На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
Сила интеллекта не в том, чтобы все знать, а в том чтобы знать, где в данный момент можно найти необходимую информацию
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Проблемы законодательного обеспечения инновационно-инвестиционной модели развития Украины

2003-02-21
В. С. Журавский

20-21 февраля в Национальном техническом университете Украины “Киевский политехнический институт” состоялась научно-практическая конференция “Утверждение инновационной модели развития экономики Украины”. На конференции с докладом “Проблемы законодательного обеспечения инновационно-инвестиционной модели развития Украины” выступил Государственный секретарь МОН В. С. Журавский. Привожу стенограмму его выступления.

Уважаемый Леонид Даниловичу!

Уважаемые коллеги!

Анализ проблем, связанных как с определением стратегических направлений развития государства, так и с интегрированием Украины в Европу и мировое сообщество заставляет нас форсировать переход к инновационно-инвестиционной модели развития нашей страны. Ведь производство конкурентной продукции в современных условиях возможно лишь на инновационной основе, а материальную базу современной экономики создает инвестиционный поток.

Ядро законодательного корпуса инновационно-инвестиционной модели развития составляют перво-наперво Закон Украины «Об инвестиционной деятельности», законы по вопросам налогообложение, законы о создании специальных экономических зон и территорий приоритетного развития и т.п.. Поэтому имеет смысл особое внимание обратить на то, как работают эти законы, насколько они оказывают содействие улучшению инвестиционного климата в Украине.

Непредубежденный анализ свидетельствует про системный, интегральный характер процессов, которые происходят в инвестиционной сфере. Другими словами, законодательный компонент есть лишь одним из факторов, хотя и очень важным.

Собственно сфера инноваций регулируется законами Украины «Про научную и научно-техническую деятельность», «Про научную и научно-техническую экспертизу» , «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков» и в конце концов принятым минувшего года законом «Об инновационной деятельности». Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности в Украине, устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов и направленный на поддержку развития экономики Украины инновационным путем. В соответствии с этим Законом государственную поддержку получают субъекты хозяйствования всех форм собственности, которые реализуют в Украине инновационные проекты, и предприятия всех форм собственности, которые имеют статус инновационных. Конечно, поскольку в полном объеме закон вступил в силу с 1 января текущего года, еще рано говорить про его положительное влияние на реальный процесс инновационного развития. Тем не менее, анализ норм этого закона дает основания по крайней мере умеренного оптимизма. Идется прежде всего о разделе «Особенности в налогообложении и таможенном регулировании инновационной деятельности» и раздел «Финансовая поддержка инновационной деятельности». Законодатель создал определенные правовые предпосылки для предоставления мощного импульса, способного существенным образом изменить ситуацию на лучше. Впрочем, не все предусмотрел и он. Например, относительно поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры, государственных инновационных финансово-кредитных учреждений.

Безусловно, следует упомянуть о законе «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине», что определяет правовые, экономические и организационные основы формирования и реализации приоритетных направлений инновационной деятельности в Украине.

Для Украины как государства с переходной экономикой только инновационная стратегия может определять путь социально-экономических преобразований. Инновационные механизмы экономического развития должны использовать имеющийся научно-технический потенциал и базироваться на соответствующей инфраструктуре. Тем не менее существующее законодательство относительно технопарков есть явным образом несовершенным. Отсутствуют четкие механизмы и регламентированные сроки рассмотрения инновационных проектов, имеет место правовая незащищенность проектов, которые усложняют деятельность технопарков и приводит к притеснениям со стороны контролирующих органов, а это отворачивает инвесторов от финансирования инновационных проектов. Большее того, рассматриваются предложения относительно нецелесообразности предоставления предусмотренных законодательством льгот для технопарков.

Активизация инновационной деятельности требует новых форм и методов внедрения достижений науки и техники, прежде всего за счет расширения инновационного рынка. Ныне его в Украине практически нет, а становление идет весьма медленно. Мы ясно видим недостатки развития инновационного рынка - нерыночный характер формирования цен, бессистемность в определении непосредственных заказчиков и потребителей выполненных разработок; не осуществляются аукционные торги инновационных разработок, нет инновационных бирж и эффективной рекламы; ощущается дефицит маркетинговых исследований, низкий удельный вес затрат на инновационную деятельность в капиталовложениях и т.п..

В конце концов, развитие инновационного рынка сдерживается недостаточными темпами создания негосударственных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

Для эффективного развития инновационного рынка нужна реализация широкого спектра мероприятий: обеспечение финансирования ресурсами приоритетных направлений научных разработок, расширение источников финансирования на основе специальных целевых, венчурных фондов, создание механизмов государственного стимулирования эффективного использования частных и иностранных инвестиций в наукоемкие области, в приоритетные научно-технические разработки, уменьшение импортозависимости экономики, а также расширение форм инфраструктуры инновационного рынка (технопарки, технополюсы, бизнесы-инкубаторы, научные центры, торговые инновационные биржи, использование возможностей маленького и среднего бизнеса).

Государственное регулирование инновационного рынка (в рамках максимальной гармонизации законодательства Украины к международным стандартам, принятых в развитых странах мира) предусматривает: льготное налогообложение и кредитование инновационной деятельности, который и обязанный сделать законодатель.

Реализация инновационно-инвестиционной модели развития Украины невозможная без укрепление банковской системы. Инвестирование всегда связано с рисками, инновационная деятельность наиболее рискована. Это одна из основных причин того, что банки неохотно кредитуют инновационные проекты.

На этой конференции прозвучало много интересных идей. Было бы хорошо, если бы их депутаты Верховной Рады Украины воплотили в конкретные законодательные акты, которые бы оказывали содействие инновационно-инвестиционному развития нашей страны.

Благодарю за внимание!

источник: Науково-практична конференція “Утвердження інноваційної моделі розвитку економіки України”
полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100