Анастасия Пономаренко
ОТ АВТОРА
Не так давно на одном из лотков в переходе метро я совершенно случайно наткнулась
на компакт-диск Френка Синатры, творчество которого, признаться, никогда не
оставляло меня равнодушной. «Российский?» — поинтересовалась я у продавца.
«Сделано в Одессе!» — ответил лоточник, в голосе которого звучала
явная гордость за Отечество. «В Одессе нет завода по производству компакт-дисков», — попыталась я ввести торговца в курс дела, но он тут же меня осадил: «Девушка,
шо вы мне рассказываете! В Одессе есть шикарный завод!». Интересно, правда?
К чему же привела показательная «трехлетняя война» с пиратством, начавшаяся,
напомним, с визита в Украину летом 2000 года тогдашнего президента США Билла
Клинтона? Мистер Клинтон якобы подписал со своим украинским коллегой Леонидом
Кучмой совместную программу по борьбе с пиратством. А нелегальной продукции
в стране все равно полно. Может, что-то не то делали? И можно ли успешно сражаться
с пиратами, не ущемляя интересы украинских производителей? На эти и другие вопросы
БИЗНЕСу ответил активный участник «трехлетней войны», директор завода
по производству компакт-дисков «Росток-CD» Олег Пурик.
Олег Пурик (52), директор завода по производству компакт-дисков «Росток-CD»
(г.Киев; с 2000 г.; 120 чел.): — С тех пор как Билл Клинтон и Леонид Кучма подписали соглашение о совместной
борьбе с пиратством, прошло почти три года. За это время вам удалось хоть раз
подержать в руках этот исторический документ? — Думаю, этого документа попросту нет. И быть не может. По крайней мере, вряд
ли соглашение носит формальный характер и имеет юридическую силу. К тому же
я не слышал, чтобы его ратифицировали. По-моему, на него ссылаются, как на цветную
капусту в «Кроликах и удавах» Фазиля Искандера, помните (цветной капусты
в рассказе, как и упомянутого соглашения в нашем случае, никто не видел, но
все о ней говорили. — Ред.)? — Но кто же тогда выдумал его существование? — Авторство в подобных вопросах установить трудно. Мне представляется, что ситуация
развивалась примерно так. Во время подготовки визита американского президента
не только решались организационные вопросы, но еще и велся поиск тем, которые
могли заинтересовать американцев. Под такой интерес на Западе легко выдают гранты.
Тема пиратства оказалась беспроигрышной. В Украине есть масса структур, которые
таким образом «разводят» Запад: мы, мол, с этим поборемся, только
вы нам заплатите. А под финансирование проводятся пресс-конференции, «круглые
столы», издаются брошюры, готовятся отчеты... «Работа» кипит.
Это частое явление у нас в стране (справедливости ради скажем, что не только
у нас. — Ред.). — В данном случае эта «работа» не свелась к одной только бумажной
волоките, но и привела к изменению структуры украинского производства компакт-дисков... — Да. В 2000 году, как вы помните, в стране работали пять заводов-производителей
дисков, которые располагали 14-ю производственными линиями. В 2001 году ни один
из них уже не работал. Сейчас трудятся три: наш «Росток», львовский
«Ноипрокс» и херсонский «Амитрон». С месяц назад, я слышал,
выдали лицензию новому — четвертому — заводу. — И несмотря на долгую «войну» с явными жертвами, страна не смогла
справиться с контрафактной продукцией? — Увы. И сейчас все (кроме пиратов? — Ред.) заинтересованы в том, чтобы избавиться
от этого дикого пиратства. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать,
как подобные процессы развивались в других странах. Когда я, например, приезжаю
на московскую «Горбушку» (крупнейший в России рынок аудио-, видеопродукции
и электроники, в начале июля нынешнего года «раздвоившийся». — Ред.),
я понимаю: создание огромных оптовых рынков, где продается все на свете (и контрафакт,
и лицензионный товар), — это объективный процесс, который просто нужно пережить.
Да, на «Горбушке» можно купить диск, который еще не издан в Америке.
Во всяком случае, такое локальное место торговли всегда поддается контролю.
А вот, например, в Варшаве совсем недавно аналогичный рынок был закрыт. И его
закрытие — тоже естественное явление, к которому нужно прийти. Просто в Польше
цивилизованная розница уже сформировалась и стала лоббировать свои интересы.
У НИХ
10 июля обнародован «Доклад о коммерческом пиратстве» Всемирной федерации
фонографической промышленности, в соответствии с которым каждый третий музыкальный
компакт-диск, проданный в мире в 2002 году, был пиратским. Всего за прошлый
год было продано 1,1 млн пиратских дисков, что на 14% больше, чем в 2001 году.
