Ирина СОЛОДЧЕНКО
Франчайзинг — это такая форма организации бизнеса, при которой одно предприятие
(франшизополучатель) обязуется продавать продукт или услуги по заранее определенным
законам и правилам ведения бизнеса, устанавливаемым для него другим предприятием
(франшизодателем). Франшизополучатель получает разрешение использовать имя компании,
ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу при всяческой
поддержке головной организации. Франчайзинговый пакет1 (полная система ведения
бизнеса, передаваемая франшизополучателю) позволяет предпринимателю вести свой
бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний в данной области.
Работая под определенным контролем франшизодателя, франшизополучатель, тем не
менее, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность и остается
независимым участником бизнеса.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Иногда франчайзинговый пакет называют франшизой от англ. franchise. Термин
«франшиза» имеет в Украине еще и другое значение — предусмотренное
условиями договора страхования освобождение страховщика от обязательств возместить
убытки, не превышающие определенную величину.
--------------------------------------------------------------------------------
Многие не знают, что сетевой маркетинг также является одним из видов франчайзинга:
дистрибьютор покупает право пользоваться торговой маркой фирмы, продвигает ее
товар и зарабатывает деньги по разработанной фирмой схеме, оставаясь при этом
независимым предпринимателем со свободной инициативой.
Несмотря на то, что франшизополучатель получает право пользования торговой
маркой франшизодателя, договор франчайзинга принципиально отличается от лицензии
на право пользования торговой маркой (см. таблицу 1).
Таблица 1
Отличия договора франчайзинга от лицензии на право пользования торговой маркой
Показатель Лицензирование Франчайзинг
Оплата Роялти Роялти за использование товарного знака является одной из составляющих
суммы оплаты. Остальное включает плату за оборудование, ноу-хау и вознаграждение
за помощь в управлении предприятием
Предмет договора Одна или несколько торговых марок для использования их на продукте
или услугах лицензиата Весь бизнес, включающий деловые контракты, ноу-хау, торговые
марки и другие права интеллектуальной собственности
Покупатель Лицензиатом обычно является устойчивое предприятие, имеющее хорошую
бизнес- историю и положительно зарекомендовавшее себя на рынке Франшизополучатель
только намеревается «запустить» свой бизнес*
Гудвилл Гудвилл лицензиату не передается Франшизополучатель получает часть гудвилла,
в то время как за франшизодателем остается основная его доля
Размер вознагр-
аждения Лицензиат может оговаривать размер роялти в зависимости от места сбыта
продукции и т. д. Франшизодатели обычно предлагают стандартный размер вознаграждения,
не являющийся предметом обсуждения
* В настоящее время это условие не всегда выполняется. Франшизодатели с «раскрученными»
брендами предпочитают иметь дело с предприятиями, имеющими хорошую бизнес-историю,
а не с новичками. Например, Coca-Cola Company дает франшизу только при наличии
у покупателя хорошей репутации и прочного положения на рынке.
--------------------------------------------------------------------------------
При заключении контракта франшизополучатель должен, как правило, уплатить разовый
или вступительный взнос (первоначальный платеж) за франчайзинговый пакет, в
который входят многочисленные компоненты: услуги по дизайну, право пользования
торговой маркой, рекламный оригинал-макет, консультационные услуги, оборудование,
мебель, аксессуары, услуги по контролю, учебные и обучающие материалы, вознаграждение
за помощь в управлении, меню, диалоговые консультации (оперативные подсказки),
справочное руководство, рекламные материалы, плата за возможность продления
контракта, программное обеспечение, посуда, плата за услуги предварительного
заказа, передача ноу-хау, услуги по организации офиса и др.
Договором может быть предусмотрена также уплата ежемесячных платежей, размер
которых зависит от прибыли (оборота) или составляет фиксированную сумму.
