На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
«Венчурный бизнес — это когда инвестируются 10 компаний, из них половина становится банкротами, в трех вы возвращаете свои инвестиции, одна дает 10-кратный рост и в еще одной компании прибыль в 100 раз превышает вложения» — Тим Дрейпер
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Модульность , унификация и мультифункциональная взаимозаменяемость в инновационных технических решениях ( продолжение , часть четвёртая – адаптация с ТРИЗ и АРИЗ )

2013-11-17
Андрей ( Гавриэль ) Лившиц

БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ и АРИЗ

Можно выделить следующие основные направления:

1. Традиционное явление для эволюции ТРИЗ и АРИЗ - общее увеличение степени алгоритмизации за счет более полного и более глубокого использования объективных законов развития технических систем.

2. Существенное укрепление "моста" ( причинно следственной связи ) между физпротиворечием и способом его разрешения.

3. Усиление информационного фонда, укрепление связей между ТРИЗ , АРИЗ и действующими стандартами.

4. Bыделение второй половины АРИЗ (развитие и использование найденной идеи) в самостоятельный и независимый алгоритм.

5. Разработка новой начальной части (или отдельного алгоритма) для выявления новых задач.

6. Усиление общевоспитательной функции. ТРИЗ и АРИЗ должны энергичнее и селективнее развивать навыки концентрированного , целеустремлённого и логически сильного мышления.

7. Постепенное интегративное многоуровневое увеличение универсализма , взаимозаменяемости , взаимоприменяемости и модульности . Совмещение функций и перепрофилирование функциональной нагрузки между локальными модулями инновационной системы

На этой перспективе имеет смысл остановиться детально

Предлагается последовательный пошаговый алгоритм реализации этой задачи , конечно в мультифункциональном варианте с обеспечением максимальной унификации и полной локальной взаимозаменяемости всех связей и элементов инновационного технического решения

ЧАСТЬ 1

1. ПЕРВЫЙ ШАГ

Определить и сформулировать окончательную версию генерированной идеи и конечную цель решения задачи по реализации этой идеи

Какова техническая цель решения задачи («Какую характеристику объекта надо изменить?» Есть ли связь у параметров задачи с параметрами инновационных задач уже успешно реализованных ?).

Какие характеристики объекта заведомо нельзя менять при решении задачи?

Какова экономическая цель решения задачи и какая коммерческая цель преследуется («Какие расходы снизятся, если задача будет решена?»).

Каковы (примерно) допустимые затраты?

Какой главный технико-экономический показатель надо улучшить?

1-2. ВТОРОЙ ШАГ

Проверить обходной путь. Допустим, задача принципиально нерешима; ка¬кую другую — более общую , известную и уже решённую — задачу надо тогда решить, чтобы получить требуемый конечный результат?

(Использовать системный анализ — схема такого анализа может базироваться на принципах стратегии патентования и лицензирования , опубликованной ранее в этом же информационном ресурсе ).

1-3. ТРЕТИЙ ШАГ

Определить, решение какой задачи це¬лесообразнее — первоначальной или обходной.

Сравнить первоначальную задачу с тенденциями развития данной отрасли техники.

Сравнить первоначальную задачу с тенденциями развития ведущей отрасли техники.

Сравнить обходную задачу с тенденциями развития данной отрасли техники.

Сравнить обходную задачу с тенденциями развития ведущей отрасли техники.

Сопоставить первоначальную задачу с обходной. Произвести выбор.

1-4. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Определить требуемые количест¬венные показатели.

1-5. ПЯТЫЙ ШАГ

Внести в требуемые количественные по¬казатели «Поправку на время».

1-6. ШЕСТОЙ ШАГ

Уточнить требования, вызванные кон¬кретными условиями, в которых пред¬полагается реализация изобретения.

Учесть особенности внедрения. В частности, допускаемую степень сложности решения.

Учесть предполагаемые масштабы применения.

ЧАСТЬ 2. УТОЧНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЗАДАЧИ

2-1. ПЕРВЫЙ ШАГ

Уточнить задачу, используя патентную

литературу. Провести поиск по патентному ведомству США ПО ВЫДАННЫМ ПАТЕНТАМ , ПО ПАТЕНТНЫМ АППЛИКАЦИЯМ и по выложенным патентным заявкам; Провести поиск по фондам Европейского патентного ведомства в подразделах относительно фамилий авторов изобретений , компаний –заявителей изобретений и по комплексным показателям и ключевым словам

Как (по патентным данным) решаются задачи, близкие к данной?

Как решаются задачи, похожие на данную, в ведущей отрасли техники?

Как решаются задачи, обратные данной?

2-2. ВТОРОЙ ШАГ

Применить оператор РВС.

Оператор РВС

а. Мысленно меняем размеры объекта от заданной величины до 0 (Р—>0). Как теперь решается задача?

б. Мысленно меняем размеры объекта от заданной величины до ∞ (Р—>∞). Как теперь решается задача?

