Глава «Союзплодоимпорта» о роли государства на рынке алкоголя
Переложив часть забот по продвижению Stolychnaya и других водочных брэндов на
производителей и дистрибуторов (см. Ъ от 5 апреля), федеральное казенное предприятие
(ФКП) «Союзплодоимпорт» сосредоточится на работе с известными марками
шампанского, рыбных консервов и вина. Но водочный рынок в ФКП также оставлять
не намерены. Гендиректор ФКП ВЛАДИМИР ЛОГИНОВ заявил обозревателю Ъ ДМИТРИЮ
Ъ-ДОБРОВУ, что государство должно жестче контролировать рынок алкоголя.
- Как сейчас обстоит ситуация с государственными водочными брэндами, которые
находятся в управлении ФКП?
- Производством пяти основных марок (Stolychnaya, Moskovskaya, Pertsovka, Starka
и Russkaya) будет заниматься «Ост-Алко», а их дистрибуцией — «АлкоМир».
Вполне возможно, что вскоре к производству этих марок будут подключены и другие
предприятия.
Кроме того, заключен эксклюзивный лицензионный договор с Воронежским ЛВЗ на
выпуск Zubrovka и Okhotnichya и с дагестанским «Диамант-BW» — на выпуск
водки «Экстра». Наконец, мы выдали сублицензию на использование брэнда
Sibirskaya компании «Русский алкоголь». Теперь сама компания будет
определять, где размещать производство и как позиционировать сбыт. Последний
договор — своего рода эксперимент. Мы не будем вмешиваться в оперативное управление
Sibirskaya, хотя, конечно, стратегический контроль за маркой по-прежнему сохраняем.
И в случае если «Русский алкоголь» не выполнит наши условия, лицензионный
договор будет расторгнут.
- Помимо перечисленных брэндов у вас есть еще Yubileinaya, Stolovaya и Krepkaya...
- Скорее всего, эксклюзивное лицензионное соглашение по этим маркам будет подписано
с санкт-петербургской «Ладогой». У них большой опыт в области производства
настоек. Сейчас мы ведем переговоры по этому соглашению.
- Получается, что ФКП допустило ошибку, сначала раздав лицензии на производство
казенных марок 30 заводам?
- Нынешняя схема работы тогда была невозможна. Никто из серьезных дистрибуторов
(а к таковым помимо «АлкоМира» я отношу «Руст», РВВК и «Кристалл-Лефортово»)
не стал бы с нами работать полтора года назад. Во-первых, тогда большинство
участников рынка просто не понимали, останутся ли у государства марки или нет.
Во-вторых, вы себе не представляете ту агитацию, которую группа SPI развернула
против нас среди дистрибуторов. Поэтому мы были вынуждены подписывать соглашения
с 30 заводами, которые сами продавали наши марки.
- После того как все ваши лицензиаты наладят работу, большая часть забот по
продвижению брэндов перейдет к ним. А чем будет заниматься ФКП помимо контрольных
функций?
- Мы будем плотнее заниматься рыбой, тем более что этот вопрос теперь отнесен
к компетенции Минсельхоза. Сейчас заключен первый лицензионный договор по брэнду
«Печень трески» (ФКП принадлежат права на этикетку.-Ъ). По нашим оценкам,
это очень перспективное направление. В России существует порядка 30 заводов
по выпуску этих консервов (их годовой объем выпуска оценивается в 14 млн банок),
и мы будем вести с ними работу. Кроме того, мы ждем решения по «Чатке».
Наконец, мы по-прежнему будем заниматься «Советским шампанским» и
планируем начать выпуск шампанского Kristal.
- Возможно ли заключение между вами и кем-либо из дистрибуторов аналогичного
эксклюзивного соглашения по продаже «Советского шампанского»?
- При принятии решения по шампанскому мы будем делать такой же анализ, как
и в случае со Stolychnaya. Однако надо учесть два обстоятельства. Проблема шампанского
должна быть решена с учетом переговорного процесса между Францией и Россией
относительно использования слов «шампанское» и «коньяк».
Во-вторых, в нынешних условиях, когда некоторые заводы обратились в Палату по
патентным спорам с требованием аннулировать регистрацию «Советского»
за ФКП, заключение подобного соглашения явно преждевременно.
- Что будет с водочным направлением ФКП? Сейчас вовсю обсуждаются слухи о вашем
слиянии с «Росспиртпромом» или передаче части функций по регулированию
алкогольного рынка? Например, выдача квот...
- Принятие решения о слияние ФКП и «Росспиртпрома» или передачи нам
квот — прерогатива правительства, а не руководства «Союзплодоимпорта».
