Влад Боркус
Как известно, в октябре 2004 г. Счетная палата РФ опубликовала «Анализ
процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации
за период 1993-2003 годы». Документ этот совершенно жуткий с точки зрения
оценки произошедшего в стране. Один из его разделов посвящен итогам приватизации
в оборонном комплексе — наиболее наукоемком на момент распада СССР, и отрывки
из него имеет смысл привести здесь дословно.
«Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и внутреннем
рынках наукоемкой продукции и связанного с этим обвального снижения инвестиций
в науку явилось отсутствие государственной политики в сфере интеллектуальной
собственности и инновационной деятельности в области высоких технологий.
Российская Федерация по-прежнему сохраняет уникальный научно-технический и
образовательный потенциал, однако эффективность его практического использования
явно низка, так как формирование национальной инновационной системы в условиях
рыночной экономики находится в начальной стадии развития.
Проводимая государством политика в этой сфере фрагментарна и несистемна, целостная
нормативно-правовая база инновационной деятельности не сформирована, роль государства
в этих процессах не определена, эффективные механизмы взаимодействия государства
с предпринимательским сектором не созданы.
Это существенным образом отразилось на деятельности научных и научно-производственных
организаций оборонно-промышленного комплекса России. В 90-е годы на предприятиях
существенно сократились количественные показатели изобретательской и рационализаторской
работы, снизилось качество патентно-лицензионной деятельности, на ряде предприятий
подразделения, обеспечивающие эту деятельность, ликвидированы, разрушилась действовавшая
ранее система управления изобретательством.
По экспертным оценкам, с начала 90-х годов в Российской Федерации произошел
спад количества поданных заявок на изобретения на оборонных предприятиях в 10-20
раз. Утрачены кадры патентоведов, не обеспечивается проведение необходимой проверки
создаваемой научно-технической продукции на патентную чистоту и наличие патентоспособных
решений.
Практически не патентуются российские разработки в странах предполагаемого
или осуществляемого экспорта, что могло бы создать для российской стороны весомые
конкурентные преимущества.
Только за первые шесть лет проведения экономических реформ, по оценке Центра
исследований и статистики при Минпромнауки России, эффективность внутренних
затрат в сфере научно-технической деятельности, отнесенных к объему выпускаемой
инновационной продукции, снизилась в 3 раза. Несмотря на отмечаемый в последние
годы рост числа лицензионных соглашений на поставку (экспорт) отечественных
технологий, сальдо платежей по импорту и экспорту продолжает складываться не
в пользу России.
В 90-е годы крупнейшие иностранные производители вооружения, используя правовые
пробелы в регулировании прав государства на результаты интеллектуальной деятельности,
вели беспрецедентную работу по закреплению за собой исключительных прав на изобретения
российских авторов, созданные за счет бюджетных средств. Практически во всех
случаях формула изобретения в нарушение Патентного закона Российской Федерации
передавалась в патентные ведомства иностранных государств, минуя российское
патентное ведомство.
По данным Роспатента, в США запатентованы российские разработки в области электронной,
лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа,
органической химии, медицинской и экологической техники. По экспертным оценкам,
в 1992-2000 гг. только в США зарегистрировано более 1000 патентов на технологии
военного и двойного назначения, где авторами являются российские изобретатели,
а обладателями патентов и, следовательно, исключительных прав — иностранные
юридические и физические лица.
В это же время зарубежные фирмы непосредственно в России активизировали патентование
на свое имя доступных им и не имеющих правообладателя научно-технических разработок
российского оборонного комплекса, особенно в авиационной и ракетно-космической
отраслях промышленности. Сложилась опасная практика, позволяющая блокировать
наиболее перспективные направления развития авиационной техники в России патентами,
оформленными на иностранных юридических и физических лиц.
Так, французская фирма «Эрокоптер Франс» в период с 1993-го по 1998
г. получила 8 патентов Российской Федерации на перспективные технические решения,
используемые в области вертолетостроения. В результате Россия, даже не вступая
в ВТО, может получить претензии по экспортируемой технике военного и двойного
назначения.
Таким образом, к 1998 г. в Российской Федерации сложилась система инициативного
присвоения прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет
средств государственного бюджета, физическими и юридическими лицами, в том числе
иностранными. Меры по пресечению неконтролируемой утечки за рубеж результатов
интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств государственного бюджета,
своевременно не принимались, что нанесло невосполнимый ущерб национальной безопасности
России».
Ни убавить ни прибавить. С этим вот состоянием дел мы идем в ВТО с ее жестокими
правилами игры. Имеются ли хотя бы кадры патентоведов в новых коммерческих структурах,
занимающихся разработками ПО? Немного. Но в целом есть несколько сиюминутное
отношение к этим проблемам — я приводил примеры в одной из колонок в прошлом
году.
источник:
PCWeek/RE, №6/2005
полезный материал? Нажмите:
|