Сергей Хлебников
Вложение финансовых средств в бренд может быть неоправданным в случае, если
бренд тесно связан с местом происхождения товара. Проблему анализирует юрист
юридической фирмы «Магистр&Партнеры» Сергей Хлебников.
Субъекты хозяйствования в своем большинстве уже осознали, что укрепить позиции
на рынке можно благодаря эффективному использованию интеллектуальной собственности.
Но при этом сама интеллектуальная собственность как составляющая бизнеса воспринимается
предпринимателями в значительно более узкой форме, чем она существует на самом
деле. Бизнесмены прежде всего увлечены созданием, «раскруткой» и защитой
своих брендов. При этом они зачастую не учитывают тот факт, что возможность
защитить свой бренд путем регистрации торговой марки потенциально не избавляет
их от всех проблем. Например, от проблемы, связанной с частичным совпадением
режимов охраны торговой марки и квалифицированного указания происхождения товара.
В результате одно и то же слово или словосочетание (обозначение) может быть
зарегистрировано и как торговая марка, и как квалифицированное обозначение происхождения
товара. То есть потенциально может возникнуть конфликт между режимами охраны
двух видов интеллектуальной собственности.
В группу финансового риска в этом случае могут попасть в первую очередь все
производители и дистрибьюторы продукции, которая наделена специфическими качествами
благодаря месту своего происхождения. Наиболее часто под такой продукцией понимаются
вина, коньяки, минеральные воды, но в принципе перечень намного шире.
Как не «подставить» бренд
Рассмотрим два случая. В первом — лицо подает заявку на регистрацию торговой
марки, где фигурирует наименование, которое уже зарегистрировано как квалифицированное
указание происхождения товара. В этом случае будет применено предписание части
3 ст. 6 Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». А именно:
«Не могут охраняться как знаки обозначения, являющиеся тождественными или
схожими настолько, что их можно спутать с ... квалифицированными указаниями
происхождения товаров (в т. ч. спиртов и алкогольных напитков), которые охраняются
в соответствии с Законом Украины «Об охране прав на указания происхождения
товаров». Данные обозначения могут быть только неохраняемыми элементами
знаков лиц, которые имеют право пользоваться указанными обозначениями».
Иными словами, шансы зарегистрировать такую торговую марку есть, если тождественное
или схожее до степени смешения квалифицированное указание происхождения товара
выступает только как элемент такой торговой марки. При этом главным является
то, что данный элемент все равно не будет охраняться как торговая марка ни при
каких условиях. Кроме того, в части 6 ст. 16 «Об охране прав на знаки для
товаров и услуг» прямо сказано, что «исключительное право собственника
свидетельства (на знак для товаров и услуг) запрещать другим лицам использовать
без его согласия зарегистрированный знак не распространяется на использование
квалифицированного указания происхождения товара.
Теперь рассмотрим второй случай, когда подается заявка на регистрацию квалифицированного
указания происхождения товара (обозначения), которое зарегистрировано как торговая
марка. Это означает, что действовать будет норма, зафиксированная в ст. 8 Закона
«Об охране прав на указания происхождения товаров»: «... не может
быть основанием для отказа в предоставлении правовой охраны заявленному названию
места происхождения или заявленному географическому указанию происхождения товара
зарегистрированный в Украине знак для товаров и услуг, который состоит только
из обозначения или содержит в себе заявленное обозначение как элемент».
Таким образом, регистрация торговой марки не является препятствием для регистрации
аналогичного квалифицированного указания происхождения товара. А это в свою
очередь лишает любого собственника свидетельства на знак для товаров и услуг
права запрещать другим лицам использовать идентичную или схожую до степени смешения
с квалифицированным указанием происхождения товара торговую марку.
Фактически в обоих рассмотренных случаях бренд может существенно пострадать.
А потому перед тем, как вкладывать деньги в раскрутку бренда, компании должны
оценить финансовые риски, которые связаны с возможностями их конкурентов или
просто третьих лиц зарегистрировать аналогичные квалифицированные обозначения
происхождения товара относительно соответствующей продукции. При оценке рисков
необходимо принимать во внимание следующие факторы:
1) насколько сложно зарегистрировать квалифицированное указание происхождения
товара;
2) кто имеет право зарегистрировать квалифицированное указание происхождения
товара;
3) на какой срок можно зарегистрировать квалифицированное указание происхождения
товара.
