| 
                                                                
                                                                	 Анастасия Пономаренко 
                                                                
                                                                  
  ОТ АВТОРА 
   
  Не так давно на одном из лотков в переходе метро я совершенно случайно наткнулась 
  на компакт-диск Френка Синатры, творчество которого, признаться, никогда не 
  оставляло меня равнодушной. «Российский?» — поинтересовалась я у продавца. 
  «Сделано в Одессе!» — ответил лоточник, в голосе которого звучала 
  явная гордость за Отечество. «В Одессе нет завода по производству компакт-дисков», — попыталась я ввести торговца в курс дела, но он тут же меня осадил: «Девушка, 
  шо вы мне рассказываете! В Одессе есть шикарный завод!». Интересно, правда? 
  К чему же привела показательная «трехлетняя война» с пиратством, начавшаяся, 
  напомним, с визита в Украину летом 2000 года тогдашнего президента США Билла 
  Клинтона? Мистер Клинтон якобы подписал со своим украинским коллегой Леонидом 
  Кучмой совместную программу по борьбе с пиратством. А нелегальной продукции 
  в стране все равно полно. Может, что-то не то делали? И можно ли успешно сражаться 
  с пиратами, не ущемляя интересы украинских производителей? На эти и другие вопросы 
  БИЗНЕСу ответил активный участник «трехлетней войны», директор завода 
  по производству компакт-дисков «Росток-CD» Олег Пурик. 
   
  Олег Пурик (52), директор завода по производству компакт-дисков «Росток-CD» 
  (г.Киев; с 2000 г.; 120 чел.):  — С тех пор как Билл Клинтон и Леонид Кучма подписали соглашение о совместной 
  борьбе с пиратством, прошло почти три года. За это время вам удалось хоть раз 
  подержать в руках этот исторический документ?  — Думаю, этого документа попросту нет. И быть не может. По крайней мере, вряд 
  ли соглашение носит формальный характер и имеет юридическую силу. К тому же 
  я не слышал, чтобы его ратифицировали. По-моему, на него ссылаются, как на цветную 
  капусту в «Кроликах и удавах» Фазиля Искандера, помните (цветной капусты 
  в рассказе, как и упомянутого соглашения в нашем случае, никто не видел, но 
  все о ней говорили. — Ред.)?  — Но кто же тогда выдумал его существование?  — Авторство в подобных вопросах установить трудно. Мне представляется, что ситуация 
  развивалась примерно так. Во время подготовки визита американского президента 
  не только решались организационные вопросы, но еще и велся поиск тем, которые 
  могли заинтересовать американцев. Под такой интерес на Западе легко выдают гранты. 
  Тема пиратства оказалась беспроигрышной. В Украине есть масса структур, которые 
  таким образом «разводят» Запад: мы, мол, с этим поборемся, только 
  вы нам заплатите. А под финансирование проводятся пресс-конференции, «круглые 
  столы», издаются брошюры, готовятся отчеты... «Работа» кипит. 
  Это частое явление у нас в стране (справедливости ради скажем, что не только 
  у нас. — Ред.).  — В данном случае эта «работа» не свелась к одной только бумажной 
  волоките, но и привела к изменению структуры украинского производства компакт-дисков...  — Да. В 2000 году, как вы помните, в стране работали пять заводов-производителей 
  дисков, которые располагали 14-ю производственными линиями. В 2001 году ни один 
  из них уже не работал. Сейчас трудятся три: наш «Росток», львовский 
  «Ноипрокс» и херсонский «Амитрон». С месяц назад, я слышал, 
  выдали лицензию новому — четвертому — заводу.  — И несмотря на долгую «войну» с явными жертвами, страна не смогла 
  справиться с контрафактной продукцией?  — Увы. И сейчас все (кроме пиратов? — Ред.) заинтересованы в том, чтобы избавиться 
  от этого дикого пиратства. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать, 
  как подобные процессы развивались в других странах. Когда я, например, приезжаю 
  на московскую «Горбушку» (крупнейший в России рынок аудио-, видеопродукции 
  и электроники, в начале июля нынешнего года «раздвоившийся». — Ред.), 
  я понимаю: создание огромных оптовых рынков, где продается все на свете (и контрафакт, 
  и лицензионный товар), — это объективный процесс, который просто нужно пережить. 
  Да, на «Горбушке» можно купить диск, который еще не издан в Америке. 
  Во всяком случае, такое локальное место торговли всегда поддается контролю. 
  А вот, например, в Варшаве совсем недавно аналогичный рынок был закрыт. И его 
  закрытие — тоже естественное явление, к которому нужно прийти. Просто в Польше 
  цивилизованная розница уже сформировалась и стала лоббировать свои интересы. 
У НИХ 
   
