Юрий Бадир, Штефан Гажим
Процесс привлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный
оборот, формирование рынка интеллектуальной собственности, которая ныне есть
самим динамичным сегментом мирового, а в развитых странах и внутреннего рынка,
непрерывно возрастающие масштабы трансферта технологий неминуемое диктуют необходимость
определения стоимости соответствующих объектов.
Разнообразие и неоднородность объектов интеллектуальной собственности, особенности
спроса и предложения, формирование стоимости и цены, а также разнообразие форм
использования результатов оценки предъявляют особые требования к подходам и
методам оценки.
Во всех постсоциалистических странах на протяжении последних десяти лет были
осуществлены значительные усилия относительно разработки и принятия законодательных
актов и других нормативных документов в области оценки интеллектуальной собственности.
В Республике Молдова процесс оценки интеллектуальной собственности начал развиваться
стихийно, под влиянием практических потребностей экономики, начиная из середины
90-х лет. Специалистами Государственного агентства из охраны промышленной собственности
на протяжении последних лет на договорной основе с предприятиями и физическими
лицами было оценено приблизительно 40 разных объектов — преимущественно товарные
знаки, изобретения и промышленные модели. Конечно, подобный вид деятельности
не является традиционным для национальных патентных ведомств, однако в переходный
период, с целью продвижения института оценки интеллектуальной собственности
как специфического и исключительно важного элемента инфраструктуры инновационной
сферы, выдается целиком целесообразным.
Ограниченность рынка инноваций, слабая заинтересованность субъектов, которые
хозяйствуют, в их внедрении, отсутствие стимулов со стороны государства, немного
затормозили разработки нормативно-законодательной основы деятельности из оценки
интеллектуальной собственности. Только в 2002 году Парламент Республики Молдова
принял Закон об оценочной деятельности, в которой рядом с общими принципами
оценки недвижимого имущества заложен и основы оценки объектов интеллектуальной
собственности. Закон регулирует отношения между физическими и юридическими лицами,
которые возникают в процессе оценочной деятельности, объекты и субъекты оценки,
случаи, если осуществляется обязательная оценка, основные методы оценки, основные
требования к договору и отчету об оценке, принципах организации оценочной деятельности,
аттестации оценщиков, выдачи и отзыв квалификационного удостоверения, деятельность
общественных организаций оценщиков, права и обязанности оценщиков.
Соответственно требованиям заключительных положений Закона об оценочной деятельности
Правительство в июле 2003 года специальным постановлением утвердило Положения
об оценке объектов интеллектуальной собственности и Положение об аттестации
оценщиков объектов интеллектуальной собственности.
В Положении об оценке объектов интеллектуальной собственности подробно изложены
основные понятия и принципы оценочной деятельности: объекты и субъекты оценки,
цели, с которыми используются результаты оценочной деятельности, типы и методы
оценки, основные важнейшие составные договора и отчета об оценке, праве, обязанностях
и ответственности оценщика. Характерно, что Положение не ограничивает оценочную
деятельность только объектами интеллектуальной собственности, которые патентуются
ли регистрируются соответственно действующему законодательству в Государственном
агентстве из охраны промышленной собственности, предусматривая возможность оценки
других объектов, среди которых ноу-хау, гудвил и т.п..
Составной частью Положения являются Методические указания из оценки объектов
интеллектуальной собственности, в которых преподаются конкретные подходы и методы
оценки и которые являются непосредственным инструментом для проведения работ
по оценке. Необходимость включения Методических указаний как дополнение к Положению
об оценке интеллектуальной собственности обусловленна отсутствием в Молдове
учебной и научно-методической литературы из проведения оценки и необходимостью
заполнение этого пропуска на первом этапе становления системы оценки интеллектуальной
собственности. Утверждение Правительством данных Методических указаний целиком
укладывается в объективную необходимость регулирования со стороны государства,
в особенности на этапе становления этого вида деятельности.