Ущерб, нанесенный производителям и исполнителям незаконной продажей музыкальных
компакт-дисков и кассет в 2002 году, оценивается в $4,6 млрд, что на 7% выше,
чем годом ранее.
Интерфакс-Европа — Полагаете, Украина пойдет по тому же пути? — Обязательно. Другого пути просто нет. Сейчас, пока в стране цивилизованная
розница не сформирована, нам нужна своя «Горбушка». Это не только
позволит решить проблему контроля, но и даст городской казне хорошие деньги
в виде рыночного сбора. Нужно, наконец, убрать всю лоточную торговлю и реализовывать
диски в едином, специально отведенном месте (кстати, согласно постановлению
Кабмина №1209 от 04.11.97 г., лоточная торговля дисками в Украине запрещена. — Ред.). Пока в создание розничной сети не вложены серьезные ресурсы, рынок
должен быть как-то локализован. Только локальное место можно контролировать.
А когда розница сформируется, необходимость в рынках отпадет сама собой.
Я уверен, что проблему пиратства невозможно решить методами госрегулирования.
Ее решат сами участники рынка. У нас же сейчас милиционеры бегают, защищают
авторские права, а правообладатели об этом не знают — нонсенс! — Мне казалось, что пиратство, как и любое зло, победить невозможно... — Безусловно. Вопрос же не в том, чтобы победить, а в том, чтобы привести его
к приемлемому уровню. Во всем мире таковым считается 15-20% объема рынка. У
нас же он в несколько раз выше. Хотя за последние годы уровень пиратства существенно
упал — процентов на пятьдесят, зато значительно возросло количество контрабандного
товара. — Когда, по вашему мнению, в Украине сформируется розница, которая, подобно
польской, начнет лоббировать свои интересы? — Думаю, это произойдет лет через 5-7. Пока, к сожалению, участники рынка недостаточно
последовательны в лоббировании этого вопроса.
Когда я говорю, что нужно убрать лотки из переходов метро, я вижу, что никому
не интересно этим заниматься. — Много ли у украинского рынка компактов специфических особенностей?
-- Во-первых, наш рынок очень зарегулирован. Нужно тратить время и деньги на
получение каких-то марок, которые никто ни в одной стране не получает, оформлять
какие-то лицензии, которые никто не оформляет на Западе.
У НАС
11 июля ВР приняла Закон, определяющий процедуру маркирования контрольными марками
экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм. В соответствии с Законом
«О внесении изменений в Закон «О распространении экземпляров аудиовизуальных
произведений и фонограмм» за выдачу контрольных марок взимается плата в
размере 1% необлагаемого минимума доходов граждан (сейчас — 17 грн. — Ред.)
за 1 штуку.
Интерфакс-Украина
Во-вторых, в Украине очень маленькие тиражи дисков. В России, скажем, они в
10-15 раз больше, а американские диски вообще печатаются миллионными тиражами.
В России более двух десятков заводов, а в Тайване только линий по производству
CD-R (чистых дисков, без записи. — Ред.) более двухсот. Поэтому россияне могут
закупать сырье с большими скидками, а тайские производители и вовсе приобретают
его вдвое дешевле, чем мы. Жесткая конкуренция заставляет производителей постоянно
снижать цены на свою продукцию. В результате российский продукт объективно дешевле:
тиражи больше, регуляций меньше. А конкурентоспособность отечественных производителей
постоянно снижается. — Зарегулированность рынка — вопрос особый. А что может помочь радикальному
увеличению тиражей? — Развитие шоу-бизнеса в Украине. Мы очень ждем людей, которые понимают, что
в шоу-бизнесе можно зарабатывать не просто большие — огромные деньги. Пока этой
индустрии в стране нет, но отдельные «ростки» уже наблюдаются. Хороший
пример — группа «Океан Эльзы». Эта команда выпустила свою «Суперсимметрию»
(название последнего альбома группы. — Ред.) и тут же проехалась по стране с
туром в поддержку релиза. Могу сказать, что после этого объемы продаж их дисков,
по меркам Украины, были феноменальными. Еще один показательный проект, обеспечивший
немалые тиражи дисков, — «Верка Сердючка» Андрея Данилко. Но пока,
к сожалению, в Украине много известных исполнителей с тиражами «ниже плинтуса». — То есть перспективы у отечественного рынка есть? — Конечно! Сейчас Украина потребляет 2-3 млн компакт-дисков в месяц. Ежегодный
прирост составляет примерно 10-15%. Так что перспективы хорошие. Но пока доля
контрафакта на рынке составляет более 50%. Не могу не сказать о тенденции, которая
наблюдается сейчас во всем мире, в том числе и в Украине: рынок аудиокассет
стремительно сужается. За последние два года его доля уменьшилась с 65% до 49%.
