Кондратьева Оксана, Зубчик Олег
Склонность нарушать законы, наверное, заложенная в людях на генетическом уровне.
Возможно, поэтому американские юристы утверждают, что: «закон существует
для того, чтобы его нарушать, а утонченные нарушения для того, чтобы его усовершенствовать»?
Ведь как только человечеством создается что-то оригинальное и полезное, находится
субъект, который желает заработать легкие деньги путем подделки под продукт-оригинал.
НАРУШЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ЧЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Как не удивительно, спрос на такие товары немалый, что обусловлено их низкой
ценой и внешней похожестью с товарами, предложенными серьезной рекламой. Так
большинство из нас проглатывают эту «наживку».
Следует отметить, что «репродуцирован» целиком товар — редкость.
Чаще всего встречается фальсификация частичная. То есть такой недобросовестный
производитель старается максимально воссоздать внешний вид изделия и упаковку,
но при этом отмечает адрес фирмы-производителя оригинального товара.
Однако большинство фирм — как отечественных, так и заграничных — пользуются
другими методами. Они выпускают товар, присваивая ему названия известных производителей
или похожих с ними, но с отличием в деталях и реквизитах. Такой товар в данном
случае фальсифицированным не назовешь.
Чаще всего к таким приемам удаются производители, которые желают существенным
образом поднять объем реализации своей продукции, не расходуясь при этом на
рекламу. Таким образом, им удается бесплатно воспользоваться добрым именем конкурента
и фактически его деньгами, вложенными в рекламу и раскручивание собственной
продукции. Это — нарушения принципов честной конкуренции.
С помощью такой «технологии» вывод на рынок товара могут продаваться
продукты питания, одежда, бытовые приборы, спиртные и безалкогольные напитки,
лекарство. Но, прежде всего, это товары повседневного потребления, на которые
спрос стабильно высокий.
«МУЗЕЙ» АНТИЗАКОННОГО ТВОРЧЕСТВА
Принцип свободной конкуренции и равенства условий между всеми производителями,
которого придерживаются в рыночной экономике, заложенный в Законе Украины «О
защите от недобросовестной конкуренции». Здесь четко установлено, что использования
без разрешения чужого имени, фирменного наименования, знаков для товаров и услуг,
других обозначений, а также рекламных материалов, упаковки товаров, указаний
происхождения товаров, который может привести к смешиванию с деятельностью другого
предприятия есть неправомерным. Каждый товар может отличаться настолько, чтобы
его можно было легко выделить из других аналогичных товаров.
Например, определенная фирма «Гарант — 2» из Одесской области с августа
2002 г. выпускала напиток по названию «РЕР!«. Название безалкогольного
напитка была набрана таким самым шрифтом, как и на этикетке «выбора молодых...».
Восклицательный знак в конце слова «РЕР!» сливался с предыдущими буквами,
а трехцветный шар на этикетке фальсификатора (характерный для дизайна «РЕРSІ»)
только подчеркивала похожесть оформления обеих напитков.
Даже не будучи специалистом, можно увидеть, что предприниматель старался выдать
свою продукцию за товар под известной маркой. После проведения необходимой экспертизы,
«прикрыть лавочку» правонарушителя вменил в обязанность Антимонопольный
комитет Украины.
Другой пример — раньше в нашей стране выпускалось большое количество разновидностей
минеральной воды «Боржоми». Почти каждая область выпускала свою «Боржоми».
Но все они отличались этикетками, тарой, названиями фирм-производителей. Хотя,
было в них и общее — ни одна такая «Боржоми» не имела никакого отношения
к настоящей. После вмешательства АМК Украины производство псевдо-«Боржоми»
на территории Украины было прекращено.
Вобщем, за последние годы Комитет собрал оригинальный, эксклюзивный «музей».
