Всемирная организация интеллектуальной собственности
(см. начало)
...
Очень часто МСП не оценивают должным образом стоимость интеллектуальной собственности
(ИС) и недооценивают ее потенциал в плане предоставления возможностей для получения
в будущем прибыли. Однако, когда ИС находится под правовой охраной и имеется
спрос на продукцию и/или услуги, охраняемые на рынке правами интеллектуальной
собственности, интеллектуальная собственность может стать ценным деловым активом.
- ИС может принести доход вашему МСП благодаря лицензированию, продаже или
коммерциализации продуктов и услуг, охраняемых правами интеллектуальной собственности,
что может существенно увеличить долю вашего предприятия на рынке и увеличить
чистую прибыль.
- Права ИС могут повысить стоимость или ценность вашего МСП в глазах инвесторов
и финансовых учреждений.
- В случае продажи, слияния или приобретения активы ИС могут существенно повысить
стоимость вашего предприятия и зачастую могут быть главными и единственными
истинно ценными активами.
Поэтому стратегическое использование активов ИС может существенно повысить
конкурентоспособность вашего МСП. МСП должны убедиться в том, что они готовы
противостоять имеющимся проблемам и принять меры для использования своей ИС
и возможной ее охраны. Подобно материальным активам, активы ИС должны приобретаться
и сохраняться (см. «Как может ваше МСП получить и сохранить охрану интеллектуальной
собственности»), учитываться, оцениваться, находиться под пристальным контролем
и аккуратно управляться с тем, чтобы можно было эффективно задействовать их
стоимость («Управление активами интеллектуальной собственности вашего МСП»).
Но прежде чем сделать это МСП должны признать ценность ИС и рассматривать ее
как ценный деловой актив.
Интеллектуальная собственность как деловой актив
В общем плане активы предприятия могут быть разделены на две категории: материальные
активы — включая здания, оборудование, финансовые активы и инфраструктуру — и нематериальные активы — начиная от «человеческого» капитала и ноу-хау
до идей, клейма, дизайнов и других неосязаемых результатов творческой и инновационной
деятельности компании. Традиционно, материальные активы составляют основную
часть стоимости компании и считается, что именно они в значительной степени
определяют конкурентоспособность предприятия на рынке. В последние годы ситуация
в этом вопросе существенно изменилась. Все в большей степени и главным образом
в результате революции в области информационных технологий и роста сектора услуг
компании осознают, что нематериальные активы часто приобретают большую ценность,
чем материальные активы.
Короче говоря, мощное программное обеспечение и новаторские идеи все в большей
степени заменяют огромные склады и фабрики в качестве основного источника дохода
для большой и все возрастающей доли предприятий в мире. И даже в тех секторах,
где традиционная технология производства остается доминирующей, постоянное новаторство
и не прекращающийся творческий процесс становятся ключевыми для обеспечения
большей конкурентоспособности предприятия на жестких конкурентных рынках как
внутри страны, так и на международном уровне. Поэтому нематериальные активы
привлекают все большее внимание предприятий и МСП должны стремиться к лучшему
использованию своих нематериальных активов.
Одно из важнейших направлений в усилиях по обеспечению этого — это правовая
охрана нематериальных активов и, в тех случаях, когда они отвечают критерию
охраны интеллектуальной собственности, приобретение и сохранение прав ИС. Права
ИС могут приобретаться в частности для следующих категорий нематериальных активов:
- Новаторские продукты и процессы (с помощью патентов и полезных моделей);
- Культурные, художественные и литературные произведения, включая также в
большинстве стран компьютерное программное обеспечение и подборки данных (с
помощью охраны авторских и смежных прав);
- Художественные дизайны, включая дизайны текстиля (с помощью прав на промышленные
образцы);
- Отличительные знаки (главным образом с помощью охраны товарных знаков, включая
коллективные и сертификационные знаки, но в некоторых случаях с помощью географических
указаний; см. ниже);
- Микросхемы (с помощью охраны топологии интегральных микросхем);
- Наименования для товаров данного качества или репутации, относимых на счет
географического происхождения (с помощью охраны географического указания);
и
- Промышленные секреты (с помощью охраны неразглашенной информации коммерческого
характера).
Охрана интеллектуальной собственности как капиталовложение
Правильное размещение капиталовложений исключительно важно для повышения рыночной
стоимости вашего МСП. Капиталовложения в оборудование, собственность, разработку
продукции, маркетинг и исследования могут существенно укрепить финансовое положение
вашей компании, расширив ее базу активов и повысив будущую производительность.
Приобретение интеллектуальной собственности может иметь такой же эффект. Стоимость
вашей компании на рынке оценивается с учетом ее активов, текущих деловых операций
и ожидаемой прибыли. На прогнозы в отношении будущей прибыли существенное значение
может оказать приобретение ключевых патентов. Имеются многочисленные примеры
МСП, которые очень быстро повысили свою рыночную стоимость после приобретения
важных патентов в ключевых технологиях.