Доля CD за это время осталась почти неизменной. А вот рынок CD-R вырос почти
втрое — с 9% до 24%. — Что же мешает зарабатывать деньги на растущем рынке? — В последние полгода очень сложно решаются вопросы создания организаций по
коллективному управлению авторскими правами (эти вопросы не решаются уже больше
года, подробнее см. БИЗНЕС №11 от 18.03.01 г., стр. 50, 51. — Ред.), то есть
организаций, занимающихся сбором денежных отчислений с ресторанов, кафе, радио-,
телеканалов за использование объектов авторского права. Эти средства такие организации
аккумулируют и раздают правообладателям. После выхода правительственного постановления
«О размере отчислений...» (об этом документе БИЗНЕС писал в №28 на
стр. 98. — Ред.) стало понятно, в чем причина этих трудностей. В документе эзоповым
языком сказано, что такие организации будут назначаться.
В стране, как известно, грядут выборы. А подобного рода контора может собирать
огромные деньги, брать комиссионные и оставаться фактически не подотчетной никому.
То есть деньги можно бесконтрольно «крутить». Знаете, Украина вроде
и идет в области защиты прав интеллектуальной собственности семимильными шагами,
но очень многое находится еще на совершенно дремучем уровне и, мягко говоря,
выведено за рамки общественного контроля.
-- Упомянутое вами постановление содержит перечень товаров, производители и
импортеры которых будут отчислять таким «конторам» от 3% до 5% отпускной
стоимости своей продукции. В черный список угодили и компакт-диски...
У НИХ
15 июля правительство РФ запретило продажу аудио- и видеопродукции с лотков
и в палатках. Как сообщили в департаменте правительственной информации, соответствующие
изменения и дополнения к правилам продажи отдельных видов товаров утверждены
постановлением правительства РФ. Кроме того, расширен перечень сведений, которые
продавец обязан представлять покупателю.
Интерфакс — Да, якобы эти средства будут перечисляться правообладателям. Причем в документе
товары перечислены таким образом: аудиокассеты без записи, видеокассеты без
записи и диски для лазерного считывания. То есть, получается, под действие постановления
попали все компакты. Я, прочтя документ, сразу возмутился: ведь издатель, купив
лицензию, УЖЕ сделал авторские отчисления. Какие еще могут быть 5%? Для себя
я сделал вывод, что речь идет о CD-R, чистых дисках. Но чиновник-то у нас ленивый,
нелюбопытный и разбираться не станет. Поэтому мы сейчас готовим соответствующий
запрос в Кабмин и Госпредпринимательства. Заодно хотим выяснить, кто будет собирать
деньги и как они будут расходоваться. — Постановление отразится на ценовой политике производителей? — Да, украинские компакт-диски подорожают. Ситуация ухудшается еще и тем, что
в России подобных сборов нет. Поэтому завтра нас завалят «черным»
импортом. Украинским производителям, которые в украинский же бюджет платят деньги,
создают условия, в которых невозможно оставаться конкурентоспособными. Если
мы повысим цены на 5%, то начнем «выпадать» из рынка. Потому что как
только «белый» диск становится чуть дороже, он не может конкурировать
с ОЧЕНЬ дешевым контрабандным. — Скажите, за годы всей этой «войны» вам приходилось сожалеть о чем-то,
что вы сделали, или о том, чего не сделали? — Пожалуй, нет. Я даже благодарен моему Богу, что он провел нас через это испытание.
Мы очень многое узнали за это время и многому научились. Самое главное — мы
научились защищаться, отстаивать свои интересы. Научились лоббированию, научились
работать с депутатами. Как участники рынка, мы многое приобрели. За это я даже
где-то благодарен американцам.
Я понял, что нельзя пенять на то, что изменяется с течением времени в окружающей
жизни. Нужно воспринимать эти процессы такими, какие они есть, и стараться изменить
что-то в себе, чтобы приспособиться к новым условиям.
Я часто прокручиваю в голове все, что случилось за эти годы... Нет, мы все
делали правильно. Топ-менеджеры нашего предприятия — хорошая команда аналитиков.
Меня вообще окружают профессионалы, и если возникает проблема, мы решаем ее
вместе. В таких ситуациях важно понять концепцию развития конфликта. Когда концепция
ясна, все остальное просто.
источник:
«Бизнес» №30, 2003
полезный материал? Нажмите:
|