Елена СЕРЕДА
Всенародное достояние пустили в тираж: у «Медовой с перцем» от Nemiroff появились
двойники. И даже тройники. И даже… Одним словом, шесть компаний-собратьев по
алкогольному рынку решили не мудрствовать лукаво, а лукаво поступили — назвали
свою продукцию в честь сладко-горькой немировской водки. Так повелось, что хорошие
идеи у нас не залеживаются. Их пробуют на вкус, прикидывают на глаз, примеряют
на себя. А то и берут поносить. Вот и с «Медовой с перцем» так: взяли и теперь
по эксклюзивной выкройке шьют ширпотреб и вешают на него фирменный лейбл. Очень
может быть, что качественно шьют — спорить не будем. А лучше спросим у подражателей:
раз уже родили свое дитя, чего ради ему давать соседскую фамилию? К тому же,
такую фамилию еще заслужить надо…
Чудо водочной техники, «Медовую с перцем», придумали еще в апреле 1998 года
— выходит, нынче она пятилетний юбиляр. Заправить перец медом догадался директор
Немировского спиртзавода Степан Глусь: «Тогда, в 1998 году мы были на конференции
в Болгарии: пили вино, а говорили, само собой, о водке — и ко мне тогда пришла
идея». Вернулись, попробовали сделать — понравилось. Три месяца выверяли вкус,
рассчитывали рецептуру и выдали на-гора то, что никому доселе и в голову не
приходило — эксперты концерна «Укрспирт» подтвердили, что компания сделала нечто
действительно не имеющее аналогов.
Nemiroff тут же подал заявку на регистрацию по полной программе: на рецептуру,
этикетку, брэнд. С последним, правда, вышла закавыка: слова, из которых сложено
название, сочли общеупотребительными, и охранного документа не дали. Президент
компании Nemiroff Яков Грибов понимает: за этот пунктик наверняка зацепятся
конкуренты, доказывая свою правоту. Но если этот пунктик положить на одну чашу
весов, а все остальные охранные документы — на другую, Nemiroff явно в перевесе.
Во-первых, на его стороне закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».
Во-вторых, еще во времена Советского Союза Украина присоединилась к Парижской
конвенции об охране промышленной собственности, изданной 20 марта 1883 года.
В-третьих, компания владеет свидетельством на товарный знак, полученным еще
15 марта прошлого года. Арбитром в споре выступит Антимонопольный комитет —
сюда «немировцы» обратились с заявлением: ждут расследования, защиты и справедливого
вердикта.
«Это не просто столкнулись на рынке интересы конкурентов — накануне вступления
Украины во Всемирную торговую организацию нарушаются нормы международного права,
принципы защиты интеллектуальной собственности», — заявляет Яков Грибов. Тут
возразить трудно: недобросовестная конкуренция не добавляет положительных штрихов
к проевропейскому образу Украины. «Медовая с перцем», наоборот, в Европу уже
интегрировалась и живет там припеваючи. Да разве только в Европе? Страны Содружества,
Прибалтики давным-давно ее уважают. Давеча вот Соединенные Штаты привет прислали.
В виде регистрационного документа: теперь родимая Honey Pepper в Америке не
просто временный жилец, а напиток в законе. И в Мексике немировскую водку пьют,
причем дамы, причем с удовольствием, да еще и украинской текилой называют —
острая потому что, как все мексиканское. В общем и целом, сейчас Nemiroff дожидается
охранных документов на «Медовую с перцем» из 70 с лишним стран, 19 держав уже
признали права целиком и полностью.
Выходит, только в своем отечестве нет пророка? Яков Грибов с прогнозами не
торопится, потому что понимает: дело будет не простое — месяцы, а то и годы
пройдут в расследованиях и тяжбах. Возьмите для примера «Столичную»: марку еще
в 60-х годах прошлого века придумали, а запатентовали только через тридцать
лет! Как ожидается, в деле «Медовой с перцем» конкурентам прикажут потесниться
— как минимум, убрать водку-клон с прилавков. «Как максимум» президент компании
предсказывать не берется — поживем — увидим: могут быть суды, а можно и договориться
по-товарищески. К слову, Nemiroff будет защищать свои права не только в Украине
— очень скоро он собирается обратиться в суд Латвии — здесь «Медовая с перцем»
уже защищена охранными документами. Две латышские компании назвали свою продукцию
«Украинская горилка «Медовая с перцем», и это тоже нарушение.
Вряд ли верится, что конкуренты отдадут без боя лакомый кусочек славы, завоеванной
«немировским» брэндом. «Когда продукт стал успешным и рынок почувствовал это,
всегда найдутся те, кто с радостью к этому успеху присоединится: брэнд начал
стоить денег, в него уже вложено более 10 млн., и цена продолжает расти, — рассуждает
г-н Грибов. — Мы не только придумали нечто новое, но и вывели продукт на рынок,
из года в год его продвигаем — и получаем из рук конкурентов свою же марку.
Страдает в первую очередь потребитель: это распыляет его внимание, внушает недоверие
к нам». Больше всего «немировцы» волнуются за то, что ценители крепких напитков
разочаровываются в качестве. Совсем необязательно, что «ЛжеМедовая с лжеперцем»
невкусная или замешана на техническом спирте — конкуренты тоже стараются марку
держать, пусть и не свою. Дело ведь в том, что по рецептуре дубликат «Медовой
с перцем» — это как морская свинка: и не свинка, и не морская. Рецепт запатентован
один, делает по нему водку лично автор и разработчик — будьте добры считаться.
Хорошенькое было бы дело, если бы «жигули» взяли и переименовали в «мерседесы»
только потому, что «немцы» лучше расходятся на мировом рынке!
Пока суд да дело, пока Антимонопольный комитет лишь готовится приступить к
делу, Nemiroff продолжает борьбу на других участках фронта, расходуя при этом
немалые средства. Бороться приходится не только с нечестными конкурентами, но
и с откровенными фальсификаторами — в них на нашем ликероводочном рынке никогда
недостатка не было. Как они работают? Берут тару, лепят новую этикетку, навинчивают
новую крышечку — и на рынок. «Что нужно для того, чтобы бутылку нельзя было
использовать дважды? Очень просто: испортить бутылку заранее!», раскрывает секреты
президент компании. Так и сделали: и на бутылку, и на колпачок лазером нанесли
дату и время изготовления — с точностью до минуты. Выходит, для каждой бутылки
существует один-единственный колпачок. Такой крупной компании, как Nemiroff,
лазерные принтеры вполне по карману, а маломощным поддельщикам — нет. И это
свое ноу-хау Nemiroff обязательно запатентует. И бороться с фальсификаторами
будет с двух сторон одновременно: во-первых, контролировать тех, кто пользуется
подобными методами защиты; а во-вторых, давать потребителю уверенность, что
тот приобретает действительно оригинальный продукт, произведенный Nemiroff.
Но это начало совершенно другой истории…
А решение проблемы «Медовой с перцем» ждет своего часа: рано или поздно защитой
интеллектуальной собственности государству придется заниматься. В свете принятых
решений о вступлении в ВТО это время приближается быстрее, чем кому-то хотелось
бы. Итак, на водочном рынке движение началось. Какой рынок будет следующим?
источник:
«Дзеркало тижня», № 14 (439), 2003
полезный материал? Нажмите:
|