На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
Государство должно увидеть преимущества человеческого потенциала — знаний, интеллектуальной собственности, идей — перед нефтью, газом, металлом и недвижимостью: в отличие от природных ископаемых человеческий потенциал имеет способность накапливаться.
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Формирование рынка интеллектуальной собственности в Украине

2003-11-09
Валентин Чеботарев, Алла Буттаевая

Рядом с человеческим творчеством и изобретательностью интеллектуальная собственность всюду вокруг нас. Каждый продукт или услуга, которые мы употребляем или получаем в повседневной жизни, — это результат длинной цепи больших и маленьких инноваций, например изменения дизайна или усовершенствование, которое делают внешний вид или функции изделия такими, которыми они являются сегодня.

Очевидно, для обеспечения действенности такого рынка необходимо прежде всего создать благоприятные условия любому из его участников для получения ими выгоды при максимальной прозрачности осуществления операций относительно объектов интеллектуальной собственности, при условии соблюдения действующего законодательства, правил честной конкуренции и ограниченного участия государственных органов управления и контроля.

Сегодня все большее возрастает понимания того, что трансформация научно-технических разработок в инновационный продукт, пригодный для производства и рынка, не ли тяжелейший этап в цепи, которая связывает разработчика с потребителем. Сложный он потому, что разработчики, научные работники плохо понимают приоритеты рынка и потребности потребителя, в них не хватает опыта предпринимательства в этой сфере деятельности. Разработчики, научные работники — большей частью некомпетентные коммерсанты. К сожалению, большинство руководителей предприятий, организаций, учреждений также имеют слабое представление о коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Они занимаются внедрением и стараются продолжать эту работу в новых экономических условиях, но продвижение интеллектуальной продукции на рынке требует специальных экономических знаний, способов и методов маркетинга.

А итак, чтобы удовлетворить спрос на коммерческую реализацию интеллектуальной собственности, необходимо создавать структуры, которые бы стали непосредственными участниками этого процесса и всячески им оказывали содействие. Безусловно, создание таких структур не выключает необходимости информационного обеспечения относительно интеллектуальной собственности, доступного любому потребителю, в частности путем широкого освещения в средствах массовой информации, публикаций в специальных изданиях, журналах, предоставление консультаций и т.п..

Опыт многих стран, в частности Германии, Франци, Дани, Финлянди, свидетельствует о том, что такие организационные структуры могут быть как региональными, так и общегосударственными; некоторые из них могут пользоваться финансовой поддержкой государства, а другие — полностью действовать на основе самофинансирования.

В Украине такой организационной структурой стала созданная в минувшем году в филиале «Украинский центр инноватики и патентно-информационных услуг» государственного предприятия «Украинский институт промышленной собственности» Интернет-биржа промышленной собственност (ИБПВ).

Это стало возможной благодаря осознанию Госдепартаментом важной роли своего участия в развитии в Украине цивилизованного рынка интеллектуальной собственности путем активного содействия коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Мы понимаем, что каждый шаг в этом направлении будет в целом оказывать содействие дальнейшему развитию всей системы интеллектуальной собственности в Украине.

Деятельность ИБПВ направленная на использование современных информационных технологий для продвижения научно-технических достижений Украины на мировой и отечественный инновационные рынки. На страницах ИБПВ (www.ip-centr.kiev.ua) изобретатель и патентообладатель имеют уникальную возможность осветить для потенциального покупателя экономические, экологические, социальные и прочие преимущества, которые предоставляет использование данного изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Биржа также предоставляет возможность разместить информацию предпринимателей о нужных им технологиях. Это поможет направить изобретательскую мысль в продуктивном направлении, а собственникам патентов, «ноу-хау» и перспективных идей найти потенциальных субъектов коммерциализации конкретного объекта интеллектуальной собственности.

Поскольку сайт обеспечен средствами обратной связи с посетителями, это дает возможность быстрой реакции на потребности пользователей.

Таких структур в Украине пока что крайне недостаточно. Госдепартамент интеллектуальной собственности планирует за своим участием создать соответствующие структуры на базе представительств в регионах Украины. Ведь практика показывает, насколько актуальными есть вопрос развития рынка объектов интеллектуальной собственности и стимулирование изобретательской деятельности в Украине, которые способные активно влиять на их коммерциализацию.

Тем не менее значительная часть этих вопросов может быть решена только через дальнейшее законодательное и нормативно-правовое урегулирования. Первый шаг к внедрению экономического стимулирования инновационной деятельности, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, сделан. Принятый Верховной Радой Украины Закон Украины «Об инновационной деятельности» устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов и направленный на поддержку развития экономики Украины инновационным путем. Госдепартамент принимал непосредственное участие в разработке норм этого закона. Однако действие норм его относительно особенностей налогообложения инновационной деятельности приостановлен на 2003 год Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год».

Статистические данные о научной и инновационной деятельности как в прошлом, так и сегодня свидетельствуют, что Украина, имея значительный потенциал в области новых технологий, новых проектно-конструкторских разработок с мировым уровнем конкурентоспособности, использует его недостаточно . Это связано главным образом с отсутствием финансирования перспективных проектов для их коммерческой реализации. Государство должно активнее влиять на процессы создания, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, которая обеспечит повышение конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. Такое влияние может осуществляться как с применением лишь экономических рычагов, так и организационно-координационными методами.

