Андрей НАЗАРЕНКО
...
Обязанности сторон
Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя
его репутацию и имидж, а поэтому большинство конечных потребителей идентифицирует
его по своему фирменному стилю и особенностям работы с франчайзером.
Именно поэтому для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия
на общий имидж и рыночную репутацию франчайзинговой сети франчайзер обеспечивает
франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его
деятельности. При этом не нарушается экономическая и юридическая самостоятельность
франчайзи. В целом, во франчайзинговогом соглашении оговариваются обязанности
как франчайзера, так и франчайзи (см. таблицу).
Обязанности сторон
Франчайзера:
передача прав на использование торговой марки;
разработка единой документации и передача пакетов документов, включая описания
ноу-хау, технологий ведения бизнеса, производственных стандартов и секретов;
обеспечение постоянной поддержки на этапе открытия бизнеса (поиск места расположения,
осуществления маркетинговых исследований, покупка и аренда земельных участков,
строительство и аренда зданий, оснащение помещений, разработка концепции и архитектурного
решения, консультация по оформлению франшизной точки, проведение промо-акций,
помощь в подборе персонала и его обучении и т.д.);
обеспечение постоянной поддержки. Франчайзер должен обеспечивать постоянную
поддержку каждому франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении,
проведение рекламной политики и предоставление оперативных услуг по требованию
франчайзера;
заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. Франчайзер, как
правило, имеет возможность вести переговоры с крупнейшими поставщиками сырья
и оборудования на более выгодных условиях. Полученные таким образом скидки позволяют
франчайзи значительно уменьшить свои затраты;
проведение регулярного контроля качества работы франчайзи.
Франчайзи:
выплата первоначального и регулярных взносов;
соблюдение стандартов и технологий франчайзера;
приобретение или аренда оборудования, соответствующего стандартам ведения бизнеса
франчайзера;
обеспечение соответствия качества производимых на основании соглашения товаров,
выполняемых работ или услуг уровню качества, предоставляемого непосредственно
самим франчайзером или стандартам качества, определенным им;
предоставление клиентам всех дополнительных услуг, на которые они могли бы
расчитывать со стороны непосредственно франчайзера;
информирование клиентов наиболее очевидным способом об использовании фирменного
наименования и товарного знака или других способов индивидуализации компании-франчайзера
в рамках франчайзингового соглашения;
неразглашение секретов производства франчайзера и другой полученной от него
информации конфиденциального характера;
предоставление субфранчайзинга, если это предусматривается по франчайзинговому
соглашению;
выполнение разработанных франчайзером программ развития бизнеса.
Цена франчайзинга
Общая цена франшизы включает следующие виды платежей:
начальная плата (паушальный взнос) за получение лицензии на использование торговой
марки и других объектов интеллектуальной собственности франчайзера. Составляет
5-10% от совокупной стоимости создания одной франшизной точки;
периодические (как правило, ежемесячные или еженедельные) отчисления (роялти,
сервисная плата) — в процентах от валового дохода (прибыли, оборота) или в абсолютном
денежном выражении за использование товарного знака, ноу-хау, технологий, а
также за предоставляемую франчайзером техническую и информационную поддержку,
обучение и консалтинг;
плата за рекламу — платежи в общий рекламный фонд франшизной системы (отдельная
строка бюджета франчайзи или элемент платежей роялти);
дополнительные платежи за услуги франчайзера, не предусмотренные франчайзинговым
соглашением.
По данным Международной ассоциации франчайзинга, начальная плата для большинства
франчайзеров находится в диапазоне от $20000 до $28000. Периодические же платежи
франчайзи в среднем варьируются от 3% до 6% от объема продаж.
Эксперты рекомендуют акцентировать внимание на величине совокупных затрат,
необходимых для открытия франшизной точки. Для большинства франчайзинговых сетей
мира этот показатель находится в диапазоне от $20 000 до $1 000 000, в зависимости
от типа франшизы, сферы бизнеса, прав на недвижимость и земельный участок (аренда
или приобретение в собственность). В среднем объем инвестиций, необходимый для
создания
одной франшизной точки, включая стоимость недвижимости, составляет около $320
000.
Плюсы
Франчайзера:
Получение дополнительного дохода при минимальных затратах и инвестициях за
счет расширения производства и/или сбыта товаров (услуг) путем уступки прав
на использование товарного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной
собственности и коммерческой информации;
Обеспечение гарантий получения стабильного дополнительного дохода в виде периодических
платежей, поскольку франчайзи как самостоятельное юридическое лицо непосредственно
заинтересовано в успешном развитии своего предприятия;
Продвижение на рынке товаров (услуг), товарного знака и самой компании за счет
франчайзи;
Увеличение степени контроля на рынке;
Обеспечение возможностей для сбыта товара (услуг) на удаленных территориях;
Осуществление территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции
между франчайзи без нарушения норм антимонопольного законодательства;
Расширение опыта видения бизнеса и изучение рынка на основе обратного потока
информации от франчайзи.