На сегодняшний день существуют и действуют все необходимые нормативно-правовые
акты для регистрации квалифицированного указания происхождения товара. Процедура
регистрации детально прописана в «Правилах составления, подачи и проведения
экспертизы заявки на регистрацию квалифицированного указания происхождения товара
и/или права на использование зарегистрированного квалифицированного указания
происхождения товара» (утверждены приказом Министерства образования и науки
Украины от 17.08.2001 г.). Согласно Правилам, наиболее принципиальные требования
для регистрации, о которых идет речь — это подача документа, подтверждающего,
что заявитель производит товар, для которого просит зарегистрировать НМП или
ГУП этого товара и/или право на использование зарегистрированного соответственного
квалифицированного указания происхождения товара. А также выводы специально
уполномоченного органа о том, что особенные свойства, определенные качества
или иные характеристики товара, указанные в заявке, объективно обусловлены или
связаны с природными условиями и/или человеческим фактором указанного географического
места изготовления товара. Для регистрации необходим и вывод специально уполномоченного
органа в отношении границ географического места изготовления товара, с которым
связаны особенные свойства, определенные качества или иные характеристики товара
согласно распоряжению КМУ от 23 апреля 2001 г. №149-р «О специально уполномоченных
органах для определения и контроля особенных качеств и иных характеристик товаров».
Право на регистрацию квалифицированного указания происхождения товара согласно
ст. 9 Закона «Об охране прав на указания происхождения товаров» имеют:
«а) лицо или группа лиц, которые в заявленном географическом месте производят
товар, особенные качества, определенные характеристики, репутация или иные характеристики
которого связаны с географическим местом;
б) ассоциации потребителей;
в) учреждения, которые имеют непосредственное отношение к производству или
изучению соответствующих продуктов, технологических процессов или географических
мест».
Кроме того, важно обратить внимание, что наряду с регистрацией квалифицированного
указания происхождения товара существует также регистрация права на использование
квалифицированного указания происхождения товара. Основная разница между ними
в том, что первое лицо, которое подало заявление, регистрирует на себя именно
указание происхождения. А другие лица уже после этого регистрируют право на
использование такого указания. Объем прав при обеих регистрациях не отличается.
Количество регистраций права на использование квалифицированного указания происхождения
товара не ограничено, если все требования для регистрации соблюдены. Этот постулат
подтверждается частью 2 ст. 17 Закона «Об охране прав на указания происхождения
товаров», в которой сказано: «Регистрация права на использование квалифицированного
указания происхождения товара не ограничивает прав других лиц на регистрацию
их прав на его использование».
Что касается срока, то в ст. 6 вышеупомянутого закона сказано: «Законом
предоставляется правовая охрана квалифицированным обозначениям происхождения
товаров на основании их регистрации, которая действует бессрочно с даты регистрации».
Для сравнения: срок охраны торговой марки составляет 10 лет с даты подачи заявки
и может быть продлен каждый раз на 10 лет по требованию собственника свидетельства.
Все рассмотренные выше факторы ставят под угрозу бренд, содержащий в себе элементы
указания происхождения продукции, сильно его ослабляя. Особенно негативное влияние
на бренд может оказать то, что фактически неограниченное количество лиц могут
найти возможности для его использования на законных основаниях и на неограниченный
срок. Таким образом, чтобы не заниматься расточительством — не вкладывать большие
деньги в потенциально слабый бренд, необходимо изучать фактическую сторону дела,
связанную с квалифицированным указанием происхождения товаров, насколько возможно
детально.
Одно и то же слово или словосочетание зачастую может быть зарегистрировано дважды.
Согласно ст. 1 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»
(от 15.12.93 г.), «знак [для товаров и услуг] — обозначение, по которому
товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц». В
соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об охране прав на указания происхождения
товаров» (от 16.06.99 г.) «квалифицированное указание происхождения
товара — термин, который охватывает (объединяет) такие термины: название места
происхождения товара, географическое указание происхождения товара. Название
места происхождения (НМП) товара — название географического места, употребляющееся
для обозначения товара, который происходит из указанного географического места
и имеет особенные качества, исключительно или главным образом обусловленные
характерными для данного географического места природными условиями или соединением
этих природных условий с характерным для данного места человеческим фактором.
Географическое указание происхождения (ГУП) товара — название географического
места, употребляющееся для обозначения товара, который происходит из этого географического
места и имеет определенные качества, репутацию или иные характеристики, в основном
обусловленные характерными для данного географического места природными условиями
или человеческим фактором или соединением этих природных условий и человеческого
фактора».
полезный материал? Нажмите:
|