Андрей ( Гавриэль ) Лившиц
В период своего активного развития (80-е годы прошлого столетия) указанные недостатки и ошибки успешно компенсировались энтузиазмом приверженцев ТРИЗ. Тем не менее, существующие изъяны ТРИЗ и уход из ТРИЗ в результате кризиса производства ее основных разработчиков, способных видеть эти недостатки, привели к застою в развитии теории. В этом на мой взгляд основная причина того, что за последние десятилетие в ТРИЗ не появилось ничего нового достойного серьезного внимания. 1. Принцип дробления • разделить объект на независимые части; • выполнить объект разборным; • увеличить степень дробления объекта. Критерий независимости частей , на которые рекомендуется разделить объект в современных машинах и аппаратах выполнить практически не возможно Если принять во внимание тот факт , что современные инновационные объекты чаще всего представляют собой интегративное сочетание аппарата , системы, программы и метода, становится однозначно понятным , что все части или компоненты объекта в той или иной степени завязаны на эти элементы Если следовать этой логике , то получается , что при необходимости добиться полной автономности и независимости частей объекта , необходимо наделить каждую часть соответствием указанным , - аппарату, системе, программе и методу, что , учитывая требование патентного законодательства о неделимости объекта изобретения, и зная дизайнерский принцип о бессмысленности повторения всех конструктивных , программных , технологических и алгоритмических признаков , выделенных в процессе разделения объекта на части , в каждой из частей , делает этот приём не столько полезным , сколько вредным Методы современного инновационного дизайна , - это полномасштабная интеграция и принцип дробления скорее всего должен превратиться в принцип подбора автономных функциональных компонентов объекта для горизонтальной и вертикальной компановочной интеграции Так как в современном инновационном процессе чистого изобретательства не существует , то , по крайней мере , одним из элементов интеграции должен явиться принцип коммерческой целесообразности для горизонтальной интеграции и принцип внедренческой универсальности в различных технологических категориях , не всегда на первый взгляд логически связанных между собой , - для вертикальной интеграции Теория и алгоритм решения изобретательских задач создавались во время и в ситуации , когда, во всяком случае, в Советской экономической системе не существовало производства универсальных стандартизованных конструкционных и технологических компонентов Это определяет принципиальную разницу между современным машинным проектированием и дизайном и существовавшими во время создания Теории и алгоритма решения изобретательских задач методиками и критериями проектирования 2. Принцип вынесения • отделить от объекта "мешающую" часть ("мешающее" свойство); • выделить единственно нужную часть (нужное свойство). Представьте себе , что вы работаете с глубоко интегрированным объектом, в котором естественно нет лишних и мешающих частей, так как это в любом варианте анализа противоречит принципам оптимальности Все , кто когда либо пытался оптимизировать конструкцию и работу любого инновационного объекта , включающего все необходимые для оптимального функционирования компоненты , понимает , что отделив от объекта любую мешающую часть , вы в корне измените рабочие и технические характеристики объекта и нарушите его композиционную стройность и , естественно , оптимальность В конце мешающий компонент должен будет вернуться в систему объекта и процесс оптимизации необходимо будет вести заново Организационно это может привести к увеличению времени на проект на порядок и то , что во времена создателей теории решения изобретательских задач было нормальным , то есть длительность разработки могла исчисляться годами, сегодня абсолютно не приемлемо , так как сроки разработки , при компьютерных методах проектирования и стимулирования не могут превышать нескольких недель , а то и меньше 3. Принцип местного качества • перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной; • разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции; • каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы. Естественно для объекта должны быть созданы условия , наиболее благоприятные для работы Естественно разные части или компоненты объекта должны иметь и конечно выполнять различные функции, но изменить принцип местного качества путём формирования вместо однородной структуры объекта некого неоднородного фона или состава вряд ли может помочь в формировании оптимального объекта 4. Принцип асимметрии • перейти от симметричной формы объекта к асимметричной; • если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии. Не всегда можно пренебречь симметрией объекта и перейти от симметричной к ассиметричной форме; Все дизайнерские приёмы , все конструкторские программы направлены на максимализацию симметрии , а не наоборот Если в объекте имеет место некая или некоторая ассиметрия, то не понятно как может помочь в оптимизации объекта или создании нового объекта увеличенная или даже гипертрофированная ассиметрия? Как этот фактор может повлиять на эксплуатационные и потребительские свойства объекта ? 