  10 июля обнародован «Доклад о коммерческом пиратстве» Всемирной федерации 
  фонографической промышленности, в соответствии с которым каждый третий музыкальный 
  компакт-диск, проданный в мире в 2002 году, был пиратским. Всего за прошлый 
  год было продано 1,1 млн пиратских дисков, что на 14% больше, чем в 2001 году. 
  Ущерб, нанесенный производителям и исполнителям незаконной продажей музыкальных 
  компакт-дисков и кассет в 2002 году, оценивается в $4,6 млрд, что на 7% выше, 
  чем годом ранее. 
Интерфакс-Европа  — Полагаете, Украина пойдет по тому же пути?  — Обязательно. Другого пути просто нет. Сейчас, пока в стране цивилизованная 
  розница не сформирована, нам нужна своя «Горбушка». Это не только 
  позволит решить проблему контроля, но и даст городской казне хорошие деньги 
  в виде рыночного сбора. Нужно, наконец, убрать всю лоточную торговлю и реализовывать 
  диски в едином, специально отведенном месте (кстати, согласно постановлению 
  Кабмина №1209 от 04.11.97 г., лоточная торговля дисками в Украине запрещена. — Ред.). Пока в создание розничной сети не вложены серьезные ресурсы, рынок 
  должен быть как-то локализован. Только локальное место можно контролировать. 
  А когда розница сформируется, необходимость в рынках отпадет сама собой. 
  Я уверен, что проблему пиратства невозможно решить методами госрегулирования. 
  Ее решат сами участники рынка. У нас же сейчас милиционеры бегают, защищают 
  авторские права, а правообладатели об этом не знают — нонсенс!  — Мне казалось, что пиратство, как и любое зло, победить невозможно...  — Безусловно. Вопрос же не в том, чтобы победить, а в том, чтобы привести его 
  к приемлемому уровню. Во всем мире таковым считается 15-20% объема рынка. У 
  нас же он в несколько раз выше. Хотя за последние годы уровень пиратства существенно 
  упал — процентов на пятьдесят, зато значительно возросло количество контрабандного 
  товара.  — Когда, по вашему мнению, в Украине сформируется розница, которая, подобно 
  польской, начнет лоббировать свои интересы?  — Думаю, это произойдет лет через 5-7. Пока, к сожалению, участники рынка недостаточно 
  последовательны в лоббировании этого вопроса.  
  Когда я говорю, что нужно убрать лотки из переходов метро, я вижу, что никому 
  не интересно этим заниматься.  — Много ли у украинского рынка компактов специфических особенностей? 
  -- Во-первых, наш рынок очень зарегулирован. Нужно тратить время и деньги на 
  получение каких-то марок, которые никто ни в одной стране не получает, оформлять 
  какие-то лицензии, которые никто не оформляет на Западе. 
У НАС 
   
  11 июля ВР приняла Закон, определяющий процедуру маркирования контрольными марками 
  экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм. В соответствии с Законом 
  «О внесении изменений в Закон «О распространении экземпляров аудиовизуальных 
  произведений и фонограмм» за выдачу контрольных марок взимается плата в 
  размере 1% необлагаемого минимума доходов граждан (сейчас — 17 грн. — Ред.) 
  за 1 штуку.  
Интерфакс-Украина 
  Во-вторых, в Украине очень маленькие тиражи дисков. В России, скажем, они в 
  10-15 раз больше, а американские диски вообще печатаются миллионными тиражами. 
  В России более двух десятков заводов, а в Тайване только линий по производству 
  CD-R (чистых дисков, без записи. — Ред.) более двухсот. Поэтому россияне могут 
  закупать сырье с большими скидками, а тайские производители и вовсе приобретают 
  его вдвое дешевле, чем мы. Жесткая конкуренция заставляет производителей постоянно 
  снижать цены на свою продукцию. В результате российский продукт объективно дешевле: 
  тиражи больше, регуляций меньше. А конкурентоспособность отечественных производителей 
  постоянно снижается.  — Зарегулированность рынка — вопрос особый. А что может помочь радикальному 
  увеличению тиражей?  — Развитие шоу-бизнеса в Украине. Мы очень ждем людей, которые понимают, что 
  в шоу-бизнесе можно зарабатывать не просто большие — огромные деньги. Пока этой 
  индустрии в стране нет, но отдельные «ростки» уже наблюдаются. Хороший 
  пример — группа «Океан Эльзы». Эта команда выпустила свою «Суперсимметрию» 
  (название последнего альбома группы. — Ред.) и тут же проехалась по стране с 
  туром в поддержку релиза. Могу сказать, что после этого объемы продаж их дисков, 
  по меркам Украины, были феноменальными. Еще один показательный проект, обеспечивший 
  немалые тиражи дисков, — «Верка Сердючка» Андрея Данилко. Но пока, 
  к сожалению, в Украине много известных исполнителей с тиражами «ниже плинтуса».  — То есть перспективы у отечественного рынка есть?  — Конечно! Сейчас Украина потребляет 2-3 млн компакт-дисков в месяц. Ежегодный 
  прирост составляет примерно 10-15%. Так что перспективы хорошие. Но пока доля 
  контрафакта на рынке составляет более 50%. Не могу не сказать о тенденции, которая 
  наблюдается сейчас во всем мире, в том числе и в Украине: рынок аудиокассет 
  стремительно сужается. За последние два года его доля уменьшилась с 65% до 49%. 
  Доля CD за это время осталась почти неизменной. А вот рынок CD-R вырос почти 
  втрое — с 9% до 24%.  — Что же мешает зарабатывать деньги на растущем рынке?  — В последние полгода очень сложно решаются вопросы создания организаций по 
  коллективному управлению авторскими правами (эти вопросы не решаются уже больше 
  года, подробнее см. БИЗНЕС №11 от 18.03.01 г., стр. 50, 51. — Ред.), то есть 
  организаций, занимающихся сбором денежных отчислений с ресторанов, кафе, радио-, 
  телеканалов за использование объектов авторского права. Эти средства такие организации 
  аккумулируют и раздают правообладателям. После выхода правительственного постановления 
  «О размере отчислений...» (об этом документе БИЗНЕС писал в №28 на 
  стр. 98. — Ред.) стало понятно, в чем причина этих трудностей. В документе эзоповым 
  языком сказано, что такие организации будут назначаться. 
В стране, как известно, грядут выборы. А подобного рода контора может собирать 
  огромные деньги, брать комиссионные и оставаться фактически не подотчетной никому. 
  То есть деньги можно бесконтрольно «крутить». Знаете, Украина вроде 
  и идет в области защиты прав интеллектуальной собственности семимильными шагами, 
  но очень многое находится еще на совершенно дремучем уровне и, мягко говоря, 
  выведено за рамки общественного контроля. 
  -- Упомянутое вами постановление содержит перечень товаров, производители и 
  импортеры которых будут отчислять таким «конторам» от 3% до 5% отпускной 
  стоимости своей продукции. В черный список угодили и компакт-диски... 
У НИХ 
   
