Сара МЮРРЕЙ (Sarah Murray)
Тенденцию распространения франчайзинга на сферу услуг, по мнению Джеффа Илджина
(Jeff Elgin), президента и основателя посреднической компании, работающей с
франчайзинговыми фирмами — FranChoise — крайне позитивно воспринимает, по крайней
мере, один сектор экономики. «Автопроизводители просто без ума от того,
как растет спрос на их микроавтобусы», — говорит он.
В Соединенных Штатах микроавтобусы становятся чуть ли не главным инструментом
такого стремительно растущего бизнеса, как доставка всевозможных товаров на
дом. Фактически все, от белья из прачечной до булочек из кондитерской доставляется
на микроавтобусах, разукрашенных логотипами франчайзинговых компаний.
В основе этого бизнеса лежит желание занятых людей потратить деньги, сэкономив
при этом время. «Все, что связано с предоставлением удобства людям, приносит
сегодня баснословные деньги, — говорит Джефф Илджин. — Еще 20 лет назад франчайзинг
использовался только в рамках товаро-производственного рынка. Сегодня чаще всего
франчайзинг используется в сфере услуг».
Обслуживание домашних потребностей престарелых американцев является наиболее
растущим видом услуг. В США большинство престарелых людей не считаются бедными.
«Демографическая ситуация действительно оказывает огромное влияние на развитие
данной сферы бизнеса, но не стоит забывать и о том, что сейчас люди стараются
как можно дольше не покидать привычную им среду обитания», — говорит президент
вашингтонской International Franchise Association Дон Дебольт (Don Debolt).
«Любая форма и вид заботы о престарелых приносят отличный доход», — добавляет он.
Одним из примеров успешной компании, которая занимается обслуживанием на дому
престарелых и инвалидов, является ComForcare Senior Services. По мнению Блейка
Мартина (Blake Martin), ответственного директора ComForcare, «стареющая
Америка» открывает большие возможности для развития рынка потребительских
товаров. «Демографическая ситуация является основой для развития этого
бизнеса, и спрос на его услуги растет астрономическими темпами», — говорит
Блейк Мартин.
Рост спроса на услуги по поставкам товаров на дом подогревает желание потенциальных
франчайзеров вкладывать инвестиции в этот вид бизнеса. «В ситуации спада
во многих отраслях экономики людям приходится менять направленность своей деятельности, — объясняет Блейк Мартин. — В этой переориентации они обращают внимание на те
виды деятельности, благодаря которым они получают возможность не только заработать
деньги, но и принести пользу другим».
Франчайзинговая модель дает отличные результаты в сферах услуг и доставок потому,
что этот вид деятельности не требует больших инвестиционных вложений. «Чтобы
начать этот бизнес вам потребуется несколько десятков тысяч, а вовсе не сотен
тысяч долларов, — говорит Дон Дебольт. — Небольшие вложения открывают возможность
финансово обеспеченным людям открыть свой бизнес».
Данная деятельность не требует никаких специальных знаний, и, как уверяет Джефф
Илджин. Период возврата инвестиций не превышает одного года.
Франчайзинговая схема в США сегодня также активно используется в области общего
образования, особенно при предоставлении услуг индивидуального обучения. Рост
рынка частного индивидуального образования даже спровоцировал в США национальные
дебаты относительно дальнейшей целесообразности государственного образования.
Однако пока сторонники и противники общего образования обмениваются контраргументами,
франчайзинговые компании используют момент, чтобы создать новый вид бизнеса.
Большинство брендов концентрируют свою деятельность на предоставлении услуг
внешкольного обучения для школьников. «Последние исследования доказывают
падение общего уровня успеваемости школьников, — говорит Джефф Илджин. — Сокращение
финансирования государственного образования вовсе не является причиной, двигающей
сегодня бизнес частного образования. Тот факт, что государственное образование
уже не в состоянии обеспечить приемлемый результат, свидетельствует только о
том, что сама система изживает себя».
Сегодня в США заявили о себе такие частные образовательные бренды, как Sylvan
Learning Centers, предоставляющие услуги по дошкольной подготовке детей, а также
Drama Kids, Computer Tots и Mad Science Group, работающие со школьниками начальных
классов.
В Kiddie Academy International вообще верят, что нашли формулу успеха данного
бизнеса: присмотр за детьми плюс их образование. «Родителям нужно нечто
большее, нежели простая нянька, они хотят, чтобы их дети получили как можно
лучшее образование», — говорит Пит Барто (Pete Barto), координатор по маркетингу
Kiddie Academy, открывшей около 90 центров по всей стране.
Он говорит, что по мере того, как растет число семей, в которых один или два
родителя имеют высокооплачиваемую работу, спрос на подобный вид услуг только
возрастает. «В какой бы отрасли люди ни работали, у них остается все меньше
свободного времени, — говорит Пит Барто. — Люди хотят, чтобы им приносили домой
пиццу, подстригали газоны перед домом — все становится ориентированным на сферу
услуг».
Впрочем, франчайзинговые схемы используются не только в сфере услуг и в образовании.
Американцы устали от гамбургеров и больше в своих кулинарных приоритетах ориентируются
на здоровую пищу, а это стимулирует развитие сетей ресторанов быстрого питания
с азиатской кухней. Zyng Noodlery, Genghis Grill, Bear Rock Cafe и PF Chang’s
China Bistro — это те франчайзинговые бренды, которые сегодня наиболее активно
пожинают плоды кулинарной переориентации американцев. Многие из этих сетей ресторанов
устанавливают более высокую цену на блюда, нежели их фаст-фудовские конкуренты,
однако они предлагают более широкое меню и более приятную обстановку.
«До недавних пор я был уверен, что не существует значительной разницы
между традиционными и новыми ресторанами быстрого питания, однако я ошибался, — говорит Джефф Илджин. — Новые сети отличаются от привычных фаст-фудов прежде
всего своей возрастной ориентацией. Их целевая аудитория не 11-летние подростки,
а взрослые люди, которые не хотят есть из пластиковой посуды».
Ярким примером успешного развития такой сети ресторанов является Manchu Wok,
которая пытается отобразить в стилистике оформления помещений и в кухне вкусы
китайской глубинки. Для своих ресторанов компания выбирает довольно нетрадиционные
места: аэропорты, университеты, школы. На сегодняшний день действует 406 ресторанов
в США, Гонконге, Канаде, Индонезии и Китае, причем 75% заведений работают по
франчайзинговой схеме.
Несмотря на хорошие перспективы развития франчайзинговых компаний, предоставляющих
услуги в сфере образования и домашнего обслуживания, Джефф Илджин уверен, что
именно сектору быстрого питания будет принадлежать пальма первенства по наращиванию
объемов прибыли.
«Сектор общественного питания всегда будет расти более высокими темпами, — заключает Джефф Илджин. — Просто потому, что людям всегда нужно питание».
источник:
«Деловая неделя», N22, 2003
полезный материал? Нажмите:
|