К перечню экспонатов, предоставленных заявителями или истребованных у недобросовестных
производителей, принадлежат водочные изделия, вина, безалкогольные напитки,
упаковки для лечебных средств, продуктов питания, папирос. Отдельные из них,
через похожее внешнее оформление, даже тяжело отличить от оригинала.
Есть, например, шампанское. На одной этикетке «Адмиральское», на
другой — «Адмиралтейское». Дизайн этикеток практически идентичный.
Человеку, который не углубляется у изучение этого вопроса, вообще тяжело разобраться,
которое из них настоящее. Такая самая ситуация и с водкой «Волынская»,
выработанной далеко, чем граница Волынской области, а также и с грузинским вином,
которое не имеет к Грузии никакого отношения.
Свежие примеры — «МАРТИН» вместо «МАРТИНИ», «ФАНТАзія»
вместо «ФАНТА»... На сегодня Комитет рассматривает дело компаний «Галактон»
и «Білосвіт», связанную с демонстрацией рекламного ролика, в котором
заявитель усматривает антирекламу продукции «Галактона».
КТО НЕ УСПЕЛ, ТА ОПОЗДАЛ, ИЛИ ЗАРЕГИСТРИРУЙ ПЕРВЫМ
«Игра» на похожести товарных знаков — это запрещенные методы в конкурентной
борьбе. Ведь они, прежде всего, «бьют» по нематериальным активам компаний:
брэндах, торговых марках, деловой репутации и т.п.. У больших компаний эти нематериальные
активы вычисляются миллионами долларов и могут даже превышать материальные активы.
Очень часто торговая марка стоит больше чем самое предприятие. Кстати, известные
случаи выдачи немалых кредитов под залог раскрученных брэндов...
Как не удивительно, но полиграфия «псевдо-клонувальщиков» бывает
даже лучшей чем у товара-оригинала. За такой похожести разобраться, какой товар
настоящий, а что нет, бывает довольно тяжело. Конечно, когда речь идет об известной
заграничной торговой марке, разобраться проще, так как западные предприятия
опытнее и, как правило, все имущественные и интеллектуальные права защищают
комплексно. Поэтому у украинских производителей, как и у их коллег из третьих
стран, остается все меньше возможностей безнаказанно использовать западный брэнд.
Однажды индийская фирма выпустила на украинский рынок таблетки для лечения
печени по названию «Ессел Форте», упаковка которых была похожей за
дизайном с известным лекарством «Ессенциале Форте». После соответствующего
обращения производителя «Ессенциале Форте», индийский товар был вынужден
оставить украинский рынок.
Однако не всегда ситуация настолько очевидная. Некоторые предприниматели выпускают
свою продукцию, не защитив право на торговую марку. Руководствуясь бывшей практикой,
они еще не привыкли к тому, что все нужно защищать в соответствующем порядке.
Вместе с тем, другой производитель, выпуская на рынок аналогичную продукцию,
обезопасил себя необходимой регистрацией торговой марки. И в случае судебного
разбирательства фирма, которая предоставляет свидетельство о регистрации знака
для товаров и услуг, доказывает, что эта торговая марка зарегистрирована на
ее имя, и закон нарушает конкурент, который выпускает товар с похожим дизайном,
неправомерно пользуясь чужой маркой. Вместе с тем это противоречит здравому
смыслу, когда заявитель, который вышел на рынок первым, но не зарегистрировал
свою торговую марку, оказывается нарушителем.
Учитывая особенности рынка приходится преимущественно обращать внимание не
на то, кто первый зарегистрировал торговую марку, а кто первым начал выпускать
и реализовывать под ею товар, то есть кто приобрел известность среди потребителей!
А, итак, имеет фактический приоритет в использовании торговой марки в хозяйственной
деятельности.
Хуже всего приходится собственникам брэнда тогда, когда производителя товара
найти непросто. Так произошло с зубной пастой «Промис». Фирма-производитель
этого товара обратилась в Комитет с жалобой на то, что в продажи появилась паста
с таким же названием и дизайном коробки, а адреса производителя не отмечалась.