Договоры франчайзинга
Договор франчайзинга представляет собой комбинированный контракт, затрагивающий
разные области законодательства. Поэтому иногда даже несмотря на помощь опытных
юристов сторонам не всегда удается избежать ловушек, содержащихся в отдельных
пунктах договора. В концессионном договоре, как еще называют договор франчайзинга,
можно обнаружить элементы лицензионного соглашения (разрешение на использование
объектов исключительных прав), договора об оказании услуг (консультативное и
техническое содействие), договора о совместной деятельности (сотрудничество
для достижения общих предпринимательских целей), договора купли-продажи (приобретение
необходимой технической и деловой документации), трудового договора и др.
Договор франчайзинга не содержит элементов представительства и агентских отношений.
Функции представительства противоречат концепции независимости франшизополучателя:
1) представители могут осуществлять свою деятельность только от имени создавшего
их юридического лица (основателя);
2) представительства не регистрируются как отдельные субъекты предпринимательской
деятельности, не могут от своего имени заключать договоры и принимать на себя
какие-либо обязательства (за их деятельность отвечает создавшее их юридическое
лицо).
В отличие от представителя комиссионер — независимый субъект предпринимательской
деятельности, но есть много положений, из-за которых невозможно включить элемент
договора комиссии в договор франчайзинга (см. таблицу 2).
Таблица 2
Основные различия между комиссионером и франшизополучателем
Показатель Комиссионер Франшизополучатель
Деятельность От своего имени, но за счет комитента и в интересах комитента От
своего имени, но за свой счет и в своих интересах
Оплата Получает от комитента вознаграждение за сбыт товара Сам платит за возможность
работать под вывеской собственника торговой марки
Финансирование Не требуется делать начальное капиталовложение для приобретения
какого-либо исключительного права на свою деятельность Сам руководит и финансирует
свое предприятие
Права на территорию Отсутствие защищенной каким-либо документом территории сбыта
Имеет документ на исключительное право деятельности на определенной территории
Контроль и поддержка Поддержка от комитента ограничена Строгий контроль франшизодателя
за соблюдением имиджа (престижа), идентичности и нормального функционирования
системы в целом
Из-за того, что вопросы, касающиеся франчайзинга, не урегулированы законодательством
Украины2 , предприятия часто подписывают вместо одного комплексного договора
франчайзинга три или четыре отдельных договора: на поставку сырья и материалов,
оборудования, использование торговой марки, на предоставление услуг и т. д.
Такое разделение, с одной стороны, помогает избежать ошибок при начислении налогов
и, как следствие, штрафов, но, с другой стороны, оно не позволяет учесть в полной
мере всех аспектов взаимоотношений партнеров в юридическом плане, что приводит
к недоразумениям, расторжению договоров, предъявлению претензий и т. д.
--------------------------------------------------------------------------------
2 С 01.01.2004 г. должны вступить в силу новая редакция Гражданского Кодекса
и Хозяйственный кодекс Украины, регулирующие отношения сторон договора концессии,
форму договора и т. д.
--------------------------------------------------------------------------------
Франчайзинг — это такая форма организации бизнеса, при которой одно предприятие
(франшизополучатель) обязуется продавать продукт или услуги по заранее определенным
законам и правилам ведения бизнеса, устанавливаемым для него другим предприятием
(франшизодателем).
Совместная деятельность как элемент договора франчайзинга
В операции франчайзинга в какой-то степени присутствуют элементы совместной
деятельности, так как в результате совместных усилий, направленных на повышение
рыночной стоимости гудвилла и торговой марки, стороны получают в какой-то мере
общий хозяйственный результат. Результатом успешных совместных усилий является
узнаваемость имени франшизодателя и повышение стоимости торговой марки, что,
соответственно, ведет к увеличению прибыли партнеров. При неудачной деятельности
партнеры рискуют вместе, ведь от ухудшения деловой репутации уменьшается прибыль
обеих сторон договора франчайзинга. Взнос франшизодателя в совместную деятельность — гудвилл, торговая марка, консультации, а вклад франшизополучателя — добросовестный
труд, реклама и другие действия, направленные на «раскручивание» бренда.
