На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
Государство должно увидеть преимущества человеческого потенциала — знаний, интеллектуальной собственности, идей — перед нефтью, газом, металлом и недвижимостью: в отличие от природных ископаемых человеческий потенциал имеет способность накапливаться.
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Функции наименования места происхождение товара как объекта промышленной собственности

2003-09-04
Светлана ДМИТРИЕВА

 

Развитие рыночных отношений обусловило возрастания спроса на наименование места происхождение товара. Их роль и значение существенным образом повышаются, что, своей очередью, расширяет функции наименования места происхождение товара. Как известно, сначала наименование места происхождение товара выполняли довольно важную функцию, а именно: отмечали место нахождения производителя и место производства товара. Но постепенно эта функция расширяется. В сущности говоря, информативная функция есть следствием, обусловленным качеством и особыми свойствами товаров. Чтобы сохранить круг потребителей на товар, его производитель был вынужден постоянно заботиться о свойствах и качестве товара, которые предопределяют его конкурентноспособность и, итак, повышают спрос на него.

Вследствие развития товарного рынка расширяется сфера использования наименование места происхождение товара, вслед за информативной функцией появляется ряд других. В наше время они уже составляют целую систему, комплекс. Разные исследователи правовой охраны наименований места происхождение товара по-разному определяют этот комплекс функций, хотя заметим, что в своей основе эти определения все же совпадают. Так, за одной мысленным взором, наименование места происхождение товара выполняют распознавательную, качественную (гарантийную), информативную, охранительную (защитную), рекламную функции. Другие специалисты кое-что по-иному определяют основные функции наименования места происхождение товара: выделение товара, который имеет особые свойства, из массы однородных (распознавательная функция); реклама товара (рекламная); сохранение качества товара (стимулирующая); защита прав производителя, охрана от подделок (охранительная); гарантирование особых свойств товара (гарантийная); эстетичное воспитание (культурно-просветительская); упорядочение выпуска и сбыта товара (регулятивная) и т.п..

Из изложенного высшее видим, что функции наименования места происхождение товара состоят не только в достоверном указании места изготовление (происхождение) товара. Обозначение товаров конкретным наименованием места их происхождение накладывает на собственника (пользователя) такого наименования ряд определенных обязательств, ставит определенные требования к его поведению, дисциплинирует производителя товара или лицо, которое его реализует. Ни одна лицо-предприниматель, которая зарегистрировала на себя наименования места происхождение или право на использование уже зарегистрированного наименования, не будет рисковать своей деловой репутацией и репутацией указанной местности, вырабатывать товары низшего качества сравнительно с качеством товаров других пользователей зарегистрированного наименования. В другом случае она будет вынуждена оставить свою предпринимательскую деятельность, так как не выдержит конкуренции в условиях рынка и избавится прав использования зарегистрированного наименования места происхождение товара вследствие потери особых свойств товара, характерных для данной местности и т.п.. Именно на этом основании широкое внедрение в правовой круг наименования места происхождение товара есть прямым путем к сохранению высокого уровня качества и особых свойств продукции.

Функции наименования места происхождение товара очень разнообразные. Основной есть распознавательная функция, которая состоит в выделении товара, который имеет особые свойства, из массы однородных. Совокупность особых свойств отдельного товара обуславливает его уникальность и элитарность среди таких же товаров из другой местности. Особые свойства товара, которых он приобретает вследствие объединения определенных факторов, в частности естественных условий и человеческого фактора, должны быть стабильными, а их наличие может быть доказана соответствующими компетентными органами страны происхождение.

Информативная функция наименования места происхождение товара состоит в том, что наименование несет содержательную информацию, которая не просто интересует потребителя (покупателя), а предоставляет достоверные сведения о месте производства, производителя, продавца, предпринимателя, о качественных характеристиках товара, его особые свойства. Информативная функция тесно связана с распознавательной, вместе они могут дать исчерпывающую информацию как о товаре, так и о производителе. Наименование места происхождение товара часто используется вместе с фирменным наименованием и представляет собой не просто какое-то обозначение, а именно такое, что отмечает хорошо известный товар хорошо известного производителя. Информативная функция наименования места происхождение товара, безусловно, есть одной из важнейших. Информация, которую несет наименование, может оказывать содействие возрастанию популярности товара, местности его производства, спроса на него, что влияет на прибыль производителя. От этого зависит общая ценность наименования места происхождение товара как нематериального актива.

