьба с пиратством — дело абсолютно безнадежное», — утверждает
один из авторов письма, музыкальный критик Артемий Троицкий. По его словам,
покупательная способность россиян гораздо ниже, чем у европейцев, а пиратские
диски производятся на огромных фабриках, которым покровительствуют местные власти
и руководители ВПК. «Вместо того чтобы фанатично предаваться борьбе с пиратством,
лучше пойти на частичные компромиссы, чтобы была какая-то польза от деятельности
пиратов или хотя бы чтобы уменьшить вред», — считает Троицкий.
Правительственные чиновники и представители отраслевых ассоциаций встретили
предложения музыкантов в штыки. «Мы категорически против подобного рода
новаций. Действовать надо путем совершенствования законодательства и правоприменительной
практики», — говорит начальник управления средств массовых коммуникаций
Минпечати Петр Поройков.
По его мнению, предлагаемая система несостоятельна с юридической и с организационной
точек зрения. «Она предоставляет пиратам своего рода индульгенцию, по сути,
целью предложения является легализация контрафактной продукции, когда каждый
может платить 20% цены и выпускать что угодно без согласия создателей произведения, — говорит Поройков. — Не говоря уже о том, что идея неосуществима на практике,
поскольку сегодня большинство точек продаж пиратских дисков не используют кассовые
аппараты и не выбивают чеки».
Региональный директор московского офиса международной ассоциации производителей
фонограмм (IFPI) Игорь Пожитков также считает, что инициатива музыкантов приведет
к легализации контрафактной продукции. «Никакие «эффективные схемы»
не должны нарушать действующее законодательство и права производителей», — говорит он. Он сравнивает это предложение с инициативой вносить в ГИБДД определенную
сумму за все угнанные автомобили с тем, чтобы распределить эти деньги среди
прежних владельцев и не заниматься поиском угонщиков.
Ответственный секретарь комиссии по безопасности информационного рынка Совета
предпринимателей при мэре и правительстве Москвы Олег Яшин считает идею с введением
института роялти практически нереализуемой. Кроме того, он предвидит резкий
протест международного сообщества против фактической легализации пиратства.
Но и марки Яшин считает неэффективным инструментом. «Пиратов это устраивает.
Они готовы клеить марки, — говорит он. — Существует печальный опыт внедрения
марки на Украине и не совсем удачный опыт марки в Москве. Понятно, что музыканты
выступают против марки. В борьбе с пиратством она не сильно помогает, но создает
существенные сложности правообладателю». Поройков из Минпечати с этим не
согласен. «Более эффективного механизма наведения порядка на аудиовидеорынке
никто не предложил», — утверждает он.
источник:
«Ведомости» 18.12.2004
полезный материал? Нажмите:
|