Поэтому считается, что в периодических отчислениях франшизополучателя имеет
место в некоторой степени и часть прибыли, получаемая франшизодателем от совместной
деятельности.
В правильно составленном комплексном договоре франчайзинга элементы совместной
деятельности имеют второстепенное значение. Выделить из общей суммы платежей
часть, какую составляют плата за услуги или роялти, а какую — прибыль, практически
невозможно. Да и не нужно этого делать: для того и изобретен комплексный договор
франчайзинга, чтобы ничего из него не выделять. В развитых странах государство
создает специальные правила налогообложения операций франчайзинга, и поэтому
никому и в голову не придет разбивать совместную деятельность на отдельные составляющие.
Но в Украине специальные правила налогообложения не установлены, поэтому представители
украинских налоговых органов пытаются иногда выделить элементы совместной деятельности
из договора франчайзинга. Однако, при условии правильного составления договора
франчайзинга, такие попытки заранее обречены на неудачу, так как ни один уважающий
себя эксперт не возьмется определить размер прибыли, получаемой в результате
совместной деятельности франшизодателя и франшизополучателя.
Предусматриваемое в некоторых договорах франчайзинга требование устанавливать
цены на товары и услуги не ниже указанных франшизодателем, — незаконно, поэтому
франшизополучатель не обязан его соблюдать.
Единственное, что может сделать налоговая инспекция, — так это подать в суд
иск о признании договора франчайзинга ложным, то есть заключенным с целью сокрытия
другого договора (ст. 58 ГКУ). Но это она может сделать только в том случае,
если имеется подозрение, что под договором франчайзинга на самом деле скрывается
договор о совместной деятельности. Тогда, в случае подтверждения судом ложности
сделки, могут быть применены правила, регулирующие тот договор, который стороны
действительно имели в виду, в данном случае — договор о совместной деятельности.
Повод для выявления у них общей хозяйственной цели как приоритетной в их деятельности,
а не сопутствующей, дают иногда сами партнеры. Так, разбивая (не от хорошей
жизни) договоры франчайзинга на несколько отдельных договоров, они в договорах
купли-продажи, предоставления услуг или права пользования торговой маркой неоднократно
подчеркивают наличие совместных целей, намекают на общие риски и выгоды, договариваются
о единой ценовой политике. Использование в «разбитых» договорах терминологии,
присущей договору о совместной деятельности, наводит налоговых инспекторов на
мысль о ложности сделки.
Поэтому если партнерам так уж необходимо показать общую цель, во избежание
недоразумений они могут в дополнение к другим договорам заключить еще и договор
о совместной деятельности, в котором подчеркнуть неразрывную связь между партнерами,
обратить внимание на совместные действия, направленные на создание позитивного
имиджа, деловой репутации. В таком договоре следует указать общую цель — создание
положительной деловой репутации, установить размер взноса франшизодателя (гудвилл,
ноу-хау и др.) и франшизополучателя (затраты на рекламу, повышение качества
продукции и др.) и разделить риски. Условия распределения прибыли устанавливаются
соответственно вкладу каждой стороны в создание гудвилла и «раскручивание»
бренда.
Договор франчайзинга содержит элементы лицензионного соглашения, договора об
оказании услуг, договора о совместной деятельности, договора купли-продажи,
трудового договора и др. и не содержит элементов представительства и агентских
отношений.
Вопросы ценообразования
Нередко в договорах франчайзинга прямо указывается, что франшизополучатель не
имеет права устанавливать цены ниже указанных франшизодателем. Заметим, что
подобные предписания нарушают принцип свободных цен, установленный статьей 7
Закона Украины от 03.12.90 г. №507-XII «О ценах и ценообразовании»:
«Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров
и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование
цен и тарифов».
В сфере франчайзинга работают независимые друг от друга предприятия, которые
должны конкурировать друг с другом, а соглашение сторон реализовывать продукцию
по единым ценам препятствует свободной конкуренции. Если Антимонопольный комитет
Украины признает действия сторон договора франчайзинга «антиконкурентными
согласованными действиями», то нарушители могут быть оштрафованы согласно
Закону Украины от 11.01.2001 г. №2210-III «О защите экономической конкуренции».
