Андрей ( Гавриэль ) Лившиц ; Ярослав Ващук ;
Потребность в инновационном развитии любого общества ставит перед сегодняшним инновационным сообществом задачу в эффективной помощи преподавателям технических университетов в вопросах подготовки специалистов с высоким уровнем квали¬фикации, творческим потенциалом, готовых и способных к созидательной дея¬тельности. К сожалению при изучении обязательных учебных дисциплин преподаватели не могут разделить студентов на способных к творческой работе и не способных к творческой работе и вынуждены работать со всеми в равной степени, хотя уже давно доказано , что творчески работающие специалисты составляют только очень небольшую часть от всех работников В различных компаниях , в том числе и инновационных , даже крайне вредно иметь всех специалистов инновационными энтузиастами, есть и стандартные , обязательно жёстко регламентированные работы, которые необходимо выполнять без технологической фантазии , предельно пунктуально и качественно Опять же , к сожалению , преподаватели считают , что профессионально мобильный специалист — это, как правило, ин¬новационный специалист, специалист творческий, обладающий умениями и навыками принятия инновационных решений в своей и смежных областях науки, техники и технологий. Базовой основой данного уровня квалификации является высокий уровень образования в области гуманитарных и точных наук, специальных дисциплин. Так ли это ? Владение компьютерными технологиями, методами проектирования и поиска информации, системного инжиниринга, методами активизации творческого мышления, социально-ценностными ориентациями позволяет говорить об инженере как о специалисте-профессионале. В процессе обучения в техническом вузе студенты должны приобрести общепрофессиональные компетенции, связанные со способностью самостоятель¬но овладевать новыми знаниями, использовать естественнонаучные, математи¬ческие и инженерные знания для решения задач инновационного развития общества. Важными являются компетенции, связанные с производственно-технологической и организационно-управляющей деятельностью, планировани¬ем и проведением экспериментов и проектных разработок. Общекультурные компетенции связаны с умениями вести переговоры, устанавливать контакты; проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность. Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, осознание социальной значимости своей профессии, осмысление накопленного опыта и готовность изменять профиль своей про¬фессиональной деятельности, адаптироваться к изменениям содержания соци¬альной и профессиональной деятельности являются актуальными для будуще¬го специалиста . По сути, стоит вопрос о подготовке еще в стенах учебного заведения профессионально мобильного специалиста, способного решать про¬фессиональные проблемы, проектировать собственную систему профессиональ¬ной деятельности, готового к профессиональному творчеству. Многие преподаватели считают , что за время обучения в вузе недостаточно выработать у человека способы адап¬тации к изменяющейся среде и достижениям научно-технического прогресса. Образование , как многие считают , должно формировать у человека способность к творчеству, способ¬ствовать превращению творчества в норму и форму его существования, в инстру¬мент свершений во всех сферах человеческой деятельности — в труде, в науке, в технике, в культуре, в искусстве, в управлении, в политике. Чем выше темпы изменений в мире, тем выше требования к образованию . С этим утверждением нельзя согласиться. Прежде всего образование должно быть образованием , то есть должно дать будущему специалисту все основные базовые знания и чёткое умение ими пользоваться ; Если во время обучения у человека , ещё не владеющего базовыми навыками и знаниями , отбирать часть его учебного времени на инновационные упражнения , то ничего хорошего из этого не получится , - не будет ни базовых знаний и не появится новый изобретатель Таким образом, важнейшей чертой инженерной деятельности только уже после приобретения всех необходимых знаний и навыков в их применении является ее творческий характер. Под творчеством понимается процесс человеческой дея¬тельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Но как этого не хочется , такой процесс не может быть бесконечным . К сожалению будущим изобретателям часто не объясняют , что любую инновационную идею необходимо довести до продукта и не всегда в этом процессе генераторы идей могут быть эффективными Творчество представляет собой возникающую способность человека из достав¬ляемого действительностью материала созидать на основе познания закономер¬ностей объективного мира новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером со¬зидательной деятельности. Если оценивать результаты инновационного процесса экономическими категориями , то становится понятно , что для ведения инновационного процесса нужны определённые коммерческие условия и не всегда даже самый одарённый молодой инженер может в такие условия попасть , и , тем более такие условия создать Поэтому не надо утверждать , что уровень образования создаёт инновационного специалиста, он только в некоторых счастливых случаях может быть одной из составляющих инновационного успеха Мы уже несколько раз отмечали , основываясь на опыте лучших технических университетов США , что без института инновационных антрепренёров (entrepreneur ) невозможно вести подготовку инновационных инженерных специалистов Только после появления в преподавательском коллективе специалистов-антрепренёров инновационное образование может дать определённые преимущества для талантливых молодых инженеров Очевидно, что достичь высоких результатов в определенных сферах деятель¬ности могут не все, что заставляет говорить о наличии у людей разного по уровню творческого потенциала, т.