На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
Карманный персональный компьютер (КПК) – обязательный атрибут беспрерывного творческого процесса и незаменимая вещь для творческого человека
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

14. Коллективное управление авторским правом и смежными правами

2004-07-23
Всемирная организация интеллектуальной собственности

(см. начало)

 

...

Цель данной брошюры состоит в том, чтобы дать краткий обзор широкого и сложного понятия коллективного управления авторским правом и смежными правами. В будущем будут выпущены другие брошюры по более конкретным аспектам этой темы (таким как права исполнителей, информация об управлении правами и т.д.).

Прежде чем определить саму концепцию и представить ее основные особенности кратко рассмотрим, что означает само авторское право и смежные права.

ЧТО ТАКОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО?

Если какое-либо лицо создает литературное, музыкальное, научное или художественное произведение, то оно является владельцем этого произведения и может свободно принимать решения относительно его использования. Это лицо (называемое «создатель» или «автор», или «правообладатель «) может контролировать судьбу этого произведения. Поскольку в соответствии с законом произведение охраняется авторским правом с момента его создания, нет необходимости соблюдать какие-либо формальности, такие как регистрация или депонирование, в качестве условия для получения этой охраны. Охраняются не сами идеи, а лишь способ их выражения.

Авторское право — это правовая охрана, предоставляемая правообладателю на оригинальное произведение, которое он создал. Оно включает две основные группы прав: имущественные и личные неимущественные права.

Имущественные права — это право на воспроизведение, вещание, публичное исполнение, переработку, перевод, публичное чтение, публичный показ, распространение и т.д. Личные неимущественные права включают право автора возражать против любого извращения, искажения или другого изменения его произведения, которое может нанести ущерб его чести или репутации.

Обе группы прав принадлежат автору, который может осуществлять их. Осуществление прав означает, что он может использовать произведение сам, может давать кому-либо разрешение использовать произведение или может запретить кому-нибудь другому использовать это произведение. Общий принцип состоит в том, что охраняемые авторским правом произведения не могут использоваться без разрешения правообладателя. Однако, в национальных законах об авторском праве предусмотрены некоторые исключения из этого правила. В принципе, охрана действует в течение жизни автора и минимум 50 лет после его смерти.

Эти правовые аспекты указаны в международных конвенциях, участниками которых в настоящее время являются большинство стран. К моменту присоединения государства-члены должны иметь национальное законодательство, которое соответствует международным стандартам.

На международном уровне имущественные и личные неимущественные права предоставляются в соответствии с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, обычно называемой «Бернская конвенция». Эту Конвенцию, принятую в 1886 г., неоднократно пересматривали с тем, чтобы принять во внимание влияние новых технологий на уровень предоставляемой охраны. Административные функции Конвенции осуществляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), одно из специализированных международных учреждений Организации Объединенных Наций.

ЧТО ТАКОЕ ОХРАНА СМЕЖНЫХ ПРАВ?

В то время как права, предоставляемые авторским правом, применяются к авторам, «смежные права» касаются других категорий правообладателей, а именно: исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания.

Смежные права — это права, которые принадлежат исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания соответственно в отношении их исполнений, фонограмм и теле-радиопередач.

Смежные права отличаются от авторского права тем, что они принадлежат владельцам, которые считаются посредниками при изготовлении, записи или распространении произведений. Связь с авторским правом вызвана тем фактом, что три категории обладателей смежных прав являются вспомогательными звеньями в процессе интеллектуального творчества, поскольку они оказывают содействие авторам при сообщении произведений последних для всеобщего сведения. Музыкант исполняет музыкальное произведение, написанное композитором; актер играет роль в пьесе, написанной драматургом; производители фонограмм или чаще называемые как «записывающая индустрия» записывают и выпускают песни и музыку, написанные авторами и композиторами, исполняемые музыкантами или певцами; организации эфирного вещания передают произведения и фонограммы на своих радио или телестанциях.

На международном уровне смежные права предоставляются в соответствии с Римской конвенцией по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, более известной как «Римская конвенция». Эта Конвенция была принята в 1961 г. и с тех пор ни разу не пересматривалась. Административные функции этой Конвенции выполняют совместно — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ) и ВОИС.
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. (или Соглашение ТРИПС), административные функции которого осуществляет Всемирная торговая организация (ВТО), включает положения о такой международной охране или ссылается на них.

