На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
Карманный персональный компьютер (КПК) – обязательный атрибут беспрерывного творческого процесса и незаменимая вещь для творческого человека
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Проблему пиратства невозможно решить методами госрегулирования

2003-08-14
Анастасия Пономаренко


ОТ АВТОРА

Не так давно на одном из лотков в переходе метро я совершенно случайно наткнулась на компакт-диск Френка Синатры, творчество которого, признаться, никогда не оставляло меня равнодушной. «Российский?» — поинтересовалась я у продавца. «Сделано в Одессе!» — ответил лоточник, в голосе которого звучала явная гордость за Отечество. «В Одессе нет завода по производству компакт-дисков», — попыталась я ввести торговца в курс дела, но он тут же меня осадил: «Девушка, шо вы мне рассказываете! В Одессе есть шикарный завод!». Интересно, правда? К чему же привела показательная «трехлетняя война» с пиратством, начавшаяся, напомним, с визита в Украину летом 2000 года тогдашнего президента США Билла Клинтона? Мистер Клинтон якобы подписал со своим украинским коллегой Леонидом Кучмой совместную программу по борьбе с пиратством. А нелегальной продукции в стране все равно полно. Может, что-то не то делали? И можно ли успешно сражаться с пиратами, не ущемляя интересы украинских производителей? На эти и другие вопросы БИЗНЕСу ответил активный участник «трехлетней войны», директор завода по производству компакт-дисков «Росток-CD» Олег Пурик.

Олег Пурик (52), директор завода по производству компакт-дисков «Росток-CD» (г.Киев; с 2000 г.; 120 чел.):
— С тех пор как Билл Клинтон и Леонид Кучма подписали соглашение о совместной борьбе с пиратством, прошло почти три года. За это время вам удалось хоть раз подержать в руках этот исторический документ?
— Думаю, этого документа попросту нет. И быть не может. По крайней мере, вряд ли соглашение носит формальный характер и имеет юридическую силу. К тому же я не слышал, чтобы его ратифицировали. По-моему, на него ссылаются, как на цветную капусту в «Кроликах и удавах» Фазиля Искандера, помните (цветной капусты в рассказе, как и упомянутого соглашения в нашем случае, никто не видел, но все о ней говорили. — Ред.)?
— Но кто же тогда выдумал его существование?
— Авторство в подобных вопросах установить трудно. Мне представляется, что ситуация развивалась примерно так. Во время подготовки визита американского президента не только решались организационные вопросы, но еще и велся поиск тем, которые могли заинтересовать американцев. Под такой интерес на Западе легко выдают гранты. Тема пиратства оказалась беспроигрышной. В Украине есть масса структур, которые таким образом «разводят» Запад: мы, мол, с этим поборемся, только вы нам заплатите. А под финансирование проводятся пресс-конференции, «круглые столы», издаются брошюры, готовятся отчеты... «Работа» кипит. Это частое явление у нас в стране (справедливости ради скажем, что не только у нас. — Ред.).
— В данном случае эта «работа» не свелась к одной только бумажной волоките, но и привела к изменению структуры украинского производства компакт-дисков...
— Да. В 2000 году, как вы помните, в стране работали пять заводов-производителей дисков, которые располагали 14-ю производственными линиями. В 2001 году ни один из них уже не работал. Сейчас трудятся три: наш «Росток», львовский «Ноипрокс» и херсонский «Амитрон». С месяц назад, я слышал, выдали лицензию новому — четвертому — заводу.
— И несмотря на долгую «войну» с явными жертвами, страна не смогла справиться с контрафактной продукцией?
— Увы. И сейчас все (кроме пиратов? — Ред.) заинтересованы в том, чтобы избавиться от этого дикого пиратства. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать, как подобные процессы развивались в других странах. Когда я, например, приезжаю на московскую «Горбушку» (крупнейший в России рынок аудио-, видеопродукции и электроники, в начале июля нынешнего года «раздвоившийся». — Ред.), я понимаю: создание огромных оптовых рынков, где продается все на свете (и контрафакт, и лицензионный товар), — это объективный процесс, который просто нужно пережить. Да, на «Горбушке» можно купить диск, который еще не издан в Америке. Во всяком случае, такое локальное место торговли всегда поддается контролю. А вот, например, в Варшаве совсем недавно аналогичный рынок был закрыт. И его закрытие — тоже естественное явление, к которому нужно прийти. Просто в Польше цивилизованная розница уже сформировалась и стала лоббировать свои интересы.