  15 июля правительство РФ запретило продажу аудио- и видеопродукции с лотков 
  и в палатках. Как сообщили в департаменте правительственной информации, соответствующие 
  изменения и дополнения к правилам продажи отдельных видов товаров утверждены 
  постановлением правительства РФ. Кроме того, расширен перечень сведений, которые 
  продавец обязан представлять покупателю. 
Интерфакс  — Да, якобы эти средства будут перечисляться правообладателям. Причем в документе 
  товары перечислены таким образом: аудиокассеты без записи, видеокассеты без 
  записи и диски для лазерного считывания. То есть, получается, под действие постановления 
  попали все компакты. Я, прочтя документ, сразу возмутился: ведь издатель, купив 
  лицензию, УЖЕ сделал авторские отчисления. Какие еще могут быть 5%? Для себя 
  я сделал вывод, что речь идет о CD-R, чистых дисках. Но чиновник-то у нас ленивый, 
  нелюбопытный и разбираться не станет. Поэтому мы сейчас готовим соответствующий 
  запрос в Кабмин и Госпредпринимательства. Заодно хотим выяснить, кто будет собирать 
  деньги и как они будут расходоваться.  — Постановление отразится на ценовой политике производителей?  — Да, украинские компакт-диски подорожают. Ситуация ухудшается еще и тем, что 
  в России подобных сборов нет. Поэтому завтра нас завалят «черным» 
  импортом. Украинским производителям, которые в украинский же бюджет платят деньги, 
  создают условия, в которых невозможно оставаться конкурентоспособными. Если 
  мы повысим цены на 5%, то начнем «выпадать» из рынка. Потому что как 
  только «белый» диск становится чуть дороже, он не может конкурировать 
  с ОЧЕНЬ дешевым контрабандным.  — Скажите, за годы всей этой «войны» вам приходилось сожалеть о чем-то, 
  что вы сделали, или о том, чего не сделали?  — Пожалуй, нет. Я даже благодарен моему Богу, что он провел нас через это испытание. 
  Мы очень многое узнали за это время и многому научились. Самое главное — мы 
  научились защищаться, отстаивать свои интересы. Научились лоббированию, научились 
  работать с депутатами. Как участники рынка, мы многое приобрели. За это я даже 
  где-то благодарен американцам. 
Я понял, что нельзя пенять на то, что изменяется с течением времени в окружающей 
  жизни. Нужно воспринимать эти процессы такими, какие они есть, и стараться изменить 
  что-то в себе, чтобы приспособиться к новым условиям.  
Я часто прокручиваю в голове все, что случилось за эти годы... Нет, мы все 
  делали правильно. Топ-менеджеры нашего предприятия — хорошая команда аналитиков. 
  Меня вообще окружают профессионалы, и если возникает проблема, мы решаем ее 
  вместе. В таких ситуациях важно понять концепцию развития конфликта. Когда концепция 
  ясна, все остальное просто.  
 
                                                                        
                                                                        источник:
                                                                        
                                                                                «Бизнес» №30, 2003
                                                                        
                                                                         
                                                                
                                                                
полезный материал? Нажмите: 
 
 
                                                                 |