в. Мысленно меняем время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до 0 (В—>0). Как теперь решается задача?

г. Мысленно меняем время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до ∞ (В—>∞). Как теперь решается задача?

д. Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объек¬та или процесса от заданной величины до 0 (С—>0). Как теперь решается задача?

е. Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объек¬та или процесса от заданной величины до ∞ (С—>∞). Как теперь решается задача?

2-3. ТРЕТИЙ ШАГ

Изложить условия задачи (не исполь¬зуя специальных терминов и не указы¬вая — что нужно придумать, найти, создать) в двух фразах по следующей форме:

а. Дана система, включающая элементы (перечислить).

б. Элемент (указать)

в. при условии (указать)

г. дает нежелательный эффект (указать).

Примеры:

«Дана электрическая цепь, состоящая из генера¬тора, проводника, потребителя тока и выключате¬ля. Выключатель при размыкании и замыкании цепи дает электрическую дугу» (задача №1).

«Дан трубопровод с задвижкой; по трубопроводу движется вода с частицами железной руды. Части¬цы руды при движении истирают задвижку» (зада¬ча № 21).

«Дана бухта, состоящая из берегов, дна, воды и ле¬жащего на дне слоя ила. Ликвидация ила при при¬менении известных способов вызывает загрязнение окружающей среды, требует большого расхода вре¬мени и средств» (задача Р).

«Даны вертикально стоящая тяжелая бетонная труба и откос, на который ее нужно опустить. Если трубу опускать без сложных крановых устройств, труба, падая на откос, может разрушиться» (за¬дача № 37).

2-4. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Перенести элементы из 2—За в следующую таблицу:
Если рассматри¬вать систему как устройство Если рассматри¬вать систему как способ
а. Элементы, которые можно менять, переделывать, переналаживать (в условиях данной задачи).
б. Элементы, которые трудно видо¬изменять (в условиях данной за¬дачи).

Примеры: В задаче № 1 генератор, проводник и выключатель относятся к «а»;

потребитель тока — к «б» (потре¬бители — множество готовых и разных машин, приборов; их трудно перестроить).

В задаче № 21 трубопровод и задвижка — «а», вода и частицы руды — «б».

В задаче Р все элементы относятся к «б».

В задаче № 37 откос и труба — «б» (трубу нельзя менять совсем, откос допустимо менять лишь в незначительной степени).

Примечание: Достаточно заполнить один вертикальный ряд, т. е. систему достаточно рассматривать как устрой¬ство или как способ.

2-5. ПЯТЫЙ ШАГ

Выбрать из 2—4а такой элемент, кото¬рый в наибольшей степени поддается изменениям, переделке, переналадке.

Примечание:

а. Если все элементы в 2—4а равноценны по степени допускаемых изменений, начните выбор с неподвижного элемента (обычно его легче менять, чем подвижный).

б. Если в 2—4а есть элемент, непосредственно связанный с нежелательным эффектом (обычно этот элемент указывают в 2—3 б), выберите его в последнюю очередь.

в. Если в системе есть только элементы 2—4б, возьмите в качестве элемента внешнюю среду.

Примеры: В задаче № 1 три элемента относятся к 2—4а — генератор, проводник, выключатель. Выключатель связан с нежелательным явлением (дугообразованием). Выбрать следует генератор или проводник (генератор в целом неподвижен, поэтому нельзя отдать предпочтение проводнику).

В задаче № 27 выбрать надо трубопровод, так как задвижка связана с нежелательным явлением (истирается).

В задачах Р и 37 все элементы относятся к 2—4б, поэтому выбрать следует внешнюю среду.

ЧАСТЬ 3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ

3-1 ПЕРВЫЙ ШАГ

Составить формулировку ИКР по сле¬дующей форме:

а. Объект (взять элемент, выбранный в 2—5);

б. Что делает.

в. Как делает сам.

г. Когда делает.

д. При каких обязательных условиях (ограничениях, тре¬бованиях и т. п.).

Примеры: В задаче № 1 — «Генератор... прерывает и вос¬станавливает

подачу тока... сам... когда надо потребителю... не давая дуги».

В задаче № 21 — «Трубопровод... меняет свое се¬чение... сам... когда надо регулировать поток... не истираясь».

В задаче Р — «Внешняя среда... ликвидирует ил... сама... в короткий срок... без загрязнения моря, берегов и атмосферы».

В задаче № 37 — «Внешняя среда... опускает тру¬бу... сама... во время укладки... без повреждений».

3-2. ВТОРОЙ ШАГ

Сделать два рисунка: «было» (до ИКР) и «стало» (ИКР).

Примечания:

а. Рисунки могут быть условные — лишь бы они отражали суть «было» и «стало».

б. Рисунок «стало» должен совпадать со сло¬весной формулировкой ИКР.

Проверка:

На рисунках должны быть все элементы, перечи¬сленные в 2—3а.