У НИХ

10 июля обнародован «Доклад о коммерческом пиратстве» Всемирной федерации фонографической промышленности, в соответствии с которым каждый третий музыкальный компакт-диск, проданный в мире в 2002 году, был пиратским. Всего за прошлый год было продано 1,1 млн пиратских дисков, что на 14% больше, чем в 2001 году. Ущерб, нанесенный производителям и исполнителям незаконной продажей музыкальных компакт-дисков и кассет в 2002 году, оценивается в $4,6 млрд, что на 7% выше, чем годом ранее.

Интерфакс-Европа
— Полагаете, Украина пойдет по тому же пути?
— Обязательно. Другого пути просто нет. Сейчас, пока в стране цивилизованная розница не сформирована, нам нужна своя «Горбушка». Это не только позволит решить проблему контроля, но и даст городской казне хорошие деньги в виде рыночного сбора. Нужно, наконец, убрать всю лоточную торговлю и реализовывать диски в едином, специально отведенном месте (кстати, согласно постановлению Кабмина №1209 от 04.11.97 г., лоточная торговля дисками в Украине запрещена. — Ред.). Пока в создание розничной сети не вложены серьезные ресурсы, рынок должен быть как-то локализован. Только локальное место можно контролировать. А когда розница сформируется, необходимость в рынках отпадет сама собой.
Я уверен, что проблему пиратства невозможно решить методами госрегулирования. Ее решат сами участники рынка. У нас же сейчас милиционеры бегают, защищают авторские права, а правообладатели об этом не знают — нонсенс!
— Мне казалось, что пиратство, как и любое зло, победить невозможно...
— Безусловно. Вопрос же не в том, чтобы победить, а в том, чтобы привести его к приемлемому уровню. Во всем мире таковым считается 15-20% объема рынка. У нас же он в несколько раз выше. Хотя за последние годы уровень пиратства существенно упал — процентов на пятьдесят, зато значительно возросло количество контрабандного товара.
— Когда, по вашему мнению, в Украине сформируется розница, которая, подобно польской, начнет лоббировать свои интересы?
— Думаю, это произойдет лет через 5-7. Пока, к сожалению, участники рынка недостаточно последовательны в лоббировании этого вопроса.
Когда я говорю, что нужно убрать лотки из переходов метро, я вижу, что никому не интересно этим заниматься.
— Много ли у украинского рынка компактов специфических особенностей?
-- Во-первых, наш рынок очень зарегулирован. Нужно тратить время и деньги на получение каких-то марок, которые никто ни в одной стране не получает, оформлять какие-то лицензии, которые никто не оформляет на Западе.

У НАС

11 июля ВР приняла Закон, определяющий процедуру маркирования контрольными марками экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм. В соответствии с Законом «О внесении изменений в Закон «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм» за выдачу контрольных марок взимается плата в размере 1% необлагаемого минимума доходов граждан (сейчас — 17 грн. — Ред.) за 1 штуку.

Интерфакс-Украина
Во-вторых, в Украине очень маленькие тиражи дисков. В России, скажем, они в 10-15 раз больше, а американские диски вообще печатаются миллионными тиражами. В России более двух десятков заводов, а в Тайване только линий по производству CD-R (чистых дисков, без записи. — Ред.) более двухсот. Поэтому россияне могут закупать сырье с большими скидками, а тайские производители и вовсе приобретают его вдвое дешевле, чем мы. Жесткая конкуренция заставляет производителей постоянно снижать цены на свою продукцию. В результате российский продукт объективно дешевле: тиражи больше, регуляций меньше. А конкурентоспособность отечественных производителей постоянно снижается.
— Зарегулированность рынка — вопрос особый. А что может помочь радикальному увеличению тиражей?
— Развитие шоу-бизнеса в Украине. Мы очень ждем людей, которые понимают, что в шоу-бизнесе можно зарабатывать не просто большие — огромные деньги. Пока этой индустрии в стране нет, но отдельные «ростки» уже наблюдаются. Хороший пример — группа «Океан Эльзы». Эта команда выпустила свою «Суперсимметрию» (название последнего альбома группы. — Ред.) и тут же проехалась по стране с туром в поддержку релиза. Могу сказать, что после этого объемы продаж их дисков, по меркам Украины, были феноменальными. Еще один показательный проект, обеспечивший немалые тиражи дисков, — «Верка Сердючка» Андрея Данилко. Но пока, к сожалению, в Украине много известных исполнителей с тиражами «ниже плинтуса».
— То есть перспективы у отечественного рынка есть?
— Конечно! Сейчас Украина потребляет 2-3 млн компакт-дисков в месяц. Ежегодный прирост составляет примерно 10-15%. Так что перспективы хорошие. Но пока доля контрафакта на рынке составляет более 50%. Не могу не сказать о тенденции, которая наблюдается сейчас во всем мире, в том числе и в Украине: рынок аудиокассет стремительно сужается. За последние два года его доля уменьшилась с 65% до 49%. Доля CD за это время осталась почти неизменной. А вот рынок CD-R вырос почти втрое — с 9% до 24%.
— Что же мешает зарабатывать деньги на растущем рынке?
— В последние полгода очень сложно решаются вопросы создания организаций по коллективному управлению авторскими правами (эти вопросы не решаются уже больше года, подробнее см. БИЗНЕС №11 от 18.03.01 г., стр. 50, 51. — Ред.), то есть организаций, занимающихся сбором денежных отчислений с ресторанов, кафе, радио-, телеканалов за использование объектов авторского права. Эти средства такие организации аккумулируют и раздают правообладателям. После выхода правительственного постановления «О размере отчислений...» (об этом документе БИЗНЕС писал в №28 на стр. 98. — Ред.) стало понятно, в чем причина этих трудностей. В документе эзоповым языком сказано, что такие организации будут назначаться.