На сегодня в Украине практически отсутствующий механизм государственной поддержки продвижения отечественных объектов интеллектуальной собственности на рынки иностранных государств. А это отрицательно сказывается прежде всего на экспорте продукции национальных товаропроизводителей. Исправить ситуацию можно, введя механизм стимулирования экспортной деятельности собственников прав на объекты интеллектуальной собственности. Необходимо также указать, что лицензионная торговля за 1993-2002 года развивалась в условиях отсутствия государственного содействия коммерциализации отечественных научно-технических, конструкторских и технологических разработок как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также специализированных структур, деятельность которых связанная с коммерциализацией отечественных разработок.

Поэтому теперь насущной необходимостью есть создание подразделов по вопросам интеллектуальной собственности в отраслевых министерствах и ведомствах, а также восстановление работы патентно-лицензионных подразделов в учреждениях, организациях, на предприятиях. Как свидетельствует опыт, создание таких подразделов оказывает содействие взаимодействия сотрудников ведомств, намного ускоряет решения вопросов, связанных, в частности, с патентованием изобретений в иностранных государствах, правильным оформлением лицензионных договоров, договоров о передаче права собственности и т.п.. Для урегулирования этих вопросов, Госдепартамент разработал и подал проект распоряжения «О Рекомендациях относительно положения о подразделе по вопросам интеллектуальной собственности центрального органа исполнительной власти, другого государственного учреждения» на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

Разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О собственности», который Верховная Рада Украины приняла в первом чтении. Этот законопроект направлен на создание системы защиты государственных интересов относительно имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средства государственного бюджета и государственных целевых фондов. Завершается разработка проекта Закона Украины «Об особенностях введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, которые созданные с использованием средства государственного и/или местного бюджетов, специальных фондов и государственных фондов целевого назначения». К разработке этого законопроекта привлекались государственные органы, в частности Национальная академия наук Украины, Минпромполитики, которые поддержали этот законопроект. Ним предполагается устранить в действующем законодательстве пробел относительно охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные с использованием государственного средства, особенностей их учета, налогообложение прибыли, полученной от их коммерциализации, стимулирование деятельности с создания и использование этих объектов и т.п..

Наиболее сложными и наименее обработанными на практике стали финансовые отношения в условиях рынка и проблемы, связанные с инвентаризацией, документальным оформлением, оценкой и бухгалтерским учетом интеллектуальной собственности как имущества предприятия.

Госдепартаментом употреблен ряд мер по обеспечению проведения в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, Национальной академии наук Украины, отраслевых академиях Украины инвентаризации и бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности, во время создания которых использовались средства государственного бюджета и государственных целевых фондов.

Результаты этих мероприятий показали, что основным препятствием качественному проведению инвентаризации есть неурегулированность на законодательному уровне правоотношений относительно участия государственных органов исполнительной власти в распределении прав собственности на объекты промышленной собственности, которые созданные, прежде всего, с использованием средств государственного бюджета и государственных целевых фондов. Кроме того, отсутствие нормативно-правовых актов относительно порядка обретения прав на такие объекты, оценки нематериальных активов после проведения инвентаризации усложняет взятие их на бухгалтерский учет.

Только при условии принятия предложенных изменений в Закон Украины «О собственности», а также стандартов и методики оценки имущества, имущественных прав будет создана нормативно-правовая подпочва для эффективного проведения такой инвентаризации. В частности, Концепция развития национальной системы охраны интеллектуальной собственности предусматривает разработка Положения (стандарта) оценки нематериальных активов, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности. Госдепартамент принимает участие в разработке нормативно-правового акта относительно оценки прав на объекты интеллектуальной собственности вместе с Фондом госимущества Украины.

Анализируя деятельность Госдепартамента, можно с уверенностью утверждать, что его действующая позиция оказывала содействие качественным изменениям относительно активизации предприятий и организаций Украины в сфере охраны интеллектуальной собственности и ее коммерциализации. Вот некоторые цифры: количество использованных в производстве объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов) в 2002 году выросшая против минувшего года почти на четверть, а сравнительно с 2000 г. — на 50%. В 2002 году в экономике страны было использовано 3029 изобретений, которые на 23,2% большее, чем в предшествующем году. От использования объектов промышленной собственности, в частности изобретений, получена прибыль 165,4 млн. грн. В средняя прибыль от использования одного изобретения составлял 54,6 тыс. грн. (в 2001 г. — 46,4 тыс. грн.). В 2002 г. лицензиарам поступило 16,5 млн. грн. от лицензиатов Украины, 1,9 млн. долл. США — от иностранных фирм.

Как видим, внутренний рынок объектов интеллектуальной собственности в Украине развивается очень динамично. Сегодня одной из главных задач Госдепартамента есть содействие эффективному использованию интеллектуального капитала нашего общества, в частности коммерциализации интеллектуальной собственности, развития современного рынка интеллектуальной собственности, которая в свою очередь ускорит вхождение Украины к мировому сообществу на условиях равноправного партнерства. Решение указанных вопросов требует настойчивой работы, успех которой зависит от усилий многих министерств, организаций и служб Украины. Важная роль в этом принадлежит государству.


источник: «Світ інтелектуальної власності», № 34, 2003
полезный материал? Нажмите:




другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2011
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100