Поэтому даже если в контракте и содержится требование о продаже товара по цене,
установленной франшизодателем, партнер не обязан его соблюдать. В ч. 2 ст. 1122
новой редакции Гражданского Кодекса Украины прямо указывается: «Условие
договора концессии, в соответствии с которым правовладелец имеет право определять
цену товара (работ, услуг), предусмотренных договором, или устанавливать верхний
или нижний предел этой цены, является недействительным».
Тем не менее, многие эксперты не отрицают, что франшизодатель может давать
рекомендации по ценовой политике, причем такие рекомендации могут распространяться
только на фирменные товары или товары, производимые самим франшизодателем. Что
касается всех остальных товаров и услуг, франшизодатель может здесь разве что
оказать помощь в калькуляции.
Налоговый учет
Отражение договора франчайзинга в налоговом учете представляет трудность как
для бухгалтера, так и для проверяющих и консультантов. И причиной тому — все
та же неурегулированность налогового законодательства по этому вопросу. Поэтому
руководствоваться приходится общими нормами, которые не всегда подходят для
той или иной ситуации.
Например, оплата за услуги франшизодателя отсрочена, растянута во времени,
носит непериодический характер и непонятно — когда оплата производится за уже
предоставленные услуги, а когда она представляет собой предоплату будущих услуг.
Такое происходит потому, что в операции франчайзинга не принято периодически
подписывать акты предоставленных (выполненных) услуг. Поскольку считается, что
подписанный долгосрочный договор является обязательством по выполнению всего
объема услуг, то нелегко проследить, когда и в каком объеме были оказаны услуги.
А франшизополучателю очень важно время от времени признавать фактическое получение
услуг, потому что его валовые расходы увеличиваются именно по дате фактического
получения услуг (пп. 11.2.1 Закона о прибыли), а налоговый кредит по НДС — по
факту получения услуг (пп. 7.5.1 Закона о НДС).
Франшизополучатель заинтересован в подписании время от времени актов полученных
услуг в целях оптимизации налогообложения, потому что без актов ему придется
ждать только момента оплаты, чтобы увеличить свои валовые расходы. При отказе
франшизодателя периодически оценивать переданные услуги или при невозможности
проведения такой оценки обе стороны будут увеличивать валовые затраты (валовые
доходы) и налоговый кредит (налоговые обязательства) по НДС согласно кассовому
методу, то есть в момент списания (зачисления) денежных средств на расчетный
счет или в кассу.
Другая проблема — отражение в налоговом учете франчайзингового первоначального
платежа. Нередко чтобы избежать излишних придирок со стороны налоговых инспекторов
бухгалтеры относят любой первоначальный платеж к нематериальным активам, не
анализируя состав франчайзингового пакета. Тем не менее, плата, например, за
пакет «оборудование (товар) плюс право пользования торговой маркой»
относится скорее к основным средствам (товарам), так как оборудование является
основной составляющей пакета.
Если же франчайзинговый пакет представляет собой комплект различных услуг,
то платеж за него невозможно отнести к валовым расходам ни как роялти (если
роялти — одна из составляющих первоначального платежа), ни как оплату за услуги.
Такой франчайзинговый пакет представляет собой, по сути, предоплату услуг на
несколько лет вперед, и в этом случае самый логичный путь — действительно отнести
первоначальную плату к нематериальным активам с начислением амортизации равномерно
в течение срока действия договора. Налоговые органы обычно с пониманием относятся
к такому шагу; единственное, что смущает обе стороны, — так это требование п.