Рекламная функция наименования места происхождение товара оказывает непосредственное влияние на продвижение товара на рынке. Для внешней торговли с точки зрения защиты интересов производителя, предприятия, которое экспортирует товар, и влияния на потребителя данный объект — идеальное средство рекламы. Рекламная функция реализуется с помощью качественной (гарантийной), распознавательной и информативной функций.

Рекламная функция наименования места происхождение товара также есть чрезвычайно важной. Нет потребности убеждать кого-то относительно роли и значения рекламы в условиях рыночной экономики. Недаром современные предприниматели не жалеют денег на рекламу своих товаров, так как прибыль, полученный от рекламы, с лихвой покрывает затраты на нее.

Обозначение товаров наименованием места их происхождение есть одной из довольно эффективных форм рекламы. Рекламную функцию наименования места происхождение товара тяжело переоценить. Но для надлежащего выполнения рекламной функции наименования места происхождение товаров должны отвечать определенным требованиям, а именно: быть рекламоспособными, чему оказывают содействие асоциативность товара с конкретной географической местностью, достоверная связь с местом его происхождения, естественными условиями и человеческим фактором, благодаря чему товар получил особые свойства и непревзойденное качество.

Рекламноспособное наименование места происхождение товара должно быть длительного использования, то есть на протяжении довольно продолжительного времени использоваться для обозначения товара с особыми свойствами и качествами.

Несмотря на разнообразие и большой арсенал средств и форм современной рекламы, они большей частью достигают желательного эффекта лишь с прямым использованием наименования места происхождение товара. Наименование места происхождение товара, его рекламноспособность нельзя рассматривать в отрыве от товара с особыми свойствами, для обозначения которого оно предназначено, от его качества, от способности предрасполагать к себя внимание потребителей благодаря своим специфическим особым свойствам и качествам.

В специальной литературе предлагалось даже даты определения наименование места происхождение товара, в котором прямо указывалось бы, что оно применяется для обозначения товара с целью его рекламы.

Наименование места происхождение товара, выполняя рекламную функцию, содержит определенную деловую информацию. Доброе известное потребителям наименования места происхождение товара обеспечивает его успешный сбыт. Доброе известное и популярное наименование места происхождение товара — наиболее эффективное средство его рекламы. Тем не менее не следует забывать, что реклама товара имеет смысл лишь тогда, если нет дефицита товара и потребители могут выбрать из однородных товаров разных производителей определенный товар с особыми свойствами.

Охранительная (защитная) функция наименования места происхождение товара обеспечивает охрану товара от подделок. Никто, кроме законного пользователя, не упражнению пользоваться конкретным наименованием места происхождение товара. Эта функция в равной мере важная как для внутригосударственной, так и межгосударственной торговли. Она может защитить интересы производителя, предпринимателя, продавца и потребителей от недобросовестной конкуренции с помощью наименования места происхождение товара. Эффективному осуществлению охранительной функции наименования места происхождение товара оказывает содействие прежде всего его надлежащая правовая охрана как на национальному, так и на международном уровне. Много стран мира имеют свои национальные законодательства о наименовании места происхождение товаров. Заключен ряд международных соглашений относительно международной охраны наименований места происхождение товаров. К сожалению, в Украине на основании закона такой объект предохраняется только с 1999 г. Украина еще не подписала важнейшие международные договоры об охране этого объекта, а именно Мадридское соглашение о недопущении неправдивых или таких, что вводят в девясила, указаний происхождения товаров и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождение и их международной регистрации.

Обозначение товара наименованием места его происхождение, которое прилежно предохраняется, предостерегает злоумышленника от недобросовестных действий относительно его использования или подделки товара. Так, статья 20 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» за совершение действий, признанных как недобросовестная конкуренция, предусматривает наложение штрафов, а также административную, гражданскую или уголовную ответственность соответственно действующему законодательству.
Таким образом, наименование места происхождение товара осуществляет охранительную функцию в довольно широком спектре. Оно предохраняет имущественные и личные неимущественные права законного пользователя от неправомерных посягательств, защищает от недобросовестной конкуренции, предохраняет товары от подделки, а потребителей — от фальсифицированных товаров.

Качественная (гарантийная) функция наименования места происхождение товара проявляется в том, что наличие данного обозначения на товаре гарантирует его особые свойства, то есть есть условием его правовой охраны.