е. способности к творчеству. С этим утверждением можно согласиться , но при одном условии , - если при наличии высокого творческого потенциала, его вовремя заметит и продвинет инновациолнный антрепренёр Опираясь на классификацию, предложенную преподавателями , выделим уровни творче¬ского развития личности, которые были ими зафиксированы среди студентов технических университетов . Начальный уровень проявляется в способности анализа предметной ситуа¬ции с целью ее преобразования, в осознании жизненных проблем и собствен¬ного опыта в решении практических задач. Особенностью данного уровня яв¬ляется рациональная упорядоченность знаний, прагматичный взгляд на ситуа¬цию, репродуктивный характер выполнения заданий. Студентам данного уровня творческого развития сложно по-новому, нестандартно взглянуть на ситуацию, проявить широкий диапазон действий при выполнении проблемных заданий. Альтернативность мышления не является реальным фактором инте¬грации знаний по всем учебным дисциплинам. Студенты проявляют лишь не¬которую самостоятельность в принятии решений. В этой связи крайне необходимо систематизировать и правильно направить альтернативность мышления , так как в желании альтернативно мыслить очень часто можно потерять основную мысль Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что я «могу» и чего я «хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию. Психологическими новообразованиями этого уровня являются адекватное отражение себя, умение анализировать свои поступки, предвидеть их последствия. Как правило, данный уровень предполагает твор¬ческое включение знаний в реальный производственный процесс. Критериями достижения данного уровня подготовки в условиях производства являются способности специалиста самостоятельно и эффективно решать возникающие производственные проблемы. Это ставит вопрос о максимальной интеграции учебного процесса с реальными проблемными ситуациями. Высокий уровень творческого развития дает возможность решать на изо¬бретательском уровне сложные проблемные задачи. Результаты деятельности специалиста имеют, как правило, общественный, социальный резонанс. Способ¬ность к принятию технических решений на данном уровне, умение находить нужную информацию и самообучаться, умение общаться и убеждать, поддер¬живать атмосферу творчества в коллективе, понимание современных проблем, соблюдение правил профессиональной этики — это те качества, которые явля¬ются основой для творческой, продуктивной деятельности выпускника техни¬ческого вуза. Люди этого уровня одновременно и мечтатели, и прагматики, они самостоятельны и независимы, гибки, эффективны и эмоционально устойчивы. Но базовым умением является инновационный, изобретательский подход. Не случайно инженер в переводе с латыни означает «находчивый, острый». Восприятие различных уровней творческого развития и их идентификация достаточно сильно отличаются в странах – наследниках Советского Союза и развитых странах запада, и , особенно США, где высоко ценится именно способность молодых талантливых изобретателей продуктивно работать с опытными антрепренёрами, больше полагаясь на их опыт и связи , чем на озарение и альтернативное мышление С целью приобретения высокого профессионального статуса и возможности проектирования своего профессионального будущего для студентов важным является достижение высокого уровня творческого развития. Но возникает вопрос — как за короткий университетский срок обучения можно решить эту задачу. В большинстве случаев, как доказывает практика, за период обучения в вузе большая часть студентов достигает начального, а в лучшем случае — среднего уровня. Выпускная квалификационная работа, завершающая процесс образова¬ния в техническом университете, является реальным показателем фактора ин¬теграции знаний по всем учебным дисциплинам, самостоятельности в принятии решений и развития системного мышления. Но необходимо расширять набор методов обучения, направленных на развитие творчества студентов , так считают преподаватели. Открытым остаётся базовый вопрос, - можно ли научить недоучившегося инженера , ещё не понявшего базовых основ инженерного дела инновационным приёмам , при помощи расширенного набора методов обучения Самый простой ответ на этот вопрос состоит в том , что возможности даже очень способных и талантливых студентов всё равно весьма ограничены и , как нам представляется наиболее рациональным , вначале лучше дать возможность освоить базовые профессиональные знания и только затем можно перейти к постепенному и осторожному вводу в процесс обучения методов инновационного проектирования и инновационного развития проектов Психологи различают два типа мышления: репродуктивное (конвергентное) и творческое (дивергентное). Тип личности с преобладанием конвергентного мыш¬ления относится к интеллектуальному, готовому решать задачи сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, а с пре¬обладанием дивергентного — к креативному, способному