1.2 Закона о прибыли относить к нематериальным активам объекты права собственности
налогоплательщика. Но такое требование можно аргументировать следующим образом:
1) франчайзинговый пакет является предметом договора и приобретается в собственность
на срок, оговоренный в контракте. В отличие от материального объекта франчайзинговый
пакет, состоящий из услуг, не нужно возвращать после завершения срока действия
договора франчайзинга: он просто прекращает существование, так как услуги не
могут быть ни возвращены франшизодателю, ни переданы другому лицу;
2) пакет является долгосрочным активом, так как используется франшизополучателем
свыше года. Следовательно, он не может быть отнесен к валовым расходам как текущий
платеж.
Что касается франшизодателя, то при получении первоначального платежа он увеличивает
валовые доходы по правилу первого события, потому что дату фактического получения
услуг без подписания актов полученных (выполненных) услуг определить практически
невозможно.
Нередко франшизодатель заменяет первоначальный платеж либо покупкой учебного
экземпляра, либо обязательством покупать оборудование, сырье, материалы у фирм,
которые ему указывает франшизодатель. Рассмотрим три примера, взятые из проспектов
и договоров франчайзинга, предлагаемых потенциальным франшизополучателям российскими
и украинскими франшизодателями, и проанализируем, как такие операции отражать
в налоговом учете.
Пример 1. Франшизополучатель перечисляет франшизодателю 20000 грн3 , представляющие
собой не первоначальный взнос, а гарантию будущих закупок товара по цене, установленной
на момент подписания контракта. Общая сумма поставляемых товаров в рамках договора
франчайзинга — 40000 грн.
--------------------------------------------------------------------------------
3 НДС не учитываем.
--------------------------------------------------------------------------------
Франшизодатель страхует себя от повышения цены на товар, внося в договор франчайзинга
элемент форвардного контракта. Он указывает дату поставки, согласует заранее
цену на товар, которую нельзя изменить в дальнейшем, а для гарантии покупки
требует внести некоторую сумму денег.
Вследствие того, что форвардная операция является именно элементом договора
франчайзинга, а не оформлена отдельным стандартным документом, она не может
быть предметом купли-продажи, то есть товаром. Собственно, деривативы4 в операциях
по их выпуску и погашению не считаются товаром, даже если они оформлены в виде
отдельного стандартного документа (п. 1.6 Закона о прибыли), и, следовательно,
нормы п. 7.6 Закона о прибыли на такие деривативы не распространяются5 .
--------------------------------------------------------------------------------
4 Форвардный контракт является одним из видов деривативов согласно пп. 1.5.1
Закона о прибыли.
5 В п. 7.6 Закона о прибыли речь идет о доходах и расходах от продажи деривативов.
--------------------------------------------------------------------------------
Поэтому франшизополучатель отражает данную операцию в порядке, предусмотренном
для обычной торговой операции. Сумма в размере 20 тыс. грн представляет собой
предоплату за товар и относится к валовым расходам как первое событие — перечисление
денежных средств с расчетного счета франшизополучателя за товар.
Пример 2. ЗАО предлагает потенциальным франшизополучателям приобрести «под
ключ» фитнесс-клуб. Франчайзинговый пакет «бизнес под ключ» включает:
- поиск офисного и складских помещений;
- услуги по регистрации, постановке на налоговый учет, иные юридические действия,
сопутствующие открытию;
- рекрутинговые услуги, комплексный подбор персонала, его оценка, тестирование,
рекомендации на каждого кандидата и проверка его благонадежности;
- проведение маркетингового исследования, характеризующего состояние рынка
конкретного продукта;
- проведение конкурентной разведки и мероприятий бенч-маркетинга;
- организация медиа-планирования (функция рекламного агентства), подбор наиболее
оптимальных носителей для рекламы и организация рекламного процесса;
- организация поставок товара, сырья и услуг; долгосрочные контракты на поставку
со специальными предложениями и скидками от конкретных поставщиков, способных
обеспечить «качество бренда» и поддержку начинающих бизнесменов.
Здесь идея франчайзинга реализована, как говорят эксперты, «с изнанки».
Вместо того чтобы самостоятельно регистрировать предприятие, искать поставщиков,
подбирать персонал и т. д., франшизополучатель при покупке «под ключ»
фактически покупает готовый бизнес. При этом у франшизодателя может возникнуть
желание применить пп. 3.2.8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»,
освобождающий от уплаты НДС операции по продаже совокупных валовых активов (СВА).
