На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
В мире зарегистрировано более 30 млн. торговых марок (в Украине — сверх 100 тыс.) и эта цифра увеличивается каждый год почти на миллион
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

2. Франчайзинг: бизнес по чужому рецепту

2004-10-12
Андрей НАЗАРЕНКО

...

Обязанности сторон

Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию и имидж, а поэтому большинство конечных потребителей идентифицирует его по своему фирменному стилю и особенностям работы с франчайзером.

Именно поэтому для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия на общий имидж и рыночную репутацию франчайзинговой сети франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его деятельности. При этом не нарушается экономическая и юридическая самостоятельность франчайзи. В целом, во франчайзинговогом соглашении оговариваются обязанности как франчайзера, так и франчайзи (см. таблицу).

Обязанности сторон

Франчайзера:

передача прав на использование торговой марки;

разработка единой документации и передача пакетов документов, включая описания ноу-хау, технологий ведения бизнеса, производственных стандартов и секретов;

обеспечение постоянной поддержки на этапе открытия бизнеса (поиск места расположения, осуществления маркетинговых исследований, покупка и аренда земельных участков, строительство и аренда зданий, оснащение помещений, разработка концепции и архитектурного решения, консультация по оформлению франшизной точки, проведение промо-акций, помощь в подборе персонала и его обучении и т.д.);

обеспечение постоянной поддержки. Франчайзер должен обеспечивать постоянную поддержку каждому франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении, проведение рекламной политики и предоставление оперативных услуг по требованию франчайзера;

заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. Франчайзер, как правило, имеет возможность вести переговоры с крупнейшими поставщиками сырья и оборудования на более выгодных условиях. Полученные таким образом скидки позволяют франчайзи значительно уменьшить свои затраты;

проведение регулярного контроля качества работы франчайзи.

Франчайзи:

выплата первоначального и регулярных взносов;

соблюдение стандартов и технологий франчайзера;

приобретение или аренда оборудования, соответствующего стандартам ведения бизнеса франчайзера;

обеспечение соответствия качества производимых на основании соглашения товаров, выполняемых работ или услуг уровню качества, предоставляемого непосредственно самим франчайзером или стандартам качества, определенным им;

предоставление клиентам всех дополнительных услуг, на которые они могли бы расчитывать со стороны непосредственно франчайзера;

информирование клиентов наиболее очевидным способом об использовании фирменного наименования и товарного знака или других способов индивидуализации компании-франчайзера в рамках франчайзингового соглашения;

неразглашение секретов производства франчайзера и другой полученной от него информации конфиденциального характера;

предоставление субфранчайзинга, если это предусматривается по франчайзинговому соглашению;

выполнение разработанных франчайзером программ развития бизнеса.

Цена франчайзинга

Общая цена франшизы включает следующие виды платежей:

начальная плата (паушальный взнос) за получение лицензии на использование торговой марки и других объектов интеллектуальной собственности франчайзера. Составляет 5-10% от совокупной стоимости создания одной франшизной точки;

периодические (как правило, ежемесячные или еженедельные) отчисления (роялти, сервисная плата) — в процентах от валового дохода (прибыли, оборота) или в абсолютном денежном выражении за использование товарного знака, ноу-хау, технологий, а также за предоставляемую франчайзером техническую и информационную поддержку, обучение и консалтинг;

плата за рекламу — платежи в общий рекламный фонд франшизной системы (отдельная строка бюджета франчайзи или элемент платежей роялти);

дополнительные платежи за услуги франчайзера, не предусмотренные франчайзинговым соглашением.

По данным Международной ассоциации франчайзинга, начальная плата для большинства франчайзеров находится в диапазоне от $20000 до $28000. Периодические же платежи франчайзи в среднем варьируются от 3% до 6% от объема продаж.

Эксперты рекомендуют акцентировать внимание на величине совокупных затрат, необходимых для открытия франшизной точки. Для большинства франчайзинговых сетей мира этот показатель находится в диапазоне от $20 000 до $1 000 000, в зависимости от типа франшизы, сферы бизнеса, прав на недвижимость и земельный участок (аренда или приобретение в собственность). В среднем объем инвестиций, необходимый для создания

одной франшизной точки, включая стоимость недвижимости, составляет около $320 000.

Плюсы

Франчайзера:

Получение дополнительного дохода при минимальных затратах и инвестициях за счет расширения производства и/или сбыта товаров (услуг) путем уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной собственности и коммерческой информации;

Обеспечение гарантий получения стабильного дополнительного дохода в виде периодических платежей, поскольку франчайзи как самостоятельное юридическое лицо непосредственно заинтересовано в успешном развитии своего предприятия;

Продвижение на рынке товаров (услуг), товарного знака и самой компании за счет франчайзи;

Увеличение степени контроля на рынке;

Обеспечение возможностей для сбыта товара (услуг) на удаленных территориях;

Осуществление территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения норм антимонопольного законодательства;

Расширение опыта видения бизнеса и изучение рынка на основе обратного потока информации от франчайзи.