Франчайзи:
Использование на законных основаниях товарного знака и/или торговой марки известной
компании;
Получение доступа к детально разработанной технологии ведения бизнеса, показавшей
на практике высокий уровень эффективности;
Получение постоянной технической, консультативной и финансовой поддержки, как
на этапе развития бизнеса, так и в процессе его функционирования;
Доступ к гарантированной системе поставок;
Сохранение юридической и экономической самостоятельности, а также возможность
самостоятельного принятия управленческих решений;
Значительное экономия средств и времени на рекламе, обучении, маркетинговых
исследованиях, разработки и регистрации собственного товарного знака и торговой
марки, отработки технологии ведения бизнеса, а также на ведение переговоров
и поиске партнеров;
Приобретение определенного уровня защищенности от конкурентов на территории
действия франчайзингового соглашения;
Повышение статуса и новые возможности для ведения бизнеса;
Упрощение доступа к кредитным ресурсам. Франчайзер может выступать в роли гаранта
в кредитных отношениях. Кроме того, финансово-кредитные учреждения более лояльно
относится к кредитованию франчайзи международных компаний, зачастую предоставляя
им финансовые ресурсы на льготных условиях.
Преимущества и недостатки
Популярность франчайзинга объясняется целым рядом преимуществ его использования
как для франчайзера, так и для франчайзи.
Однако, наряду с преимуществами, использование франчайзинга сопровождается
рядом недостатков, именно поэтому специалисты призывают не считать данную технологию
единственным решением всех бизнес-проблем.
Для того, чтобы обезопасить себя от возможных рисков, франчайзеры, как правило,
очень тщательно подходят к процессу отбора франчайзи, предъявляя к потенциальным
покупателям франшизы достаточно жесткие требования. Кроме того, в процессе работы
франчайзеры, как правило, осуществляют детальный мониторинг всей франчайзинговой
сети для определения назревающих проблем и принятия своевременных решений.
В целом, по оценкам экспертов, по сравнению с возможностями и преимуществами
технологии франчайзинга как способа развития бизнеса, его недостатки для франчайзи
настолько незначительны, что большинство малых и средних компаний ими просто
пренебрегают. Основной недостаток, приписываемый франчайзингу — ограничение
свободы франчайзи. Однако он же, по мнению большинства экспертов, является и
преимуществом, поскольку определение законов и правил ведения бизнеса, а также
контроль их надлежащего выполнения обеспечивает высокий уровень эффективности
работы франчайзи в соответствии со стандартами франчайзера. Фактически, франчайзи
рискует только ошибиться в выборе франчайзера, а также в соответствии стратегии
своего развития нормам и ограничениям, связанным с выполнением франчайзингового
соглашения.
Минусы
Франчайзера:
Зависимость эффективности работы от сторонних компаний;
Сложности в разрыве отношений с франчайзи, не выполняющим условия соглашения.
Как правило, франчайзинговый договор предусматривает невозможность для франчайзера
одностороннего расторжения контракта с франчайзи. С этой целью последнего следует
уведомить предварительно (как правило, за шесть месяцев);
Наличие определенных проблем в контроле качества товаров (услуг), предоставляемых
франчайзи, что вызвано его относительной независимостью;
Негативное влияние не эффективных франчайзи на имидж и рыночную репутацию торговой
марки;
Выплата взносов с опозданием или их недоплата. Так как величина платежей роялти,
как правило, определяется как доля от совокупного дохода, оборота или объема
прибыли франчайзи, то последней, пытаясь уменьшить величину выплат, в некоторых
случаях предоставляет неполные или фальсифицированные отчеты;
Вероятность разглашения коммерческой тайны. Франчайзи, получая доступ к коммерческим
секретам и ноу-хау от франчайзера, иногда разглашает подобную информацию, хотя
это и запрещено соглашением;
Выход из франчайзинговой системы эффективных франчайзи, которые, расторгая
контракт с франчайзером для открытия собственного бизнеса, фактически становятся
прямыми конкурентами франчайзера.
Франчайзи:
Ограничения свободы принятия решений;
Невозможность быстрого разрыва франчайзингового договора;
Возможная конкуренция со стороны других франчайзи и непосредственно франчайзера
(для неисключительной франшизы);
Отсутствие поддержки со стороны франчайзера вопреки отговоренным в соглашении
обязательствам;
Зависимость от финансовой стабильности франчайзера;
Риск переоценки позитивности имиджа и перспективности торговой марки и/или
товарного знака франчайзера и т.д...
(продолжение)
полезный материал? Нажмите:
|