Если при шаге 2—5 выбрана внешняя среда, ее на¬до указать на рисунке «стало».

3-3. ТРЕТИЙ ШАГ

На рисунке «стало» найти элемент, указанный в 3—1a, и выделить ту его часть, которая не может совершить требуемого действия при тре¬буемых условиях. Отметить эту часть (штрихов¬кой, другим цветом, обводкой контуров и т. п.).

Примеры:

В задаче № 21 такой частью будет внутренняя поверхность трубопровода.

В задаче № 37 — участок внешней среды между трубой и откосом.

В задаче Р — поддонная область бухты (другие области внешней среды — на море, на берегу, в атмосфере — исключены по условиям 3—1д).

3-4. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Почему эта часть не может осу¬ществить требуемое действие?

Примеры:

В задаче № 21 — «Внутренняя поверхность трубы не умеет сжиматься и разжиматься».

В задаче № 37 — «Внешняя среда между трубой и откосом не умеет плавно опускать трубу».

В задаче Р — «Поддонная (глубинная, подземная) область не имеет пустот, связанных с дном бухты.

3-5. ПЯТЫЙ ШАГ

При каких условиях эта часть сможет осуществить требуемое действие (какими свойства¬ми она должна обладать)?

Примечание: Не надо пока думать — осуществимо ли прак¬тически желательное свойство. Назовите это свой¬ство, не беспокоясь о том, как оно будет достиг¬нуто.

Примеры:

В задаче № 21 — «На внутренней поверхности трубы что-то нарастает, а потом — при необходи¬мости — исчезает».

В задаче № 37 — «Внешняя среда между трубой и откосом имеет плотность, достаточную для плавно¬го опускания трубы».

В задаче Р — «В поддонной области созданы пус¬тоты, сообщающиеся с дном бухты».

3-6. ШЕСТОЙ ШАГ

Что надо сделать, чтобы выделенная часть объекта приобрела свойства, отмеченные в 3—5?

Рисунок:

Вспомогательные вопросы:

а. Покажите на рисунке стрелками силы, которые должны быть при¬ложены к выделенной части объекта, чтобы обеспечить жела¬тельные свойства.

б. Какими способами можно соз¬дать эти силы?

(Вычеркнуть способы, нарушаю¬щие условия 3—1д).

Примеры:

В задаче № 21 — «Наращивать на внутреннюю поверхность трубы частицы железной руды или воду (лед)». Других веществ внутри трубопровода нет, этим и определяется выбор.

В задаче № 37 — «Между трубой и откосом распо¬ложить вместо воздуха плотную среду, которую легко было бы постепенно убирать — лед, песок и т. п.».

В задаче Р — «Отыскать естественные или создать искусственные полости под дном бухты, соединить их скважинами с дном».

3-7. СЕДЬМОЙ ШАГ

Сформулировать способ, который может быть практически осуществлен. Если таких способов несколько, обозначьте их цифрами (самый перспективный — цифрой 1 и т. д.). Запишите вы¬бранные способы.

3-8. ВОСЬМОЙ ШАГ

Дать схему устройства для осущест¬вления первого способа:

Рисунок:

Вспомогательные вопросы:

а. Каково агрегатное состояние ра¬бочей части устройства?

б. Как меняется устройство в тече¬ние одного рабочего цикла?

в. Как меняется устройство после многих циклов?

(После решения задачи следует вернуться к шагу 3—7 и рассмотреть другие перечисленные в нем способы).

ЧАСТЬ 4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАЙДЕННОЙ ИДЕИ

4-1. ПЕРВЫЙ ШАГ

Что ухудшается при использовании предлагаемого устройства? Запишите — что услож¬няется, удорожается и т. д.

4-2. ВТОРОЙ ШАГ

Можно ли видоизменением предла¬гаемого устройства предотвратить это ухудшение? Нарисуйте схему видоизмененного устройства.

4-3. ТРЕТИЙ ШАГ

В чем теперь ухудшение (что услож¬няется, удорожается и т. д.)?

4-4. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Сопоставить выигрыш и про¬игрыш:

а. Что больше?

б. Почему?

Если выигрыш больше проигрыша (хотя бы и в перспективе), перейти к синтетической части АРИЗ.

Если проигрыш больше выигрыша, вернуться к шагу 3—1. Записать на том же листе ход повторного анализа и его ре¬зультат.

4-5. ПЯТЫЙ ШАГ

Если теперь выигрыш больше, перейти к синтетической стадии АРИЗ. Если повторный ана¬лиз не дал новых результатов, вернуться к шагу 2—4, проверить таблицу. ВЗЯТЬ В 2—5 ДРУГОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ И ЗАНОВО ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ. Записать ход анализа на том же листе.

Если нет удовлетворительного решения после 4—5, перей¬ти к следующей части АРИЗ.

полезный материал? Нажмите:




другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2011
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100