Выгодин Борис Анатольевич, патентный поверенный РФ
Вопрос: Мы имеем два зарегистрированных патента. Хотим продать их
крупной компании. Эта компания просит предоставить полные копии этих патентов
для того, чтобы ознакомиться с ними и принять положительное или отрицательное
решение о покупке. Характер патентов — технический, где использовано много новых
решений. Отказавшись от покупки в силу каких-либо обстоятельств, компания вполне
может либо использовать выборочно наши новые технические решения вопросов либо
отредактировав их (поменяв некоторые параметры технических процессов и изменив
формулы изобретения) сможет зарегистрировать собственные патенты. Какого рода
договор нужно заключать в таком случае?
Ответ: 1. Желание компании — покупателя патентов ознакомиться с их полным
описанием вполне законное. Ведь без знакомства с полным описанием патентов нельзя
оценить их преимущества и коммерческую ценность. Более того, обычно покупатели
проводят экспертизу патентов, поручая это специалистам-патентоведам, экономистам,
маркетологам и т.д. Первые оценивают объем правовой охраны, отраженный в формуле
патента и соответствующем ему описании, статус патентов и срок их действия,
зависимость от других патентов и др. Вторые оценивают перспективы введения патента
в гражданский оборот и рассчитывают возможную прибыль от этого, срок окупаемости
проекта и т.д. Третьи оценивают возможности сбыта, экспорта и т.д. Только после
комплексной оценки можно говорить об инновационной ценности патентов, т.к. покупатель,
вкладывая значительные средства, рассчитывает получить прибыль. Так что, повторюсь,
желание ознакомиться с полным описанием патентов резонно и не вижу в этом для
владельцев патента каких-то подвохов. Кроме того, проблем с получением полного
описания нет у самих покупателей, т.к. зная номер патента, из официальной базы
Роспатента (www.fips.ru, раздел "информационные ресурсы", подраздел
"открытые реестры") в течение 1 минуты можно получить это описание
бесплатно, заведя в поисковое окно номер патента. Аналогично можно получить
копию полного описания патентов в Патентной библиотеке в Москве по адресу: Бережковская
наб, д.24. Поэтому, на мой взгляд, Ваша задача состоит в максимальном содействии
возможному покупателю в разъяснении достоинств и преимуществ Ваших патентов,
простоты их реализации и возможности получения прибыли от их внедрения в производство.
То есть Вам, как и любому продавцу, нужно доказывать выгоду покупателя от приобретения
товара (в данном случае — патентов). Другое дело, что при этом можно не раскрывать
покупателю все технические и технологические секреты, оставшиеся за рамками
описания патентов и оставшиеся "ноу-хау" авторов патентов. В этом
случае новым владельцам патентов еще длительное время понадобятся Ваши услуги
по доведению патентов до конечного продукта, что позволит Вам получить дополнительную
прибыль от патентов. При этом рекомендую заранее оговорить с покупателем патентов
Ваши (первоначальных владельцев) коммерческие условия содействия в доведении
патентов до конечного продукта. Это можно сделать как в самом договоре уступки
патентов, так и в дополнительном соглашении к нему или в отдельном соглашении.
При этом необходимо знать, что договор уступки патентов согласно п.5 ст.10 Патентного
закона РФ подлежит обязательной регистрации Роспатентом и без нее недействителен.
Срок регистрации — 2-4 мес., госпошлина 600 руб. за каждый патент. Для составления
договора и дополнительного соглашения к нему ввиду их важности для сторон желательно
обратиться к специалисту.
2. В отношении Ваших опасений относительно "обхода" патентов путем
их использования с некоторыми изменениями либо патентования с измененной формулой
можно сказать следующее. Такая возможность есть у любых лиц всегда, учитывая
открытый характер публикации патентов, и запретить такой вариант невозможно.
Именно поэтому Вам (владельцам патента) и нужно объяснить его покупателям преимущества
покупки перед "обходом" патента. В качестве аргументов могут быть
именно те "ноу-хау", о которых сказано выше, преимущества разработки
именно в том виде, как она (они) запатентована, а также сложность и дороговизна
переработки патента. Если при этом покупатель убедится, что затраты на переработку
или "обход" патента больше, чем стоимость покупки этих патентов, это
и будет аргументом в пользу их покупки. Поэтому и цена
продажи патентов должна быть разумной и обоснованной.
полезный материал? Нажмите:
|