видеть и ставить задачи, стремящемуся выйти за рамки поставленного условия. На самом деле каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». По¬давляющее число студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к «разжеванной» и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой про¬блемы их пугает . Творческое, открытое мышление не развивается на «закрытых», уже кем-то поставленных и имеющих известные технологии решения задачах. Как правило, изобретательская задача ставит перед решателем вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда гра¬мотного применения традиционных знаний, умений и навыков недостаточно? С помощью таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация и абстракция происходит проникно¬вение в проблемную ситуацию, находится решение задачи. Освоение операций мышления происходит в повседневном учебно-воспитательном процессе путем решения учебно-практических задач в области осваиваемого предметного зна¬ния (точные науки, психология, логика, техника и т.д.). В дополнению к этому обязательно необходимы знания и коммерческая интуиция, развитие которой в большинстве случаев является основным фактором стимулирующим инновационную активность Для разрешения проблемных ситуаций и задач необходимо мысленно рас¬членить сложный объект на составные части. На анализе основываются многие приемы устранения существующих противоречий. При синтезе происходит объединение в единое целое составных частей будущей системы. Вышеуказанные операции мышления лежат в основе таких изобретательских методов, как метод проб и ошибок (способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях), метод контрольных вопросов (с помощью наво¬дящих вопросов подвести к решению задачи.), метод синектики («атака» воз¬никшей проблемы специализированными группами профессионалов с исполь¬зованием различных аналогий и ассоциаций), метод фокальных объектов (поиск новых точек зрения на решаемую проблему с использованием ассоциа¬тивного ряда и эвристических свойств случайности) и др. Практически весь учебный процесс в техническом вузе должен быть направ¬лен на формирование системного мышления, основывающегося на многооб¬разных операциях, формах и способах мышления. Формирование системного мышления возможно через включение студентов в проектную деятельность, которая предполагает актуализацию знания не по одному, а ряду учебных пред¬метов, на первый взгляд не имеющих между собой точек соприкосновения. Опыт и практика показали, что лучшие изобретения создаются на стыке дисциплин, поэтому одним из предметов в инновационном обучении должен стать инновационный интеграционный метод формирования инновационных композиций В качестве яркого примера следует привести утверждение Альберта Эйнштейна о том, что многие открытия в физике помогли ему сделать герои произведений Ф.М. Достоевского, а именно — анализ их переживаний. Способы решения жиз¬ненных задач, найденные Ф.М. Достоевским в художественной литературе, из¬вестный физик сумел использовать для решения проблем в физике, которые в дальнейшем нашли свое воплощение в теории относительности. В учебных планах большинства технических университетов отсутствуют предметы, имеющие творческую направленность. Это связано с образовательной политикой данного учебного заведения, вечным противостоянием «лириков и физиков». Эти и многие другие причины не позволяют выделить в отдельную дисциплину вопросы, связанные с практической реализаций полученных тео¬ретических знаний, развития творческого и системного мышления, воображения, обучения анализу и синтезу, инновационному менеджменту, методам поста¬новки и решения задач. В образовательный процесс включена современная технология решений задач с недостатком на¬чальной информации, активно используемая сегодня крупными компаниями для поиска инновационных решений — стэнфордская методика дизайн-мышления. Суть методики заключается в делении всего процесса решения задачи на опреде¬ленные короткие этапы, которые группа студентов должна выполнять слаженно, точно в срок, зачастую в условиях «мозгового штурма», когда рождается два-три десятка идей за несколько минут . Производительность таких методов поиска решений намного выше, чем неорганизованная групповая работа. Для студента с развитым системным мышлением, приученного к интердисциплинарному мыш¬лению, представляет интерес предложение разработать проект решения той или иной профессиональной задачи, которая основана на решении не только произ¬водственных, но и социальных проблем. Именно такая категория студентов становится двигателем всех инновационных процессов, как на производстве, так и в жизни. Идея всесторонности обучения не нова. Еще известный французский мате¬матик, философ, физик и физиолог Рене Декарт заметил, что «Все науки на¬столько связаны между собою, что легче изучить их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих». Существуют знания, которые могут образовывать предметные области, от¬дельные дисциплины. Одни и те же элементы системы знания в модифициро¬ванном виде входят в разные предметные области. На этом системном знании основывается метод многомерного обучения , главным принципом которого является установление ас¬социативных связей изучаемого материала и выполняемых заданий с другими предметными областями, что позволяет решать практические задачи в рамках конкретной дисциплины. Метод