Франчайзи:

Использование на законных основаниях товарного знака и/или торговой марки известной компании;

Получение доступа к детально разработанной технологии ведения бизнеса, показавшей на практике высокий уровень эффективности;

Получение постоянной технической, консультативной и финансовой поддержки, как на этапе развития бизнеса, так и в процессе его функционирования;

Доступ к гарантированной системе поставок;

Сохранение юридической и экономической самостоятельности, а также возможность самостоятельного принятия управленческих решений;

Значительное экономия средств и времени на рекламе, обучении, маркетинговых исследованиях, разработки и регистрации собственного товарного знака и торговой марки, отработки технологии ведения бизнеса, а также на ведение переговоров и поиске партнеров;

Приобретение определенного уровня защищенности от конкурентов на территории действия франчайзингового соглашения;

Повышение статуса и новые возможности для ведения бизнеса;

Упрощение доступа к кредитным ресурсам. Франчайзер может выступать в роли гаранта в кредитных отношениях. Кроме того, финансово-кредитные учреждения более лояльно относится к кредитованию франчайзи международных компаний, зачастую предоставляя им финансовые ресурсы на льготных условиях.

Преимущества и недостатки

Популярность франчайзинга объясняется целым рядом преимуществ его использования как для франчайзера, так и для франчайзи.

Однако, наряду с преимуществами, использование франчайзинга сопровождается рядом недостатков, именно поэтому специалисты призывают не считать данную технологию единственным решением всех бизнес-проблем.

Для того, чтобы обезопасить себя от возможных рисков, франчайзеры, как правило, очень тщательно подходят к процессу отбора франчайзи, предъявляя к потенциальным покупателям франшизы достаточно жесткие требования. Кроме того, в процессе работы франчайзеры, как правило, осуществляют детальный мониторинг всей франчайзинговой сети для определения назревающих проблем и принятия своевременных решений.

В целом, по оценкам экспертов, по сравнению с возможностями и преимуществами технологии франчайзинга как способа развития бизнеса, его недостатки для франчайзи настолько незначительны, что большинство малых и средних компаний ими просто пренебрегают. Основной недостаток, приписываемый франчайзингу — ограничение свободы франчайзи. Однако он же, по мнению большинства экспертов, является и преимуществом, поскольку определение законов и правил ведения бизнеса, а также контроль их надлежащего выполнения обеспечивает высокий уровень эффективности работы франчайзи в соответствии со стандартами франчайзера. Фактически, франчайзи рискует только ошибиться в выборе франчайзера, а также в соответствии стратегии своего развития нормам и ограничениям, связанным с выполнением франчайзингового соглашения.

Минусы

Франчайзера:

Зависимость эффективности работы от сторонних компаний;

Сложности в разрыве отношений с франчайзи, не выполняющим условия соглашения. Как правило, франчайзинговый договор предусматривает невозможность для франчайзера одностороннего расторжения контракта с франчайзи. С этой целью последнего следует уведомить предварительно (как правило, за шесть месяцев);

Наличие определенных проблем в контроле качества товаров (услуг), предоставляемых франчайзи, что вызвано его относительной независимостью;

Негативное влияние не эффективных франчайзи на имидж и рыночную репутацию торговой марки;

Выплата взносов с опозданием или их недоплата. Так как величина платежей роялти, как правило, определяется как доля от совокупного дохода, оборота или объема прибыли франчайзи, то последней, пытаясь уменьшить величину выплат, в некоторых случаях предоставляет неполные или фальсифицированные отчеты;

Вероятность разглашения коммерческой тайны. Франчайзи, получая доступ к коммерческим секретам и ноу-хау от франчайзера, иногда разглашает подобную информацию, хотя это и запрещено соглашением;

Выход из франчайзинговой системы эффективных франчайзи, которые, расторгая контракт с франчайзером для открытия собственного бизнеса, фактически становятся прямыми конкурентами франчайзера.

Франчайзи:

Ограничения свободы принятия решений;

Невозможность быстрого разрыва франчайзингового договора;

Возможная конкуренция со стороны других франчайзи и непосредственно франчайзера (для неисключительной франшизы);

Отсутствие поддержки со стороны франчайзера вопреки отговоренным в соглашении обязательствам;

Зависимость от финансовой стабильности франчайзера;

Риск переоценки позитивности имиджа и перспективности торговой марки и/или товарного знака франчайзера и т.д...


(продолжение)

полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100