На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
В Украине по 01.10.2013 (с 1992 г.) зарегистрировано 394423 охранных документов на ОПС, из них патентов: 108167 на изобретения, 83871 на полезные модели, 25522 на промобразцы, 176805 свидетельств на знаки для товаров и услуг, 13 свидетельств на топографии ИМС, 20 регистраций КУПТ и 25 свидетельств на право на использование зарегистрированных КУПТ
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Включение элементов авторского договора в стандартные договоры как фактор снижения риска в бизнесе

2003-05-06
Андрей Минков


Сегодня можно говорить о том, что большинство компаний, которые напрямую связаны с использованием объектов авторского права — кинокомпании, звукозаписывающие фирмы, книжные издательства и пр.,- в большей своей части осознали важность заключения грамотных договоров об использовании объектов авторского права.

Они уже поняли, что авторские договоры — это не дополнение к их бизнесу: это и есть их бизнес. Для них отсутствие профессионально составленных договоров — гарантия убытков и серьезных неприятностей.

В свою очередь лучше свои права стали осознавать и авторы. Причем если с финансовой точки зрения присуждаемые компенсации по-прежнему, к сожалению, очень скромные, то авторам, по крайней мере, стало очевидным то обстоятельство, что неудачно составленный авторский договор (или вообще отсутствие такового) открывает перед автором широкие возможности по давлению на пользователя, который по тем или иным причинам перестал устраивать автора.

Думаю, очень многие узнают в примере, который я сейчас приведу, себя или своих знакомых. Познакомились автор и пользователь. Очень друг другу понравились. Стали дружить семьями. Водить друг друга по ресторанам. Ездить друг к другу в гости. Автор предложил пользователю проект, связанный с новым, самым важным в жизни автора произведением, которое автор только что написал. Пользователь сразу же признал, что произведение гениально. Дружба стала еще крепче. Потом был подписан договор, который автор решил не читать и не показывать юристам, чтобы не обидеть такого понимающего друга.

Потом вдруг выяснилось, что у пользователя есть еще друзья. Причем такие хорошие друзья, что дружба автора пользователю уже была не так уж и нужна. В результате пользователь был вынужден принять для себя очень сложное решение отстранить автора от дальнейшего участия в проекте и пригласить своих новых друзей для глубокой переработки созданного автором произведения. Автор часто звонил пользователю, но того почему-то все время не было на месте. В результате какой-то старый знакомый рассказал автору, что же сделал из его произведения пользователь.
Автор решил вступить на тропу войны. Он писал письма, давал интервью, поливал пользователя чем только мог в разговорах с кем только можно. А пользователь спокойно продолжал издеваться над произведением. Вот уже замаячила дата премьеры. Письма автора о расторжении договора пользователем, естественно, игнорировались.

В результате автор собрал все свое мужество и бюджет, нашел юриста и поделился с ним ситуацией. Юрист изучил договор и внутренне пришел к мнению, что такой договор мог подписать только безумец. Но тут юристу пришла в голову блестящая схема. Реализовать ее, конечно, очень сложно, практически невозможно. Но попробовать можно. Ничего другого уже не остается.

И начинаются многомесячные суды, ходатайства, заявления, письма. Автор понимает, что процесс затягивает. И пользователь это понимает. Стороны бьются не на жизнь, а насмерть. Судья уже жалеет, что родился на свет, потому что разобраться в ситуации уже не может.

В результате после нескольких лет судов вступает в силу решение, из которого следует, что произведение не может использовать ни автор, ни пользователь. Этим решением не доволен никто. Пользователь потерял деньги и время. Автор потерял время и свое произведение.

Узнали?

Но подумали: «Ужас, какие же проблемы подстерегают киностудии, звукозаписывающие компании и книжные издательства. Слава богу, мы занимаемся настоящим делом, а не какими-то безумными авторами!»

А вот теперь я напугаю вас по-настоящему.

Авторское право — настолько мощный механизм, настолько могучий генератор потенциальных неприятностей, что задумываться должен каждый. Именно каждый, поскольку этот генератор неприятностей встроен во все, что прямо или косвенно связано с авторским правом и интеллектуальной собственностью. И скажу по секрету — нас окружает не так уж много вещей, в которых не было бы такой авторско-правовой мины замедленного действия.

Это напрямую связано с перечнем исключительных прав, принадлежащих автору в отношении его произведения. Это и право на воспроизведение, и право на распространение и право на переработку и создание и использование производных произведений.

