Вино издревле является тем напитком, к качеству которого потребители предъявляют
особые требования. Поражает и разнообразие вкусов у любителей вина. У многих
есть свои любимые сорта, названия. Поэтому и производители выпускают на рынок
самую разнообразную продукцию. В условиях конкуренции и борьбы за потребителей
необходимо прикладывать все усилия, чтобы защитить свое производство от недобросовестной
конкуренции, потому что имидж и неизменное качество в глазах потребителей особенно
важны в винодельческой промышленности.
Одним из важнейших вопросов, связанных с продвижением своего вина и завоеванием
популярности у потребителей, является защита и использование товарных знаков.
В соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров» товарный знак — обозначение, способное отличать
однородные товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров
других. Но многие производители вина понимают сегодня, что обозначения предприятия-производителя
недостаточно для привлечения внимания ко всей продукции, особенно если она разнообразна.
Однако удачный выбор названия предприятия-изготовителя очень важен. Именно это
название является важным элементом имиджа и, несомненно, должно ассоциироваться
с вином. Причем ассоциативная связь с вином у многих изготовителей создается
на основе изменения самого слова «вино»: Vinia, ВИНАП, ЛаВИНА. Существуют
и названия, порождающие иные ассоциации, например, «ЛОЗА», а также
качественные логотипы. Здесь следует сразу обратить внимание читателей, что
исключительные права на обозначения возникают с момента их регистрации в Патентном
ведомстве в качестве товарных знаков (знаков обслуживания). При этом Закон предусматривает
определенные критерии охраноспособности, но о них упомянем ниже.
Несомненно, важнейшим моментом является выбор названий для напитков. Пожалуй,
названия вин имеют даже большее значение, чем общий товарный знак всей продукции
изготовителя, потому что отличают именно конкретный напиток, обладающий оригинальными
вкусовыми качествами и иными свойствами. По названию вина потребитель, попробовав
один раз, сможет в дальнейшем, делать выбор, основываясь на своих вкусовых пристрастиях.
Но словесные обозначения вина должны обладать определенными особенностями. Конечно
же, название должно гармонировать с вином. При этом, поскольку не допускается
реклама вина по телевидению, важны не столько запоминаемость, краткость наименования,
сколько ассоциации, вызываемые им, а это, прежде всего, таинственность, божественность,
душевность (например, «черный лекарь», «старокрещенское»,
«медвежья кровь», «крещение младенца», «молоко любимой
женщины», «арбатское»). Удовлетворив вкусы потребителя, производитель
будет вознагражден тем, что его название запомнят.
В связи с особым значением названия для вина, следует очень внимательно относиться
к вопросам получения исключительных прав на него. В последнее время все больше
получают распространение случаи заимствования конкурентами незарегистрированных
товарных знаков, потому что придумать что-то новое и оригинальное очень сложно.
При этом факт использования «чужого» незарегистрированного товарного
знака, или даже его регистрацию, с юридической точки зрения, нельзя назвать
воровством — закон на стороне того, кто знак зарегистрировал. В некоторых случаях
для защиты своих прав недостаточно даже приоритета, который устанавливается
с момента подачи заявки в Патентное ведомство. До выпуска продукции с хорошим
товарным знаком рекомендуется провести полный предварительный поиск, подать
заявку, а также держать обозначение в секрете.
Необходимость тщательного предварительного поиска может обуславливаться также
заинтересованностью владельца обозначения в получении каких-либо гарантий положительного
решения экспертизы Патентного ведомства (т.е. решения о регистрации). Дело в
том, что экспертиза проводится в течение длительного срока (до 12-15 месяцев),
а наличие тождественных или сходных с заявляемым обозначением знаков, зарегистрированных
или поданных на регистрацию, будет препятствием к его регистрации. В связи с
особенностями названий вин, при установлении наличия сходства следует особое
внимание уделить такому критерию, как сходство по смыслу. Поэтому для проведения
предварительного поиска рекомендуется обращаться к специалисту. Кроме того,
специалист сможет вовремя установить абсолютные основания для отказа в регистрации
обозначения, например, указание названия на свойства, качество вина, на вид
продукции, если название является общепринятым для вина термином или вводит
потребителей в заблуждение.