многомерности , если он совмещён с методами интегративной композиционности , расширяет профессиональный кругозор студентов и предопределяет их мобильность в будущей профессиональной деятельности. В условиях быстрой динамичности общества профессиональная мобильность предполагает высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, осно¬ванных на интердисциплинарных представлениях и практической применяемо¬сти математических моделей, физических, химических, биологических и инфор¬мационных законов, правил, принципов и эффектов и является важным компо¬нентом квалификационной характеристики специалиста. Высокий образовательный уровень, развитые мыслительные способности по¬зволяют найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Стихийное, неуправ¬ляемое, методологически слабое мышление приводит к многократному перебору вариантов решений сложной проблемы. Выпускнику технического вуза в силу специфики профессиональной деятельности постоянно приходится работать в ситуации неопределенности. С целью сокращения времени для нахождения опти¬мальных способов решения изобретательских задач существуют методы управ¬ления творческим мышлением. Наиболее эффективной из существующих теоре¬тических основ является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Целью ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) является формирование продуктивного мышления, вос¬питание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Теория решения изобретательских задач улуч¬шает качество уровня изобретений, позволяет снизить уровень неопределенности ситуации, исключив из него элементы случайности, слепой перебор вариантов. С целью выработки новых идей-решений, новых форм и способов жизни и развития групп, а также новых установок, позиций, понимания, умений участ¬ников, реалистичного способа преодоления трудностей, навыков поведения в нестандартных ситуациях целесообразно использовать в учебном процессе ин¬новационную игру. Она дает три вида результатов: новое содержание, новую информацию (идеи, детализированные проекты, стратегические программы и т.п.); новую группу, сообщество (консолидированный коллектив участников-носителей новой информации, нового содержания, новых навыков работы и жизни); Основной эффект игры заключается в пово¬роте сознания участников от традиционного способа мышления к инновацион¬ному. Человек освобождается от врожденной боязни перемен, от предрассудков, мешающих инновационному, творческому мышлению. При проведении инновационных игр используется ряд особых техник, к числу которых можно отнести: распредмечивание (организации столкновения собственных позиций игроков и обсуждения проблем с «чужих» позиций), про¬блематизацию (поиск оснований, глубинных причин, лежащих в основе затруд¬нений), целеполагание, самоопределение (фиксация собственной позиции в общем пространстве игры), рефлексию (возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны и «увидеть» себя, свое сознание, свое мышление и действия других людей), схематизацию и позиционный анализ. Инновационная игра ориентирована на разностороннюю проработку воз¬можных вариантов решений ситуации в форме проектирования при исполь¬зовании методов, например, целевые обсуждения (совещания в форме дис¬куссии), «мозговой атаки» (генерирование и высказывание участниками всевозможных идей по поставленной проблеме), «мозговая атака наоборот» К примеру в США очень часто инновационные игры заменили на компьютерное моделирование Особенно оно эффективно при использовании конструкторских программ семейства Solid Works По сравнению с компьютерным моделированием, которое является наиболее эффективным способом индивидуального обучения, любые другие версии , такие как (критика предлагаемых идей), метод вопросника (список вопросов для вы¬работки новых решений), метод случайных ассоциаций (непрерывная цепоч¬ка идей для решения проблемы), эвристический метод (построение догадок, прогнозирование и выбор возможных решений на основе интуиции, логических рассуждений и прошлого опыта), мечты о невозможном (мечты могут на¬толкнуть на совершенно новые, оригинальные мысли) не составляют ему конкуренции. Известный киноактер и режиссер Чарли Чаплин в связи с описанием творче¬ского процесса сказал так: «Меня часто спрашивают, как возник замысел того или иного фильма. Я и сейчас не могу исчерпывающе ответить на этот вопрос. С года¬ми я понял, что идеи приходят, когда их страстно ищешь, когда сознание превра¬щается в чувствительный аппарат, готовый зафиксировать любой толчок, побуж¬дающий фантазию, — тогда и музыка, и закат могут подсказать какую-то идею». В преддверии прогнозируемых изменений в науке и технологиях производства остро стоит вопрос необходимости общественного признания важности изменения принципов, методов, содержания, форм, технологий, касающихся построения системы подготовки в техническом вузе , но формировать подходы к выбору методов и программ обучения основам инновационного проектирования должны изобретатели, - знакомые с самыми современными методами и инструментами инновационного процесса . Для поддержания конкурентоспособ¬ности в настоящее время и в недалеком будущем выпускники технических уни¬верситетов должны обладать высоким уровнем квалификации, инновационного мышления, профессиональной мобильности и соответствующей коммерческой мотивацией.
полезный материал? Нажмите:
|