Положение об аттестации оценщиков объектов интеллектуальной собственности устанавливает
основные принципы аттестации оценщиков, деятельности аттестационной комиссии,
выдачи и отзыв квалификационных сертификатов, ведение Национального реестра
оценщиков.
Соответственно Закону об оценочной деятельности и Положении об аттестации оценщиков
объектов интеллектуальной собственности всю деятельность из аттестации оценщиков
и ведение Национального реестра оценщиков положен на Государственное агентство
из охраны промышленной собственности как орган центральной публичной власти.
Аттестационная комиссия создается приказом Генерального директора Агентства,
которая на основании специально разработанной и заранее опубликованной программы
принимает в письменной форме квалификационные испытания и осуществляет соответствующую
аттестацию оценщиков с следующей выдачей квалификационного сертификата и включением
в Национальный реестр оценщиков интеллектуальной собственности. При этом, соответственно
Положению, списки оценщиков объектов, включенных в Реестр, подлежат периодической
публикации.
Следует отметить, что Положение предусматривает ряд целиком обоснованных ограничений
для лиц, которые допускаются к аттестации. Так, к аттестации могут быть допущены
только граждане Республики Молдова, которая проживают на ее территории, имеют
высшее экономическое или техническое образование, двухлетний опыт работы в области
интеллектуальной собственности и одного года — как оценщика или стажера.
Указанные ограничения выдаются целиком целесообразными и обусловленные исключительной
ответственностью и сложностью оценочной деятельности. Надеемся, что данные ограничения
будут оказывать содействие обеспечению необходимого качества услуг на рынке
оценки объектов интеллектуальной собственности.
Программа квалификационного испытания, соответственно Положению, должна включать
теоретические и практические вопросы оценки объектов интеллектуальной собственности,
нормативные акты Республики Молдова в области охраны и оценки объектов интеллектуальной
собственности. Программа разработанная и утвержденная на новый 2003/2004 учебный
год с расчетом, чтобы на протяжении второй половины в этом году приступить к
подготовке и аттестации оценщиков.
Соответственно Положению об аттестации оценщиков аттестационная комиссия наделена
полномочиями относительно отзыва квалификационного сертификата. При этом отзыв
строго регламентированное и допускается лишь в таких случаях: повторное нарушение
требований осуществление оценочных работ, нанесение значительного убытка заказчику
как следствие неадекватной оценки, выявление фальсифицированных или неточных
данных в документах, представленному для аттестации, фальсификация отчетов об
оценке, решении судебной инстанции. Механизм отзыва квалификационных сертификатов
и предусмотренному Положением предупреждения со стороны аттестационной комиссии
при умелом их использовании могут стать действенным инструментом, который оказывает
содействие эффективному функционированию системы оценочных услуг.
Следует отметить, что Постановление Правительства об оценке объектов интеллектуальной собственности предусматривает обязательное проведение хозяйствующими субъектами государственной формы собственности инвентаризации и оценки объектов интеллектуальной
собственности, привлеченных в хозяйственный оборот, с целью их принятия на баланс
как нематериальных активов.
Таким образом, обязательный для государственных предприятий характер оценки
объектов интеллектуальной собственности касается только тех из них, какие привлеченные
в хозяйственный оборот. Это требование выдается обоснованным и взвешенным, учитывающую
незначительную частицу объектов, которые втягиваются в оборот, отсутствие опыта
оценочной деятельности, а также нецелесообразность резкого завышения активов
предприятий в условиях отсутствия реальных инвестиций. Нормативной базой для
осуществления инвентаризации и отображение в бухгалтерской отчетности объектов
интеллектуальной собственности есть Положение об инвентаризации, утвержденное
Министерством финансов, и специальный раздел Национальных стандартов бухгалтерского
учета.
Принятые нормативные акты призваны заполнить пропуск, который образовался в
регулировании процесса оценки объектов интеллектуальной собственности, их привлечения
в хозяйственный оборот, создание рынка услуг по оценке и условий для принятия
этих объектов на баланс в составе нематериальных активов.
полезный материал? Нажмите:
|