Производитель-предприниматель стремится обозначить свой товар наименованием с целью его дальнейшего продвижения на рынке и обеспечение его выделения благодаря особым свойствам среди массы однородных товаров. Если производитель обозначает товар наименованием места происхождение товара, то берет на себя ответственность за наличие в товаре особых свойств и определенного качества. А для того чтобы выдержать жесткую конкуренцию в современных рыночных условиях, производитель должен гарантировать потребителю, что его товар отвечает тем свойствам, которые товар имеет вследствие его происхождения из данной местности. Идеальным есть случай, если наименованием места происхождение товара сказываются именно товары с особыми свойствами и качествами, по крайней мере такой есть цель наименования места обозначение товара. Хотя на практике довольно часто все происходит совсем не так.
Производитель, предприниматель, продавец должны всегда заботиться о престиже своего товара, поддерживая его особые свойства, которые есть следствием происхождения из конкретной местности — в случае, если товар обозначен наименованием места его происхождение.

Психологическая функция наименования места происхождение товара предопределяется эффективностью самого обозначения, но, главным образом, самой продукции, которая сказывается таким наименованием. Она тесно связанная с рекламной и качественной (гарантийной) функциями и состоит в том, что известное наименование места происхождение товара вследствие особых свойств товара убеждает потребителей в потому, что данный товар есть именно тем, что походит из определенной местности, и именно при этих условиях потребители в нем заинтересованные. Например, пиво «Мюнхенское», «Пильз», «Мерцен», «Бобыр»; вино Ркацители, Саперави, Цинандали, Гурджаани, Киндзмараули; творог Рокфор, Рикота, Эдамский, Эмментальский, Фета, Лимбурзский, Гауда и т.п..

Безусловно, наименование места происхождение товара может быть надлежащим чином оформленное (зарегистрированное) и обозначать товар с определенными свойствами.

Стимулирующая функция наименования места происхождение товара также належит к важных и тесно связанная с другими функциями, в частности с качественной (гарантийной). Одним из основных задач наименования места происхождение товара есть способность привлечь внимание потребителей к товару, обозначенного таким наименованием, которое достигается вследствие высокого качества товара и его соответствия условиям места происхождение товара, географическому и человеческому фактору и т.п.. Наименование места происхождение товара способное обеспечивать высокий спрос на товар, именно поэтому производитель должен поддерживать надлежащее качество товара, связанную с его местом происхождения и условиями производства. В этом и состоит стимулирующая функция наименования места происхождение товара. Иначе говоря, наименование места происхождение товара постоянно заставляет проявлять заботу об особом качестве товара. В случае снижения уровня качества товар постепенно теряет свою репутацию и спрос на него, а, итак, и прибыль. Поэтому производители, которые маркируют свои товары наименованиями места происхождение товара, должны постоянно заботиться о сохранении его специфических свойств и особых качеств.

Ведь производитель, маркируя товар наименованием места происхождение, то самим отмечает достоверное место его происхождения, гарантирует наличие в товаре особых свойств, благодаря которым выделяет товар из массы однородных. Потребители прежде всего стремятся приобрести тот товар, в высоком качестве которого они уже убедились и имеют уверенность относительно места его происхождения. Естественно, что они покупают товары, которые положительно зарекомендовало себя, и находят такой товар именно с помощью наименования места происхождение товара. Таким образом, сведение, популярность, авторитет наименования места происхождение товара у потребителей выступает показателем особого качества продукции, тем самым стимулируя его производство.

Таким образом, на современном этапе развития общества наименование места происхождение товара как объект промышленной собственности выполняет определенные основные функции для развития производства товара с особыми свойствами и его продвижение на рынке: распознавательн, информативн, рекламную, охранительную (защитную), качественную (гарантийную), психологическую, стимулирующую и т.п..
Указанные функции наименования места происхождение товара как правового феномена служит основой для реализации его экономических функций, которые обуславливают своеобразность данного объекта среди других объектов имущественных и неимущественных прав.

Исходя из особенностей объекта, можно выделить также культурно-воспитательную (эстетичную) функцию, которая состоит в обозначении товара, специфические свойства которого исключительно или главным образом определяются человеческими факторами.


источник: «Інтелектуальна власність», №7, 2003
полезный материал? Нажмите:




2020-11-20
Живая вода
другие статьи...
© Ярослав Ващук, 2003-2023
при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
[pageinfo]
сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100