Имеются также другие международные договоры, которые касаются охраны авторского права и смежных прав; дополнительную информацию о них можно получить, обратившись в ВОИС (см. адрес на последней странице).

ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ?

Выше упоминалось, что автор произведения имеет право разрешить или запретить использование своих произведений; драматург может согласиться на исполнение его произведения на сцене при соблюдении некоторых согласованных условий; писатель может заключить контракт с издателем о публикации и распространении какой-либо книги, и композитор или музыкант могут согласиться с записью его музыки или исполнения на компакт-диске. Эти примеры показывают, как правообладатели могут осуществлять лично свои права.

Другие случаи свидетельствуют о том, что индивидуальное управление правами является практически невозможным в отношении некоторых видов использования в силу ряда практических причин. Автор не имеет материальных возможностей для того, чтобы следить за всеми видами использования своего произведения. Он не может, например, вступать в контакт с каждой радио или телевизионной станцией для того, чтобы вести переговоры о лицензиях или вознаграждении за использование его произведений. И напротив, нереально для каждой организации эфирного вещания запрашивать конкретное разрешение от каждого автора на использование каждого произведения, охраняемого авторским правом. Ежегодно на телевидении исполняется в среднем 60 000 музыкальных произведений, и таким образом, разрешение должно быть получено от тысяч правообладателей. Практическая неосуществимость индивидуального управления такой деятельностью как для правообладателей, так и для пользователей, приводит к необходимости создания организаций коллективного управления, чья роль состоит в том, чтобы стать связующим звеном между пользователями и правообладателями в этих ключевых областях.

Коллективное управление — это осуществление авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей.

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ?

Композиторы, писатели, музыканты, певцы, исполнители и другие талантливые люди являются самым ценным достоянием общества. Наша культурная жизнь обогащается их творческим гением. Чтобы способствовать дальнейшему раскрытию их таланта и поощрять их творчество мы должны дать им индивидуальные стимулы, а именно: вознаграждение в обмен на разрешение использовать их произведения.

Организации коллективного управления являются важным связующим звеном между авторами и пользователями произведений, охраняемых авторским правом (такими как радиостанции), поскольку они обеспечивают, чтобы авторы в качестве правообладателей получали плату за использование их произведений.

КТО ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНАМИ?

Членство в организациях коллективного управления открыто для всех обладателей авторских и смежных прав независимо от того, являются ли они авторами, композиторами, издателями, писателями, фотографами, музыкантами или исполнителями. Организации эфирного вещания не включены в этот перечень, поскольку они рассматриваются в качестве пользователей, несмотря на тот факт, что они обладают некоторыми правами на свои передачи. Вступая в организацию коллективного управления, члены сообщают о себе некоторые личные данные и заявляют произведения, которые они создали. Представленная информация является частью документации организации коллективного управления, которая позволяет провести связь между использованием произведений и платой за использование произведений, которая должна быть произведена истинным правообладателям. Заявленные членами организации произведения составляют так называемые «национальный» или «местный» репертуар (в отличие от международного репертуара, который состоит из иностранных произведений, управляемых зарубежными организациями коллективного управления).

КАКИЕ ВИДЫ ПРАВ ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ?

Чаще всего организации коллективного управления охраняют следующие права:

  • Право на публичное исполнение (музыка, воспроизводимая или исполняемая в дискотеках, ресторанах и других общественных местах);
  • Право на эфирное вещание (живые или записанные исполнения по радио и телевидению);
  • Права на механическое воспроизведение музыкальных произведений (воспроизведение произведений на компакт-дисках, магнитных лентах, виниловых пластинках, кассетах, мини-дисках и других формах записи);
  • Права на исполнение драматических произведений (театральных пьес);
  • Право на репрографическое воспроизведение литературных и музыкальных произведений (фотокопирование);
  • Смежные права (права исполнителей и производителей фонограмм на получение вознаграждения за эфирное вещание или сообщение фонограмм для всеобщего сведения).


(продолжение)

полезный материал? Нажмите:




другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2011
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100