КиевЦНТЭИ
Правоотношения относительно охраны прав на объекты интеллектуальной собственности регулируют правовые нормы о предоставлении, использовании и защите прав на объекты интеллектуальной собственности в Украине, изложенные в Конституции Украины, гражданском, криминальном, административном и таможенном законодательстве, отдельных законах Украины и 10 специальных законах в сфере интеллектуальной собственности.
В последнее время появилась тенденция к возрастанию коммерческой активности в сфере промышленной собственности (изобретения и полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг).
Особого внимания требует охрана такого важного объекта промышленной собственности, как знак для товаров и услуг, которая дает возможность потребителям отличать товар один от другого, делает возможним поддержание высокого качества продукции. Знак для товаров и услуг указывает на собственника и защищает его права от недобросовестной конкуренции. Правовая охрана этого объекта осуществляется по Закону Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг” от 15.12.1993 г. № 3689-XII с изменениями (Закон), что предусматривает также передачу права собственности или предоставление лицензии на использование знака для товаров и услуг (п. п. 4-6 ст.16 Закона).
Договор о передаче права собственности и лицензионный договор считаются действительными, если они заключены в письменной форме и подписанные сторонами. При этом передача права собственности и предоставление лицензии на использование знака считаются действующими для любого другого лица от даты публикации сведений об этом в официальном бюллетене и после внесения их в Реестр, то есть публикация сведений есть оповещением третьих лиц о факте передачи прав. Аналогичные нормы являются и в других законах об охране прав интеллектуальной собственности.
К функциям Государственного департамента интеллектуальной собственности не входят полномочия относительно контроля выполнения сторонами обязательств, включая обязательства относительно патентно-правовых гарантий. Не предполагается также административный порядок рассмотрения споров о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, которые охраняются законом. Госдепартаментом осуществляется внесение сведений о такой передаче в реестр.
Закон предостерегает, что передача права собственности на знак для товаров и услуг не допускается, если она может стать причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара и услуги или относительно лица, которое изготовляет товар ли предоставляет услугу, но этот вопрос относится к компетенции суда, поскольку законом определено, что суды соответственно их компетенции рассматривают споры об установлении собственника охранного документа, заключение и выполнение лицензионных договоров, нарушение имущественных прав собственника охранного документа и т.п..
Итак, вопрос введения в заблуждение потребителя может решаться только в судебном порядке, так как факт введения в девясила должен быть доказанной.
В результате приобретения Государственным концерном “Укрспирт” в ВКК “АЛКО” знаков для товаров и услуг и промышленных образцов потребители были введены в заблуждение относительно производителя товаров. Позднее концерн “Укрспирт” предоставил лицензии на использование этих самых объектов промышленной собственности ВКК “АЛКО”. Аналогичные лицензии было предоставлено и другим предприятиям-производителям (всего близко 50 лицензий).
Как было установлено судом, такая передача прав нанесла убытки ВКК “АЛКО” в связи с тем, что предприятие платило правопреемнику за разрешение на использование тех объектов промышленной собственности, собственником которых оно было сначала. Такие действия привели к уменьшению прибыли предприятия и соответственно уменьшению отчислений к госбюджету, а также повлияли на возрастание себестоимости продукции.
Решением Арбитражного суда г. Киева от 17.05.99 настоящие договоры о передаче прав собственности на знаки для товаров и услуг и промышленные образцы было признано недействительными полностью.
Не менее интересным есть такой объект интеллектуальной собственности, как указание происхождения товаров. Есть ли нарушением Закона Украины “Об охране прав на указание происхождения товаров” и Кодекса Украины об административных правонарушениях изготовления, с целью реализации субъектами предпринимательской деятельности, на территории Украины товаров широкого потребления (одежда, обувь и т.п.), на которые, кроме знака для товаров и услуг нанесены маркирования “MADE IN EUROPE”, “MADE IN GERMANY”, “MADE IN ITALY” и т.п., если на самом товаре, на упаковке, бирках или ярлыках отсутствующая другая информация относительно географического места происхождения товара?
Указание происхождения товара – срок, который охватывает простое указание происхождения товара и квалифицированное указание происхождения товара. Простое указание происхождения товара – любое словесное или изобразительное (графическое) обозначение, которое прямо или опосредствованно указывает на географическое место происхождения товара. Например, “MADE IN GERMANY”, изображение Эйфелевой башни и т.п.. А маркирование “MADE IN EUROPE” не может рассматриваться как географическое указание происхождения товара, так как вообще не указывает на конкретное место производства товаров. Такое указание обычно употребляется в Украине относительно пунктов продажи товаров “second hand” для информирования о том, что товары собраны для перепродажи и походят из стран Европейского континента.
Законом Украины “Об охране прав на указание происхождения товаров” от 16.06.1999 г. № 752-XIV (с изменениями, внесенными согласно закону № 2188-III от 21.12.2000 г.) установлено, что правовая охрана простого указания происхождения товара состоит в недопущенные использования указаний, которые являются неправдивыми (фальшивыми) ли такими, что вводят потребителей в заблуждение относительно соответствующей действительности географического места происхождения товара. Если существует возможность введения потребителя в заблуждение, по решению суда такой неправомерно маркированный товар может быть изъят из оборота.
Соответственно Закону Украины “О защите прав потребителей” от 12.05.1991 г. № 1023-XII (в редакции Закона № 3682-XII от 15.12.1993 г. с изменениями и дополнениями) потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товарах (работы, услуги), что обеспечивает возможность их сознательного и компетентного выбора. Причем информация должна быть предоставлена потребителю к приобретению ним товара или заказа работы (услуги). Одной из составных такой информации есть наименование и адрес производителя (исполнителя, продавца). Непредоставление потребителю достоверной информации о производителе (наименование и адрес) есть нарушением законодательства о защите прав потребителей и тянет за собою наложение административного взыскания за указанное нарушение.
Специализированные коллегии для рассмотрения дел, что связанные с интеллектуальной собственностью, созданные только в составе хозяйственных судов Украины. А другие дела рассматриваются и в общих судах.
источник:
Світ інтелектуальної власності, № 1-2003
полезный материал? Нажмите:
|