5. Принцип объединения • соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты; • объединить во времени однородные или смежные операции. Если в объекте имеются однородные компоненты , которые дублируют функции друг друга , то их соединение вряд ли поможет добиться для объекта улучшения его качеств и характеристик Объединение однородных или смежных операций требует изменения алгоритма и перепрограммирования процессоров объекта , что в сегодняшних условиях практически не возможно 6. Принцип универсальности • объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах. В этой ситуации становится очевидным и правомерным вопрос о целесообразности выполнения объектом функций , присущим другим объектам Кому это надо, кто пойдёт на то , что бы объединить в одном изделии , например инструменте , функции других инструментов Применять такой инструмент всё равно может только один оператор и , если в то же время необходимо использовать новую функцию , заложенную в изобретение, то надо иметь ещё один такой инструмент , то есть коммерчески такое изобретение не имеет никакой пользы и не будет поддержано инвесторами 7. Принцип "матрешки" • один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.; • один объект проходит сквозь полости в другом объекте. Если супер объект состоит из суб-объектов находящихся один внутри другого или один объект проходит через полости в другом объекте, то напрашивается вывод о автономности и самостоятельности каждого из объектов , - и тогда можно предположить , что каждый из объектов настолько автономен и оригинален , что является предметом самостоятельного изобретения 8. Принцип антивеса • компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной силой; • компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро- и гидродинамических сил). Балансировка и уравновешивание относятся к наиболее важным приёмам калибровки и настройки инновационных объектов ; Все современные версии компьютерных дизайнерских программ выполняют это автоматически, поэтому помогать им вручную не имеет особого смысла 9. Принцип предварительного антидействия • заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжениям; • если по условиям задачи необходимо совершить какое то действие, надо заранее совершить антидействие. При современном дизайнерском процессе все предварительные оценочно-расчётные операции по оптимизации прочностных , температурных и прочих параметров выполняются при помощи конструкторских программ, то есть такая оптимизация выполняется компьютером достаточно быстро и оптимально 10. Принцип предварительного действия • заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично); • заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места. При компьютерном проектировании практически во всех такого рода и предназначения программах имеется возможность стимуляции и имитации рабочего цикла объекта , так что как правило такие операции обязательно включают в себя все возможные варианты и версии действий и функций объекта 11.Принцип "заранее подложенной подушки" • компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами. С точки зрения современных отношений инвесторов и изобретателей понятно , что невысокая надёжность объекта надёжно и прочно закроет такому объекту дорогу на рынок Никакие компенсации на самом деле ничего не компенсируют, только надёжная и абсолютно работоспособная конструкция определяет настоящий коммерческий успех объекта 12.Принцип эквипотенциальности • изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект. Если принципы работы объекта предусматривают статические условия эксплуатации , то естественно не имеет смысла этот же объект поднимать или опускать или наоборот , если объект работает в развитом или локальном динамическом режиме , изменения в условиях работы объекта не только не приведут к оптимизации его рабочего цикла , но и вообще сделают работу объекта невозможной 13.Принцип "наоборот" • вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие; • сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную - движущейся; • перевернуть объект "вверх ногами", вывернуть его. Если у объекта базовым для его рабочего цикла является алгоритм и система управления и контроля рабочим циклом этого объекта зашита в программном процессоре, то осуществление обратного действия требует полного изменения алгоритма и соответственно перепрограммирования процессора , что практически невозможно ни по финансовым соображениям ни по условиям жёсткой конкуренции в обстоятельствах глобализации 14.Принцип сфероидальности • перейти от прямолинейных частей к криволинейным от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям; • использовать ролики, шарики, спирали; • перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу. Если рассматривать переход от прямолинейных частей к сферическим и криволинейным с точки зрения изготовления , даже с применением новейших методов обработки на обрабатывающих центрах с цифровым программным управлением, то любому специалисту понятно , что речь может идти об на порядок более дорогостоящем процессе Также переход от прямолинейного движения к вращательному приводит к возникновению дополнительных кинематических проблем, что также системно ухудшает конструктивные и эксплуатационные свойства продукта 15.Принцип динамичности • характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы; • разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга; • если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся. Наиболее успешными , исходя из понятий современной техники , являются именно объекты , в которых рабочий цикл осуществляется без подвижных частей или элементов Естественно любой объект должен быть оптимальным на всех режимах работы ; Если применить методику разделения объекта на части , способные перемещаться относительно друг друга, то необходимо сохраняя логику вышесказанного обеспечить оптимальность каждой такой части Не говоря уже о том , что обеспечение локальной оптимальности это весьма дорогой и не всегда вообще возможный процесс в такой ситуации, создание автономных оптимальных компонентов или частей способных перемещаться относительно друг друга и раз так , - то и независимых друг от друга - это создание каждой части как самостоятельного независимого и оптимального изобретения , что идёт в разрез с существующими патентными нормативными документами продолжение следует ....
полезный материал? Нажмите:
|