Автор вправе требовать компенсации с любого лица, которое нарушает любое из этих прав. Если Вы используете производное произведение, которое было основано на произведении автора, без разрешения автора исходного произведения (при этом не Вы осуществляли переработку и Вы заключили договор с автором переработки), Вы все равно нарушаете права автора исходного произведения. Автор вправе выбирать, к кому предъявлять иск.

Наглядный пример — вступившее в силу решение суда по иску Марка Минкова к телекомпании «ТВЦ», которая показала клип, который был снят без разрешения автора музыки. По понятным причинам истца в суде представлял Ваш покорный слуга.

В результате суд, во-первых, согласился с моими доводами о том, что принадлежащее автору право на переработку включает в себя право автора определять, как будет использоваться производное произведение, созданное в результате переработки. Во-вторых, суд признал, что произведения, созданные в результате незаконной переработки, не входят в репертуар РАО, а потому наличие у пользователя договора с РАО не может являться оправданием бездоговорного использования таких произведений. В-третьих, судом было подтверждено, что при бездоговорном использовании произведения, что является незаконным само по себе, пользователь не перестает нести ответственности за использование произведения без указания имени автора.

Точно так же можно подавать в суд не на книжное издательство в Урюпинске, а на большой и богатый книжный магазин в Москве. На каком основании? Да на том, что магазин осуществляет незаконное распространение произведений автора. У магазина есть договор с издательством? Очень хорошо. Это проблема издательства и магазина, но точно не проблема автора. Если права автора одновременно нарушены несколькими лицами, то автор имеет право выбирать, к кому и в каком порядке предъявлять свои претензии.

У Вас компьютерный магазин? Вы продаете эти замечательные 19-дюймовые мониторы? И конечно у Вас есть русский перевод инструкции? А инструкцию эту кто написал? Производитель? Нет?! А, Вам ее передал вместе с самим монитором поставщик? А у него есть авторский договор с переводчиком? Тоже нет? А если завтра на Ваш стол ляжет исковое заявление с требованием выплатить в качестве компенсации весь доход, который был извлечен в связи с использованием произведения? Ведь никто бы не купил у Вас этот монитор без инструкции, а?

Вы решили не связываться с переводчиком, поскольку сами неплохо знаете язык и сами перевели инструкцию? Тоже замечательно. А что скажете на иск от производителя за незаконный перевод?

Вы открыли модный ресторан и решили повесить на стену чью-то картину? Забыли, что публичный показ — это не то же самое, что распространение, которое допустимо в отношении экземпляров произведения, правомерно введенных в гражданский оборот? Думаете, это абсурд? Думаете, что Вы купили эту чертову картину и теперь можете делать с ней абсолютно все, что угодно? Готовы пожертвовать месяцами и суммами с несколькими нулями на разбирательства, где художник будет утверждать, что к Вам в ресторан ходили только ради того, чтобы полюбоваться на его божественную картину?

Больше не буду пугать. Дам совет.

Вопросы, связанные с авторским правом зачастую действительно возникают «на ровном месте», там, где их никто не ожидает. Никто, кроме специалистов в области авторского права. Подписываете обычный договор купли-продажи? Семь раз отмерьте перед тем, как отрезать. Включаете пункт о неустойках за ненадлежащую поставку? А будет ли поставка признана ненадлежащей в случае предъявления к Вам иска авторами, если в договоре поставки ни слова не сказано про «очистку» авторских прав? Вряд ли.

Вы занимаетесь серьезным бизнесом. Зачем тратить драгоценное время на теоретические диспуты о том, насколько серьезным было Ваше нарушение авторских прав и должны ли Вы вообще нести ответственность за свои действия? Гораздо проще минимизировать риски, связанные с нарушением чьих-либо авторских прав, путем включения во все договоры, которые Вы заключаете, элементов авторского договора.

Подписываете договор купли-продажи? Включите в него пункт о передаче Вам авторских прав на все, на что они могут распространяться. Возьмите с продавца гарантию того, что у него есть право передавать Вам такие права.

Подписываете трудовой договор? Ну и что, что есть статья Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» о служебных произведениях? Ну что Вам стоит включить в договор положение о том, кому будут принадлежать исключительные права на все, что будет создано работником в рамках служебных обязанностей, и прописать, будет ли работник за это получать дополнительное вознаграждение?

Уверяю Вас, консультация профессионального юриста в области авторского права обойдется Вам гораздо дешевле судорожных попыток урезонить «зарвавшихся» авторов.

Удачи Вам в Ваших делах. Главное — не забывайте про авторское право!


источник: Конференція «Захист прав інтелектуальної власності в бізнесі», 29 квітня 2003р., м.Москва
полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100