На мой взгляд, все должно оставаться как есть. «Росспиртпром» управляет
заводами, мы — товарными знаками, а Минсельхоз осуществляет общий контроль за
рынком за счет имеющихся у него функций. Другое дело, что рынок должен более
жестко контролироваться государством. Например, сейчас зарегистрировано более
3,5 тыс. водочных товарных знаков. Куда это годится?
- Но это право любого хозяйствующего субъекта — придумать брэнд и зарегистрировать
его...
- Все не так просто. Вместе с названием вы должны зарегистрировать рецептуру.
У нас что, более 3,5 тыс. рецептур приготовления водки? Допустим, мы сейчас
пойдем с вами в магазин и купим десять разных марок водки. Я готов поспорить,
что на вкус вы их не отличите.
- То есть ФКП будет добиваться сокращения числа рецептур и, соответственно,
брэндов?
- Этого я утверждать не могу. Мы должны сначала провести анализ ситуации. Но
какие-то решения в этом направлении, безусловно, необходимы. В конце концов,
почему есть понятие «сходный до степени смешения» применительно к
товарному знаку и нет такого понятия для рецептуры?
- Если этот вопрос будет поднят, отрасль, скорее всего, весьма болезненно отнесется
к подобным инициативам...
- Я так не думаю. Все заинтересованы в том, чтобы рынок был максимально прозрачен
и легален. А сейчас половина всего производства приходится на подпольную продукцию.
- Какие еще направления работы на алкогольном рынке будет развивать ФКП? — Во-первых, экспорт наших водок. Несмотря на все заявления SPI, их позиции
на западных рынках не так незыблемы, как им хотелось бы. Во-вторых, мы готовим
предложения Минсельхозу по рынку вина. В советские времена была такая организация
Госкомвинпром, которая занималась контролем за использованием сырья в винодельческой
промышленностью. На мой взгляд, сейчас было бы очень правильно уделить большее
внимание тем проблемам, которыми занимался Госкомвинпром. Посмотрите, что сейчас
происходит с рынком вина в России — половина всего, что продается, и вином-то
назвать сложно.
- И как вы будете осуществлять контроль за рынком вина? — Пока не готов говорить на эту тему. Вот направим свои предложения в Минсельхоз,
тогда и расскажем.
Глава «Союзплодоимпорта» о роли государства на рынке алкоголя
Переложив часть забот по продвижению Stolychnaya и других водочных брэндов на
производителей и дистрибуторов (см. Ъ от 5 апреля), федеральное казенное предприятие
(ФКП) «Союзплодоимпорт» сосредоточится на работе с известными марками
шампанского, рыбных консервов и вина. Но водочный рынок в ФКП также оставлять
не намерены. Гендиректор ФКП ВЛАДИМИР ЛОГИНОВ заявил обозревателю Ъ ДМИТРИЮ
Ъ-ДОБРОВУ, что государство должно жестче контролировать рынок алкоголя.
- Как сейчас обстоит ситуация с государственными водочными брэндами, которые
находятся в управлении ФКП?
- Производством пяти основных марок (Stolychnaya, Moskovskaya, Pertsovka, Starka
и Russkaya) будет заниматься «Ост-Алко», а их дистрибуцией — «АлкоМир».
Вполне возможно, что вскоре к производству этих марок будут подключены и другие
предприятия.
Кроме того, заключен эксклюзивный лицензионный договор с Воронежским ЛВЗ на
выпуск Zubrovka и Okhotnichya и с дагестанским «Диамант-BW» — на выпуск
водки «Экстра». Наконец, мы выдали сублицензию на использование брэнда
Sibirskaya компании «Русский алкоголь». Теперь сама компания будет
определять, где размещать производство и как позиционировать сбыт. Последний
договор — своего рода эксперимент. Мы не будем вмешиваться в оперативное управление
Sibirskaya, хотя, конечно, стратегический контроль за маркой по-прежнему сохраняем.
И в случае если «Русский алкоголь» не выполнит наши условия, лицензионный
договор будет расторгнут.
- Помимо перечисленных брэндов у вас есть еще Yubileinaya, Stolovaya и Krepkaya...
- Скорее всего, эксклюзивное лицензионное соглашение по этим маркам будет подписано
с санкт-петербургской «Ладогой». У них большой опыт в области производства
настоек. Сейчас мы ведем переговоры по этому соглашению.
- Получается, что ФКП допустило ошибку, сначала раздав лицензии на производство
казенных марок 30 заводам?