Как выяснилась, паста вырабатывалась в Болгарии. В этом случае АМКУ признал
незаконными действия оптовых поставщиков болгарского «Промису» в Украину
и последним, конечно ж, пришлось отвечать.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПИРАТСТВО КАК БИЗНЕС
Соответственно украинскому законодательству об административных нарушениях
незаконное копирование формы, упаковка, внешнего оформления или имитация, копирования,
прямое воспроизведение товара другого предпринимателя, самовольное использование
его имени тянет за собою наложения значительных штрафных санкций с возможной
конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Но пока что
это отечественного производителя не останавливает.
Кстати, Европейский Союз последовательно продолжает практику защиты торговых
марок. Отстояли свои права алкогольные напитки, сделанные в французских провинциях
Шампань и Коньяк, и немецкое пиво Dortmunder. По решению Европейского верховного
суда «пармезаном» может называться только итальянский сыр Раrміgіаnо
Reggiano, сделанный в окраинах городов Парма и Реджо-нель-Емилия.
Неоднократно предлагались идеи создания глобального реестра продуктов с уникальной
географической привязкой. Эту инициативу поддерживают страны, которые развиваются.
«Географические индикаторы» помогают защитить столетние традиции местных
производителей от иностранных имитаторов и гарантировать происхождения высококачественных
и освященных историей продуктов, таких, как чай «Дарджилинг» из Индии,
жасминный рис из Таиланда, художественная бумага из Китая.
По данным Международного союза интеллектуальной собственности, наиболее злостными
«пиратами» есть Таиланд, Индия, Финляндия, Польша и Тайвань. Серьезные
нарушения в области интеллектуальной собственности наблюдаются в Австралии,
Германии, Италии, Кореи, Египте, Турции, России, Китае.
Случаи недобросовестной регистрации общеизвестных торговых марок в многих странах
превратились в своеобразный бизнес. В Бразилии, например, «компании-призрака»
специализируются на регистрации общеизвестных торговых марок с единой целью — начать переговоры с их законными собственниками и получить из этого собственную
выгоду. Так были зарегистрированные известные товарные знаки РЕNАULT, АLFА РОМЕО,
SUZUKI и другие.
Большое значение охране прав на объекты интеллектуальной собственности предоставляется
потому, что, например, удачно найденное фирменное наименование, которое стало
на рынке хорошо известным, имеет красивую репутацию, может обеспечить успех
и другим товарам. Например, как уже приводилось в средствах массовой информации,
в 1987 г. компания «Walt Disney Production» получила роялти за лицензиями
на фирменное наименование в размере 21,3 млн долларов от суммы продаж в 427
млн долларов. Даже университет штата Огайо в 1991 г. получи свыше 3 млн долларов
от продажи лицензий на использование университетской символики 600 промышленным
компаниям, которые платят университету роялти из каждой проданной единицы продукции.
В Украине «творчество в театре торговых марок» ограничена распоряжением
Кабинета Министров Украины от 5 мая 2003 г. Соответственно ему борьба с такими
правонарушениями принадлежит к компетенции Государственного департамента интеллектуальной
собственности, а также министерств: образования и науки, иностранных дел, внутренних
дел, юстиции, экономики и по вопросам европейской интеграции, культуры и искусств,
а также Службы безопасности Украины, Государственной таможенной службы, Государственной
налоговой администрации, Антимонопольного комитета Украины, Государственного
комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики.
Больше того, с начала 2003 г. в Высшем хозяйственном суде Украины и в апелляционных
хозяйственных судах действуют специализированные судебные палаты по рассмотрению
дел, связанных с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности. Как
свидетельствует практика, существует также соответствующая специализация судий
в хозяйственных местных судах.
Итак, у отечественных любителей искусства наследование тоже остается все меньше
шансов безнаказанно использовать чужую торговую марку.
источник:
«Юридична газета», №9, 2004
полезный материал? Нажмите:
|