В стране, как известно, грядут выборы. А подобного рода контора может собирать огромные деньги, брать комиссионные и оставаться фактически не подотчетной никому. То есть деньги можно бесконтрольно «крутить». Знаете, Украина вроде и идет в области защиты прав интеллектуальной собственности семимильными шагами, но очень многое находится еще на совершенно дремучем уровне и, мягко говоря, выведено за рамки общественного контроля.
-- Упомянутое вами постановление содержит перечень товаров, производители и импортеры которых будут отчислять таким «конторам» от 3% до 5% отпускной стоимости своей продукции. В черный список угодили и компакт-диски...

У НИХ

15 июля правительство РФ запретило продажу аудио- и видеопродукции с лотков и в палатках. Как сообщили в департаменте правительственной информации, соответствующие изменения и дополнения к правилам продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением правительства РФ. Кроме того, расширен перечень сведений, которые продавец обязан представлять покупателю.

Интерфакс
— Да, якобы эти средства будут перечисляться правообладателям. Причем в документе товары перечислены таким образом: аудиокассеты без записи, видеокассеты без записи и диски для лазерного считывания. То есть, получается, под действие постановления попали все компакты. Я, прочтя документ, сразу возмутился: ведь издатель, купив лицензию, УЖЕ сделал авторские отчисления. Какие еще могут быть 5%? Для себя я сделал вывод, что речь идет о CD-R, чистых дисках. Но чиновник-то у нас ленивый, нелюбопытный и разбираться не станет. Поэтому мы сейчас готовим соответствующий запрос в Кабмин и Госпредпринимательства. Заодно хотим выяснить, кто будет собирать деньги и как они будут расходоваться.
— Постановление отразится на ценовой политике производителей?
— Да, украинские компакт-диски подорожают. Ситуация ухудшается еще и тем, что в России подобных сборов нет. Поэтому завтра нас завалят «черным» импортом. Украинским производителям, которые в украинский же бюджет платят деньги, создают условия, в которых невозможно оставаться конкурентоспособными. Если мы повысим цены на 5%, то начнем «выпадать» из рынка. Потому что как только «белый» диск становится чуть дороже, он не может конкурировать с ОЧЕНЬ дешевым контрабандным.
— Скажите, за годы всей этой «войны» вам приходилось сожалеть о чем-то, что вы сделали, или о том, чего не сделали?
— Пожалуй, нет. Я даже благодарен моему Богу, что он провел нас через это испытание. Мы очень многое узнали за это время и многому научились. Самое главное — мы научились защищаться, отстаивать свои интересы. Научились лоббированию, научились работать с депутатами. Как участники рынка, мы многое приобрели. За это я даже где-то благодарен американцам.

Я понял, что нельзя пенять на то, что изменяется с течением времени в окружающей жизни. Нужно воспринимать эти процессы такими, какие они есть, и стараться изменить что-то в себе, чтобы приспособиться к новым условиям.

Я часто прокручиваю в голове все, что случилось за эти годы... Нет, мы все делали правильно. Топ-менеджеры нашего предприятия — хорошая команда аналитиков. Меня вообще окружают профессионалы, и если возникает проблема, мы решаем ее вместе. В таких ситуациях важно понять концепцию развития конфликта. Когда концепция ясна, все остальное просто.

источник: «Бизнес» №30, 2003
полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100