Следует также избегать использования тех названий, которые в результате долговременного
использования многими производителями потеряли способность отличать однородные
товары, потому что не могут быть зарегистрированы товарные знаки, вошедшие в
результате многократного применения во всеобщее употребление как обозначения
товаров определенного вида, например, «кагор». Такие обозначения вправе
использовать любой производитель, но захочет ли? Ведь обозначения, используемые
всеми, зачастую дискредитируют себя, потому что часть производителей применяют
их для вин невысокого качества. Кроме того, производитель сможет довольствоваться
лишь частью прибыли, пропорциональной общему объему продаж, осуществляемых всеми
изготовителями продукта с неохраняемым товарным знаком.
Нужно обратить внимание читателей, что товарными знаками могут быть любые обозначения,
обладающие различительной способностью и не находящиеся под законодательным
запретом регистрации. Поэтому в качестве товарных знаков выступают этикетки,
кольеретки, рисунки на крышках и пробках, пробки, бутылки оригинальной формы
и даже цвет. И если они представляются коммерчески ценными для производителя,
то требуют регистрации. При создании дополнительных отличий внешнего вида следует
внимательно относиться к вопросу защиты, чтобы не допустить использование третьими
лицами оригинальных решений. Среди винодельческих компаний получило широкое
распространение использование объемных товарных знаков, а именно формы бутылок.
Такие формы могут защищаться также на основе Патентного закона как промышленный
образец.
В настоящее время крупные ликероводочные и винодельческие заводы придают большое
значение оригинальному внешнему виду своей продукции, который позволяет им привлекать
внимание потребителей. Покупая спиртные напитки в такой посуде первый раз, потребитель,
во многих случаях, руководствуется именно ее красотой. Но достижение цели продвижения
продукции на рынке может быть обеспечено с помощью посуды только в том случае,
когда такая посуда является эксклюзивной. Это значит, что обеспечены исключительные
права производителя на оригинальную стеклянную тару. Такие права могут быть
обеспечены институтом права интеллектуальной собственности, а именно институтом
промышленной собственности. Количество поданных заявок на регистрацию объемных
товарных знаков и выданных свидетельств говорит о том, что в ближайшее время
возрастет внимание к качественным и оригинальным образцам бутылок и иной тары.
Развитию рынка способствуют выставки и опыт ликероводочных и винодельческих
заводов, успешно продвигающих свой товар с помощью эксклюзивной посуды.
Название страны, населенного пункта, местности или другого географического
объекта, используемое для обозначения товара с особыми свойствами, которые тесно
связаны с данным географическим объектом, может быть зарегистрировано как наименование
места происхождения товара.
На основании регистрации товарного знака запрещается любое его представление
в России иностранным лицом, если в нашей стране у него есть владелец. В настоящее
время в России при поддержке Роспатента создается специальное подразделение
Федеральной таможенной службы, которое по заявлению владельца будет останавливать
на границе контрафактный товар, маркированный его товарным знаком. В отношении
некоторых товарных знаков, в частности, «Монастырская изба» такая
система уже работает. В свою очередь, российскому экспортеру необходимо быть
уверенным в том, что в стране, в которую вывозится товар, он не нарушит чьи-либо
права на товарный знак. Поэтому винодельческим компаниям, ведущим активную международную
торговлю, необходима защита товарного знака за рубежом. Иначе может сложиться
такая ситуация, с которой столкнулись бельгийские производители водки «Кремлевская»
в России. Это название очень понравилось одному предпринимателю. Он увидел его
на выставке и через некоторое время подал заявку на данный товарный знак в Российское
патентное ведомство. Получив через год с небольшим свидетельство, удостоверяющее
исключительное право пользоваться названием водки «Кремлевская», предприниматель
заявил этот товарный знак в Международное патентное ведомство для 37 стран.
