Ярослав Ващук
Франчайзинг — это объективное явление, которое сложилось исторически и прочно
закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического
развития.
Франчайзинг можно понимать как льготное предпринимательство, как форму продолжительного
делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет
индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу)
на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой
маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных
договором.
Для компаний франчайзинг — это способ распространения бизнеса.
Для предпринимателей франчайзинг — это один из способов стать владельцем бизнеса.
На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом
обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы
вести прибыльный бизнес.
Компания, которая передает независимому человеку или компании право на продажу
продукта и услуг этой компании называется франчайзор.
Компания ( или предприниматель), которая покупает эти права называется франчайзи.
Франчайзор, как правило выдает лицензию или передает в право пользования свой
товарный знак, ноу-хау и операционные системы по франчайзинговому договору.
В этом договоре франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее
определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор.
В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать
имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу,
и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный
взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда,
потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака,
а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных
взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте)
и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения
бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю
вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения
в данной области.
Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор
предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные
средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у
франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать
бизнес без франчайзора. Если все идет согласно договору, то франчайзи ведет
успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты. Франшиза — это полная бизнес
система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной
системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению
работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору. Любой вид бизнеса
можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет
70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.
Разновидности франчайзинга.
Прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю
(франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между
франчайзором и франчайзи. Таких франшиз может быть много с различными франчайзи.
Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный
франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории
всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской
лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая
и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату
(роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу.
В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться
успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного
предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему
франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны. Иногда
такую систему называют франчайзи систем филиалов.
Франчайзинговый договор.
Взаимоотношения между франчайзером и франчайзи имеют три этапа развития.
Первый этап взаимоотношений — это период, когда франчайзор нашел франчайзи,
и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи
проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством
и начинает вести свои дела.
Второй этап представляет собой период, в течении которого работает франчайзинговое
предприятие. Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап,
то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.
Третий этап окончание взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Тому
могут быть множество причин: одна из сторон нарушила положения договора, и т.п.
Каждая из фаз взаимоотношений между франчайзором и франчайзи должна быть оговорена
в договоре. Необходимо тщательно продумать структуру взаимоотношений. Рекомендуется
обратиться к профессиональному юристу, чтобы он квалифицированно подготовил
договор, который бы максимально удовлетворял запросы франчайзингового предприятия.
Франчайзинговый юрист должен обладать опытом во франчайзинге.
Большая часть франчайзинговых договоров оговаривают лицензию, по которой франчайзи
может пользоваться ноу-хау, торговым знаком и бизнес системой франчайзора.
Франчайзинговый договор содержит пункт, по которому франчайзор обязан раскрыть
франчайзи все детали функционирования предприятия. Франчайзор также обязан обучить
франчайзи вести данный бизнес. Договор должен обязывать франчайзи следовать
всем стандартам производства. В отличие от франчайзингового договора операционное
пособие (пособие по функционированию предприятия) может быть модифицировано
и дополнено. Договор также предусматривает положение, по которому франчайзор
может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему. Этот
момент, однако, не означает, что франчайзор может отклоняться от операционного
пособия.
Большая часть франчайзинговых договоров предусматривают наличие первичного
взноса за покупку франшизы. Эта первичная плата покрывает расходы франчайзора,
связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием его предприятия и
других расходов в этот период.
Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная
плата, или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой
и поддержку. Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются,
выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы
делались еженедельно, максимум ежемесячно.
Многие франчайзинговые договоры предусматривают выплату определенных сумм
в общий рекламный фонд. Договор предусматривает, как эти деньги будут тратиться
и кто их контролирует, а также формы отчетности франчайзора перед франчайзи
за расходы по этой статье.
Франчайзинговый договор предусматривает срок, в течение которого он действует.
Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия
он не совершил серьезных нарушений.
Требует тщательной проработки вопрос об эксклюзивности территории, на которой
работает франчайзи.
Франчайзинговый договор может содержать положение, по которому франчайзи может
отрыть еще одно предприятие в пределах оговоренной территории. Если франчайзи
в процессе работы не желает пользоваться этим пунктом, франчайзор может назначить
еще одного франчайзи в этом районе.
Франчайзинговый договор включает положения, оговаривающие обязанности франчайзора
и франчайзи.
Эти положения излагаются очень детально и занимают большую часть договора.
Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи
осуществляет поставки. Франчайзи может быть обязан производить поставки только
от одобренных франчайзором поставщиков. Если франчайзи может закупать только
у франчайзора, он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала.
Франчайзор должен объяснить франчайзи, что он не получает от этого сверхприбылей.
Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений
между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи
предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной
из сторон или из-за закрытия (смерти) франчайзора или франчайзи. Любое из этих
событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально
оговорены в договоре. Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый
договор может быть прекращен. Положения договора о последствиях прекращение
не менее важные, чем положения о самом расторжении договора. Франчайзи должен
прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора. Франчайзинговый
договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса
на данной территории в течении определенного времени. Это ограничение, правда,
необходимо тщательно проработать, чтобы им возможно было воспользоваться.
Требования франчайзингового договора отличаются в зависимости от типа бизнеса.
Исключительно важно, чтобы в подготовке договора участвовал профессионал по
франчайзингу.
источник:
Інтернет-сайт «ВЯПат»
полезный материал? Нажмите:
|