Подобным образом хороший товарных знак с хорошей репутацией среди потребителей
может также повысить нынешнюю стоимость вашей компании и внести решающий вклад
в обеспечение большей привлекательности для потребителей продукции и услуг вашей
компании. Поэтому капиталовложения в создание ценного портфеля ИС являются не
просто мерой защиты от потенциальных конкурентов. Именно таким путем можно повысить
рыночную стоимость вашей компании и поднять прибыльность в будущем.
Стоимость активов интеллектуальной собственности
Важной особенностью правовой защиты интеллектуальной собственности является
тот факт, что она превращает нематериальные активы в исключительные права собственности,
пусть даже на ограниченный период времени. Она позволяет вашему МСП предъявлять
свое право собственности на нематериальные активы и эксплуатировать их в максимальной
степени. Короче говоря, охрана ИС делает нематериальные доходы «немного
более материальными», превращая их в ценные исключительные активы, которые
часто могут стать объектом торговли на рынке.
Если новаторские идеи, творческие образцы и фабричные марки вашего МСП не охвачены
охраной с точки зрения прав ИС, то тогда они могут свободно и на законном основании
использоваться без каких-либо ограничений любым другим предприятием. Однако,
если они охраняются правами ИС, они приобретают конкретную стоимость для вашего
предприятия, поскольку они становятся правами собственности, которые не могут
быть пущены в оборот или использоваться без вашего разрешения.
Все чаще инвесторы, брокеры на рынке акций и финансовые консультанты осознают
эту реальность и дают более высокую оценку активам ИС. Предприятия во всем мире
все чаще признают ценность своих активов ИС и иногда включают их в свою балансовую
ведомость. Многие предприятия, включая МСП, стали проводить периодическую инвентаризацию
технологий и интеллектуальной собственности. В ряде случаев предприятия понимают,
что фактически их активы ИС стоят больше, чем их материальные активы. Это часто
относится к компаниям, действующим в наукоемких и инновационных секторах, или
к компаниям, обладающим хорошо известной фабричной маркой.
Инвентаризация вашей интеллектуальной собственности
Один из способов, с помощью которого ваше МСП может приобрести лучшие возможности
для того, чтобы превратить в капитал потенциальные преимущества своих активов
ИС и извлечь из них всевозможную пользу — это провести инвентаризацию ИС. В
идеальном случае это должно быть сделано профессиональными экспертами в области
ИС, но зачастую предварительную инвентаризацию ИС могут провести сотрудники
вашей компании. Этот процесс подразумевает идентификацию, контроль и оценку
активов ИС вашего МСП с тем, чтобы вы могли убедиться, что используете ее на
сто процентов. Предпринимая такой шаг, ваше МСП сможет принять информированное
решение, когда встанет вопрос о:
- Приобретении активов ИС — Знания об интеллектуальной собственности вашей
компании и о ее ценности помогут вам, когда вы будете принимать решение о
том, какой вид прав ИС необходимо приобретать и сохранять и как лучше управлять
активами ИС вашего МСП (см. «Как может ваше МСП получить и сохранить
охрану интеллектуальной собственности?» и «Управление активами интеллектуальной
собственности вашего МСП».
- Слияниях и приобретениях — Информация о том, какие активы ИС принадлежат
вашему МСП, может привести к существенному повышению стоимости вашего МСП.
Это произойдет потому, что инвесторы будут оценивать компанию с учетом ожидаемой
прибыли, которая в значительной степени может основываться на эксплуатации
прав ИС.
- Лицензировании — Ваше МСП может увеличить приток наличности (доходов), давая
лицензию на свои права ИС третьей стороне (см. «Лицензирование интеллектуальной
собственности — важнейший компонент деловой стратегии вашего МСП»). Инвентаризация
ИС поможет вашему МСП определить стоимость вашей собственной ИС с тем, чтобы
получить максимальную пользу от лицензионных соглашений. Получаемый от этого
доход имеет потенциальные возможности повысить рыночную стоимость вашего МСП.
- Залоге — Хорошо организованный портфель ИС может также использоваться в
качестве залога. В таких случаях кредиторы будут использовать ваши активы
ИС для определения кредитоспособности вашего МСП (см. «Может ли ваше
МСП использовать активы интеллектуальной собственности для финансирования?»).
- Защите — Информация о стоимости ваших активов ИС поможет вашему МСП принять
решение о целесообразности судебного преследования нарушений и о виде таких
действий, определяемом в каждом конкретном случае.
- Сокращении расходов — Правильно ведущийся реестр ИС поможет вам выявить
устаревшие активы ИС (тем самым позволив вам сократить расходы на содержание
активов ИС), избежать нарушения прав ИС других людей, и т.д. Это несомненно
приведет к сокращению расходов.
Формируя культуру сертификации и совершенствования активов ИС и стратегически
их используя, предприятие может увеличить свои доходы, получить преимущество
над своими конкурентами и занять прочные позиции на рынке. Такие меры стратегического
характера могут привести к повышению рыночной стоимости вашего МСП...
(продолжение)
источник:
Интеллектуальная собственность для бизнеса. Малые и средние предприятия (МСП)
полезный материал? Нажмите:
|