Таким образом, предприниматель получил веские основания для того, чтобы требовать
у руководства бельгийской фирмы, вовремя не защитившей в России свой товарный
знак, пойти на переговоры. Предварительная цена использования товарного знака,
назначенная заявителем, составила 5 миллионов долларов.
В связи с богатыми традициями виноделия и значением уникального вкуса и иных
свойств вина, актуальными являются вопросы, связанные с правовой охраной технологий
производства, устройств, используемых при этом, веществ. На защиту этих объектов
встает Патентный закон РФ. На основании его положений может быть предоставлена
защита составам вкусовых добавок, обладающим новизной, а также технологиям производства
как способам, которые могут улучшать качество, вкус или уменьшать себестоимость,
устройствам как техническим решениям каких-либо конструкторских задач. При этом
выдается патент или свидетельство, удостоверяющие исключительные права. Но следует
иметь в виду, что патентование — это автоматическое раскрытие информации, поэтому
не для всех решений используют патентную защиту. Некоторые объекты интеллектуальной
собственности, которые могут не потерять свою ценность по истечении срока патентной
защиты или которые ценны в силу их неизвестности, оставляют в секрете. Это особенно
важно при решении вопроса о патентовании способа производства вина. Обычно его
защита обеспечивается нормами законодательства о коммерческой тайне. При этом
необходимо, чтобы владелец предпринимал меры к тому, чтобы информация о ней
оставалась неизвестной третьим лицам.
Объектом интеллектуальной собственности винодельческой компании может стать
также какое-либо решение по открыванию бутылок, форма и дизайн оригинальной
упаковки.
Следующий ряд вопросов возникает в случаях передачи исключительных прав другим
лицам. А такие ситуации возникают у винодельческих компаний весьма часто, потому
что зачастую технологию, рецепт и название разрабатывают одни лица (в частности,
авторы-виноделы), а производство или розлив осуществляют другие. Особенно часто
передаются права на товарные знаки. При этом потребитель может даже не заметить,
что название вина сменило владельца. Передача исключительных прав осуществляется
на основе лицензионных договоров или договоров об уступке прав. Такие договора
подлежат обязательной регистрации в Патентном ведомстве. В противном случае
они являются ничтожными. В подавляющем большинстве случаев договора о разрешении
использовать товарный знак (лицензионные) изначально выгодны обеим сторонам.
Лицензиат (получатель разрешения) обретает право использовать зарекомендовавший
себя знак. Лицензиар (владелец) получает вознаграждение и более широкое представление
своего обозначения на рынке. Одним из обязательных условий лицензионного договора
является осуществление контроля за качеством обладателем свидетельства на товарный
знак.
Законодательство о товарных знаках в ряде случаев перекликается с законодательством
о недобросовестной конкуренции, которое запрещает, в частности, использовать
сведения, вводящие потребителей в заблуждение. К таким сведениям могут относиться
обозначения, указывающие на место (район) производства, не соответствующие действительности.
В том случае, если регистрируется этикетка с указанием года основания предприятия,
Патентное ведомство запрашивает документальные подтверждения этого факта.
Таким образом, законодательство предоставляет возможность получения исключительных
прав на различные объекты интеллектуальной собственности и регулирует множество
вопросов. Применительно к коммерческой деятельности, данную отрасль права иногда
называют правом охраны товаров и услуг. Особенно необходимо продуманное отношение
владельца к защите исключительных прав и забота о них при производстве вина,
потому что потребитель никогда не простит производителю того, что принесет домой
или в гости бутылку вина низкого качества с фирменными обозначениями этого производителя.
И поверьте, если используемые Вами результаты умственной деятельности действительно
оригинальны, они будут всегда востребованы третьими лицами и конкурентами.
источник:
Российские сайты
полезный материал? Нажмите:
|