Однако существуют два условия, не позволяющие идентифицировать продажу «бизнес
под ключ» с продажей СВА:
1) под продажей СВА понимается продажа предприятия как отдельного объекта предпринимательства;
2) предприятие-покупатель приобретает права и обязанности (является правопреемником)
предприятия, продающего такие активы.
Как видим, под продажей СВА подразумевается передача действующего предприятия
от одного собственника к другому. Несмотря на то, что по франчайзинговому договору
передается даже часть гудвилла, здесь отсутствуют явления перемены собственника
(регистрация предприятия производится сразу на имя франшизополучателя как первого
собственника предприятия) и правопреемственности. Поэтому в налоговом учете
при продаже бизнеса «под ключ» НДС начисляется на общих основаниях,
так как такая продажа является, по сути, продажей франчайзингового пакета услуг,
а не СВА.
Пример 3. Франшизодатель — российская фирма на начальном этапе требует от партнера-франшизополучателя
приобрести учебные комплекты соответствующих программных продуктов (not for
resale — не для перепродажи) для подготовки специалистов, которые будут заниматься
внедрением этих программных продуктов.
Обращаем внимание, что покупка учебной программы производится до подписания
договора франчайзинга, «на начальном этапе», как говорится в проспекте.
Поэтому отражение в налоговом учете данного приобретения будет зависеть от профиля
предприятия. Если налогоплательщик до покупки учебной программы занимался разработкой
компьютерных программ, дилерскими (агентскими) услугами и другими подобными
видами деятельности, то даже если договор франчайзинга и не будет впоследствии
подписан, всегда можно обосновать цель такой покупки как изучение программы
конкурента, обучение для повышения квалификации собственных работников и даже
как маркетинговое исследование.
Если же до момента покупки учебной программы предприятие занималось совершенно
другими видами деятельности, например продажей детского питания, то невозможно
показать связь учебной программы с хозяйственной деятельностью предприятия.
Таким налогоплательщикам следует отложить отнесение затрат на приобретение учебной
программы к валовым расходам до подписания договора. После подписания договора
франчайзинга обучающая программа относится к основным средствам 4-й группы как
программное обеспечение для ЭВМ, предназначенное для использования в хозяйственной
деятельности в течение периода, превышающего 365 календарных дней, так как договоры
франчайзинга обычно долгосрочные.
Если программу собираются использовать меньше года, то она списывается в валовые
расходы как МБП в соответствии с пп. 5.2.1 и п. 5.9 Закона о прибыли.
После заключения договора франчайзинга партнер должен подтвердить квалификацию
своих специалистов, аттестовав их в фирме-франшизодателе (два специалиста по
каждому программному продукту). За каждую аттестацию уплачивается по 50 у. е.
Франшизодатель использует в договоре связанные с профессиональной подготовкой
и переподготовкой сотрудников термины «аттестация» и «подтверждение
квалификации». Аттестация представляет собой действия, включающие проверку
теоретических, технологических и практических знаний и навыков специалиста,
составление протокола по результатам проверки и оформление квалификационного
удостоверения. Аттестации проводятся соответствующими учебными заведениями,
имеющими государственную лицензию, квалификационными комиссиями, Высшими квалификационными
комиссиями и другими институтами, действующими в рамках полномочий, предоставленных
им соответствующими нормативными документами, законами, положениями, инструкциями
и т. д. Статья 30 Закона Украины «Об образовании» устанавливает следующие
образовательно-квалификационные уровни: квалифицированный рабочий; младший специалист;
бакалавр; специалист, магистр. Положение об образовательных и образовательно-квалификационных
уровнях (ступенчатое образование) утверждается Кабинетом Министров Украины6
.
--------------------------------------------------------------------------------
6 Утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.01.98 г. №65.
