Кирилл МАКАРЧУК
Право интеллектуальной собственности существует в различных формах:
- право на наименование возникает с момента первого коммерческого использования
наименования бизнеса и служит для различения владельца от конкурентов.
- право на изобретение охраняется патентом. Владелец патента может использовать
защищенное патентом изобретение в собственном производстве или для выдачи
лицензий.
- право на промышленный образец (дизайн) включает в себя защиту формы, конфигурации
или орнамента относящегося к изделию. Регистрация дает право предотвращать
производство конкурентами изделий аналогичного дизайна. Право на регистрацию
привносит элемент новизны. Право на промышленный образец часто применяется
в производстве упаковки.
- торговая марка — это изображение, набор символов или слово, которые используются
для различения товаров и услуг. Зарегистрированная торговая марка может быть
продана или предоставлена в пользование другим лицам.
- лицензия — договор, по которому лицензиар предоставляет другому лицу право
использовать объект интеллектуальной собственности в обмен на компенсацию
в форме платежей роялти.
- франшиза представляет собой соглашение об использовании наименования и торговой
марки лицензиара в обмен на уплату вознаграждения — роялти. Такое соглашение
может включать в себя необходимость приобретения продуктов и услуг у франчайзера.
Классический пример франшизы — сеть «Kodak».
- «Ноу-хау» — это термин для обозначения информации, относящейся
к технологии, которая может быть изложена на бумаге или другом материальном
носителе. В соответствии со статьей 12 международных конвенций следующих моделей
ОЭСР определение роялти включает в себя «ноу-хау».
- авторское и смежные права (копирайт) — это эксклюзивное право на использование
и определенные действия в отношении литературных художественных, музыкальных,
других оригинальных произведений и компьютерных программ. Роялти возникают,
когда автор, исполнитель или издатель владеет правами на произведение и предоставляет
право на его использование третьим лицам.
Какая связь между интеллектуальной собственностью и налогообложением? Для интеллектуальной
собственности существует определенное исключение, которое делает ее интересным
инструментом международного налогового планирования. Интеллектуальная собственность,
будь то патент, торговая марка или что-либо еще, представляет собой капитал,
а капитал производит прибыль. Таким образом, перемещение этого капитала в низконалоговую
юрисдикцию может значительно снизить уровень налогообложения доходов компании.
Поскольку большинство офшорных зон не имеет налоговых соглашений с развитыми
странами, что при выплате роялти на офшорную компанию в стране, откуда выплачивается
доход, взимается налог у источника. В определенных случаях уплаты налога можно
избежать или уменьшить его ставку, если в схеме в качестве транзитного элемента
использовать компанию из налогооблагаемой страны, с которой имеется налоговое
соглашение. В этом случае офшорная компания, владелец интеллектуальной собственности,
передает лицензию на ее использование транзитной компании, а та уже выдает сублицензию
конечному пользователю.
источник:
«OFFSHORE journal», N5, 2004
полезный материал? Нажмите:
|