Андрей НАЗАРЕНКО
По данным Международной ассоциации франчайзинга, средняя рентабельность инвестиций
за первые 10 лет работы для обычных независимых предприятий составляет около
300%, для компаний же, работающих в рамках франчайзинговых соглашений, — более
600%. Из всех создающихся в мире независимых компаний в течение 3-х лет в среднем
около 90% прекращают свое существование, для франчайзинговых же компаний доля
банкротов в первые 3 года составляет менее 10%. В целом, за последние пять лет
в мире менее 8% франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными.
Если во всем мире франчайзинг уже давно стал неотъемлемым атрибутом экономики
(по оценкам экспертов, в развитых странах мира более 40% всех продаж осуществляется
через франчайзинговые сети), то в Украине эта бизнес-технология только начинает
находить своих приверженцев. Активно развивается внутрений франчайзинг, представляющий
собой достаточно специфический сплав зарубежных франчайзинговых технологий и
отечественных подходов к ведению бизнеса и менталитета в общем. Большинство
зарубежных компаний все еще предпочитает обеспечивать присутствие на украинском
рынке собственными силами, вкладывая значительные средства в новое строительство
и приобретая функционирующие объекты (как правило, торговой недвижимости), или
выступая арендатором соответствующих помещений. Однако в последние годы международые
компании начинают проявлять значительный интерес к сотрудничеству с украинсками
партнерами на основе франчайзинга, при котором бо’льшая часть капитальных затрат
осуществляется местной стороной. Отечественные бизнесмены со своей стороны также
приходят к осознанию всех преимуществ использования известной торговой марки
и отработанной технологии ведения бизнеса международных компаний.
В целом, франчайзинг как составляющая экономики Украины находится на начальном
этапе развития. По данным Ассоциации франчайзинга Украины, в нашей стране на
сегодняшний день функционирует около 100 франчайзинговых сетей (для сравнения:
в США их количество составляет более 1500, во Франции — более 750, в Польше — около 140). И хотя успешные примеры использования франчайзинга в Украине остаются
достаточно редкими, в последние несколько лет их количество начало постепенно
увеличиваться. В то же время эксперты отмечают, что развитие франчайзинга в
Украине сдерживается целым рядом факторов, основными из которых являются: несовершенство
законодательной базы, отсутствие у отечественных предпринимателей опыта работы
в рамках франчайзинга, недобросовестное отношение к выполнению договорных обязательств
и чужой интеллектуальной собственности, низкий уровень развития банковского
кредитования и так далее.
Франчайзинг как форма отношений
Термин «франчайзинг» произошел от французского слова «franchise»,
означающего «льгота, привилегия, освобождение от налога или взноса».
Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной
собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми
компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер),
располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой,
фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями,
опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне
(франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.
Фактически, франчайзинг — это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец
(франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право
на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи
продавать эти товары или услуги:
с соблюдением определенных качественных характеристик;
с применением обусловленных технологий;
по разработанной схеме;
в четко установленном месте;
под определенным товарным знаком.
В обмен на часть прибыли и независимость франчайзи получает достаточно известный
товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий
и ноу-хау.
Одним из ключевых понятий в системе франчайзинговых отношений является франшиза
(франчайзинговый пакет). Под ним понимается полная бизнес-система, включая пособия
по ведению работ, программное обеспечение, документацию и другие материалы,
которую франчайзер передает франчайзи. Наличие франшизы позволяет последнему
работать достаточно эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и
знаний в соответствующей сфере бизнеса.
Виды франчайзинга
Характер отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит
от вида франчайзингового соглашения.
В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится
на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной
территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на
определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного
франчайзера.
Как правило, крупные международные франчайзеры используют следующую схему развития
франчайзинговой сети в той или иной стране: на первом этапе создается собственное
представительство, которое в течение нескольких лет, наряду с изучением рынка,
осуществляет основную деятельность с использованием стандартных подходов, тем
самым апробируя его в новых условиях и, если это необходимо, адаптируя. Если
в результате делается вывод о соответствии бизнес-подхода компании условиям
рынка и о готовности местных компаний работать по франшизе, представительство
начинает осуществлять поиск и отбор франчайзи, в полной мере обеспечивая поддержку
и контроль их деятельности без привлечения головного офиса.
В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие
виды франчайзинга:
производственный;
товарный;
сервисный;
франчайзинг бизнес-формата.
В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа
на льготных условиях специального оборудования для производства определенной
продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования
к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства
и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования
защищенных патентами технологий и торговой марки.
Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных
технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом
франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология
производства которых не разглашается.
В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных
напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции
таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsico и другие, осуществляют свою
деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает
франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет
готовую продукцию среди местных дилеров.
Производственный франчайзинг имеет много общих черт с лицензионным соглашением.
Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями,
работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется
с ним и является представителем его товаров (услуг).
При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера
товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает
крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное
обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых
может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер
поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для
продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках
соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии
продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как
правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства
объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой,
предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.
В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей степени выгоден
франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение
сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный
франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных
и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.
В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, заинтересованный в обеспечении
единства сервисной и торговой политики, проводимой под одной торговой маркой,
кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет
передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все
аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез
двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается
в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида
деятельности под торговой маркой франчайзера.
Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг
бизнес-формата. При этом франчайзер, кроме прав на использование товарного знака,
передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг
бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих
аренде торговой марки документов — так называемого brand-book, включающего в
себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы
с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон
арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения
мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной
политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером
и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях,
как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald’s, франшизные точки
обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу
в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее.
Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко.
К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald’s напитки,
содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в
меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной
культуры.
К примеру, в США, по оценкам экспертов, на сегодняшний день франчайзинг бизнес-формата
составляет около 75% от общего количества франчайзинговых соглашений...
(продолжение)
полезный материал? Нажмите:
|