--------------------------------------------------------------------------------
Подпункт 5.4.2 Закона о прибыли устанавливает ограничения на расходы налогоплательщика,
связанные с профессиональной подготовкой и переподготовкой лиц, состоящих в
трудовых отношениях с налогоплательщиком. Порядок профессиональной подготовки
и переподготовки и размеры расходов на такие цели устанавливаются Кабинетом
Министров Украины7 . В валовые расходы затраты по подготовке и переподготовке
могут быть отнесены только в том случае, если обучение проводится в украинских
учебных заведениях.
--------------------------------------------------------------------------------
7 Постановление КМУ от 24.12.97 г. №1461 «О размере расходов налогоплательщика
на профессиональную подготовку и переподготовку» и Постановление КМУ от
28.06.97 г. №695 «О гарантиях и компенсациях для работников, направляемых
для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения другим профессиям
с отрывом от производства»
--------------------------------------------------------------------------------
Так как в данном случае аттестацию проводит российская производственно-торговая
фирма, и даже не учреждение образования, то нет никаких оснований для включения
затрат на аттестацию и подтверждение квалификации работников такой фирмой в
валовые расходы.
Но это не значит, что затраты на обучение франшизополучателя не могут быть
отнесены к валовым расходам вообще. Просто нужно избегать в договоре франчайзинга
громких слов и терминов, связанных с образованием. Обучение навыкам обращения
с продукцией франшизодателя, правилам ведения бизнеса и т. д. называется предоставлением
соответствующих услуг и не имеет ничего общего с системой образования, квалификациями,
аттестациями, подготовкой и переподготовкой кадров. По окончании обучения самое
большее, что может выдать франшизодатель, — это свидетельство о прохождении
курса.
Впоследствии партнер-франшизополучатель ежеквартально платит по 100 у. е. за
право использования торговой марки франшизодателя в своей деятельности, а также
за рекламную, технологическую и методическую поддержку.
Несмотря на то, что в периодические платежи входит пользование торговой маркой,
платеж не может быть идентифицирован как роялти. Операция подлежит налогообложению
в порядке, предусмотренном законодательством Украины для импорта услуг.
--------------------------------------------------------------------------------
Франчайзинг — новая маркетинг-концепция для Украины. Но распространяется он
все более быстрыми темпами, и отрадно, что все чаще франшизодателями становятся
резиденты Украины*.
Традиционно франчайзинг охватывает такие отрасли, как общественное питание
(fast food, кафе на колесах, пиццерии, мороженое), торговля (супермаркеты, бутики,
специализированные магазины) и сфера услуг (услуги связи, авторемонт, фотопечать,
консалтинговые и консультационные службы, салоны здоровья и красоты, химчистка).
Постепенно франчайзинг завоевывает и другие сферы украинской экономики: производство
и сборку компьютеров, продажу комплектующих к компьютерам, комплексов автоматизации
бухучета, документооборота и делопроизводства, нефтяной бизнес**, полиграфию,
видеопрокат, программное обеспечение бизнеса, школы иностранных языков, гостиничное
хозяйство, разработку и строительство функциональных сооружений и др.
--------------------------------------------------------------------------------
* Статистика показывает: в развивающихся странах на первом этапе развития франчайзинговых
отношений количество франшизодателей-нерезидентов по отношению к резидентам
находится в соотношении 70/30. Затем постепенно ситуация меняется в обратном
направлении и доходит до соотношения 30/70 в пользу резидентов.
** АЗС, работающие по договорам франчайзинга, обычно называют джобберами (от
англ. jobber — оптовый торговец).
--------------------------------------------------------------------------------
Нормативная база
1. Закон о прибыли — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий»
в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР.
2. Закон о НДС — Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР «О налоге на
добавленную стоимость».
3. П(С)БУ 8 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета «Нематериальные
активы», утвержденное приказом Минфина Украины от 18.10.99 г. №242.
4. П(С)БУ 15 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета «Доход»,
утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.99 г. №290.
источник:
«Дебет Кредит» №32, 2003
полезный материал? Нажмите:
|