- Нынешняя схема работы тогда была невозможна. Никто из серьезных дистрибуторов
(а к таковым помимо «АлкоМира» я отношу «Руст», РВВК и «Кристалл-Лефортово»)
не стал бы с нами работать полтора года назад. Во-первых, тогда большинство
участников рынка просто не понимали, останутся ли у государства марки или нет.
Во-вторых, вы себе не представляете ту агитацию, которую группа SPI развернула
против нас среди дистрибуторов. Поэтому мы были вынуждены подписывать соглашения
с 30 заводами, которые сами продавали наши марки.
- После того как все ваши лицензиаты наладят работу, большая часть забот по
продвижению брэндов перейдет к ним. А чем будет заниматься ФКП помимо контрольных
функций?
- Мы будем плотнее заниматься рыбой, тем более что этот вопрос теперь отнесен
к компетенции Минсельхоза. Сейчас заключен первый лицензионный договор по брэнду
«Печень трески» (ФКП принадлежат права на этикетку.-Ъ). По нашим оценкам,
это очень перспективное направление. В России существует порядка 30 заводов
по выпуску этих консервов (их годовой объем выпуска оценивается в 14 млн банок),
и мы будем вести с ними работу. Кроме того, мы ждем решения по «Чатке».
Наконец, мы по-прежнему будем заниматься «Советским шампанским» и
планируем начать выпуск шампанского Kristal.
- Возможно ли заключение между вами и кем-либо из дистрибуторов аналогичного
эксклюзивного соглашения по продаже «Советского шампанского»?
- При принятии решения по шампанскому мы будем делать такой же анализ, как
и в случае со Stolychnaya. Однако надо учесть два обстоятельства. Проблема шампанского
должна быть решена с учетом переговорного процесса между Францией и Россией
относительно использования слов «шампанское» и «коньяк».
Во-вторых, в нынешних условиях, когда некоторые заводы обратились в Палату по
патентным спорам с требованием аннулировать регистрацию «Советского»
за ФКП, заключение подобного соглашения явно преждевременно.
- Что будет с водочным направлением ФКП? Сейчас вовсю обсуждаются слухи о вашем
слиянии с «Росспиртпромом» или передаче части функций по регулированию
алкогольного рынка? Например, выдача квот...
- Принятие решения о слияние ФКП и «Росспиртпрома» или передачи нам
квот — прерогатива правительства, а не руководства «Союзплодоимпорта».
На мой взгляд, все должно оставаться как есть. «Росспиртпром» управляет
заводами, мы — товарными знаками, а Минсельхоз осуществляет общий контроль за
рынком за счет имеющихся у него функций. Другое дело, что рынок должен более
жестко контролироваться государством. Например, сейчас зарегистрировано более
3,5 тыс. водочных товарных знаков. Куда это годится?
- Но это право любого хозяйствующего субъекта — придумать брэнд и зарегистрировать
его...
- Все не так просто. Вместе с названием вы должны зарегистрировать рецептуру.
У нас что, более 3,5 тыс. рецептур приготовления водки? Допустим, мы сейчас
пойдем с вами в магазин и купим десять разных марок водки. Я готов поспорить,
что на вкус вы их не отличите.
- То есть ФКП будет добиваться сокращения числа рецептур и, соответственно,
брэндов?
- Этого я утверждать не могу. Мы должны сначала провести анализ ситуации. Но
какие-то решения в этом направлении, безусловно, необходимы. В конце концов,
почему есть понятие «сходный до степени смешения» применительно к
товарному знаку и нет такого понятия для рецептуры?
- Если этот вопрос будет поднят, отрасль, скорее всего, весьма болезненно отнесется
к подобным инициативам...
- Я так не думаю. Все заинтересованы в том, чтобы рынок был максимально прозрачен
и легален. А сейчас половина всего производства приходится на подпольную продукцию.
- Какие еще направления работы на алкогольном рынке будет развивать ФКП? — Во-первых, экспорт наших водок. Несмотря на все заявления SPI, их позиции
на западных рынках не так незыблемы, как им хотелось бы. Во-вторых, мы готовим
предложения Минсельхозу по рынку вина. В советские времена была такая организация
Госкомвинпром, которая занималась контролем за использованием сырья в винодельческой
промышленностью. На мой взгляд, сейчас было бы очень правильно уделить большее
внимание тем проблемам, которыми занимался Госкомвинпром. Посмотрите, что сейчас
происходит с рынком вина в России — половина всего, что продается, и вином-то
назвать сложно.
- И как вы будете осуществлять контроль за рынком вина? — Пока не готов говорить на эту тему. Вот направим свои предложения в Минсельхоз,
тогда и расскажем.
источник:
«Коммерсантъ»
полезный материал? Нажмите:
|