На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
В следующих мировых войнах будет разворачиваться борьба за интеллектуальную собственность, а не за нефть
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Как умирают "стартапы" – обратная сторона израильского хайтека

2017-03-23

Примеры удачных стартапов будоражат умы людей, ищущих применения своим знаниям и талантам. Создать нечто, что можно будет продать через несколько лет за десятки или даже сотни миллионов долларов, разбогатеть и жить припеваючи – в наши времена эта самая модная и желанная карьера.

Особенно сильно это стремление в Израиле – "нации стартапов". Однако если присмотреться к статистике, выяснится, что финансово успешные проекты подобны жемчугам в компосте – их единицы среди множества прогоревших фирм, пытавшихся завоевать рынок.

В последнее десятилетие в сферу хайтека устремились предприниматели и инвесторы, которые не слишком разбираются в особенностях этого бизнеса. Схему возникновения и развития информационных проектов они представляют себе чересчур упрощенно, а вероятность успеха оценивают излишне оптимистично.
В результате их шансы на удачный "экзит" изначально крайне низки, хотя сами они об этом не подозревают, тратя множество денег и времени на первичное развитие проекта.

Одни компании лопаются с треском и шумом, как, например, "Беттер-плейс" Шая Агасси – предприятие по продаже электромобилей, в которое были вложены миллиарды шекелей.

Другие, и их большинство, гаснут беззвучно, как маленькие звездочки на огромном небосводе, где их и при жизни можно было заметить разве что в телескоп.

Согласно данным компании IVC online, занимающейся исследованиями эффективности проектов в сфере хайтека, которые приводит издание "Земаркер", в 2014 в Израиле закрылось 650 "стартапов", в 2013 – 630. При этом в 2014 году было создано вдвое больше стартапов, чем закрылось – 1290.

При этом средний "возраст" закрытых фирм был в среднем 4 года. За это время они успевали провести один-два раунда сбора инвестиций, зачастую исчислявшихся десятками миллионов шекелей, попытаться довести свой продукт до конкурентоспособного вида и, не сумев этого сделать и удачно его продать либо распространять, благополучно загибались.

Учитывая, что с 2006 по 2017 год количество фирм в сфере высоких технологий в Израиле выросло с 3700 до 7500, таких "тихих отмираний" и впустую потраченных миллионов становится все больше.

Из закрывшихся фирм 40% находилось на стадии разработки продукта (второй этап существования "стартапа"), 20% - на стадии начала продаж (третий этап).
39% из закрывшихся в Израиле высокотехнологичных компаний работали в сфере Интернета, 26% - в сфере мобильной связи. Еще 12% занимались традиционным IT и программированием.

Если на стадии разработки еще можно продолжать верить в успех продукта и внушать эту веру другим, то при первом же соприкосновении с рынком и поиске клиентов у большинства стартапов надежды тают и испаряются, а вместе с ними – и возможность дальнейшей работы фирмы.

Здесь аналитики отмечают психологическую трудность, которая не позволяет владельцам стартапов и коллективам разработчиков мыслить рационально. Израильтяне, в особенности те, кто занимается высокотехнологичным бизнесом, приучены любой ценой добиваться удачи, стремиться к успеху, мыслить оптимистично и широко. Сам факт неудачи для них неприемлем и губителен.
Вовремя закрыть компанию – очень важное дело, которое большинству неудачливых предпринимателей не по силам. Сознание того, что ты вкалывал днями и ночами на протяжении нескольких лет, надеясь на успешное будущее, и тебя постигла неудача, психологически недопустимо для людей, и они до последнего момента ищут лазейку, которая поможет им преуспеть вопреки очевидности.

Согласно данным IVC, из 10 тысяч стартапов, созданных в Израиле с 1999 по 2004 годы, лишь 480 действуют до сих пор, приносят владельцам прибыль и оцениваются в сумму более 50 миллионов долларов. 46% созданных в тот период компаний закрылись, остальные работают до сих пор, но подавляющая их часть самостоятельной прибыли не приносит, если не считать новые инвестиции в эти фирмы.

Всего 14% из закрывшихся компаний были проданы, и лишь половина проданных была приобретена за сумму, превышающую предыдущие расходы по существованию компании.

Эта ситуация не уникальна для Израиля. Согласно исследованию, опубликованному в 2013 году в "Уолл-стрит джорнал", по общемировой статистике три из четырех стартапов, поддерживаемых венчурными фондами, не возвращают инвесторам вложенных денег. В 30-40% случаев фирмы прогорают полностью, в 95% инвесторы не получают прибыли, оправдывающей степень риска.
В мире хайтека, как в доме повешенного, не любят говорить о неудачных проектах. Их часто распродают по бросовым ценам, и это тоже называется "экзитом", хотя суммы, вырученные за неудавшийся товар, мизерны по сравнению с тем, что было вложено в компанию.

42% стартапов закрываются по очень простой причине – рынку не нужны их разработки и предлагаемый ими сервис. У 29% закрывающихся компаний причина еще прозаичней – у них заканчиваются деньги на разработку, а подготовить продукт к реализации они еще не успели. 23% распались из-за кадровых проблем, а 19% не выдержали конкуренции.

Поэтому прежде чем затевать очередной проект, предпринимателям следует крепко и трезво поразмыслить – не путают ли они собственные фантазии с реальностью и не стоит ли тщательно изучить рынок прежде чем пускаться в путь в полной, но абстрактной уверенности относительно полезности своих идей.

полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100