Александр РОЖЕН
По тому, как люди одалживают деньги, можно много рассказать и о самих людях,
и об обществе, в котором они живут. Давно замечено, что бизнесмены, начавшие
свой путь с жизни «только на одну зарплату», как черт ладана боятся
кредитов в банке. Их пугает сама перспектива одалживания больших денег. Часто
именно эта психологическая деталь становится причиной того, что бизнесмен так
и не поднимается на следующую ступеньку. И это не только у нас.
Тем не менее идея кредита витает сейчас среди молодых и уверенных в себе первооткрывателей.
А вот его-то и не дает изобретателям ни один украинский банк. Это вдвойне обидно,
так как подавляющее большинство новых миллионеров появилось на Западе, реализуя
свои технологические идеи. Так произошло недавно в биотехнологиях, информационных
технологиях и некоторых других областях хай-тека. Сегодня готовится к старту
новая когорта будущих миллионеров, имея в загашнике только «плодотворные
дебютные идеи» в области использования тайн расшифрованного генома. А есть
ли подобные обнадеживающие примеры у нас?
Украинская государственная инновационная компания (УГИК) по своему изначальному
назначению является инкубатором, призванным превращать научные идеи в деньги.
За время своего существования она пережила различные подходы к инновационному
процессу. Вот уже пятнадцать месяцев, как ее возглавил Владимир РЫЖОВ. Время
достаточное, чтобы задать конкретный вопрос:
- Каких результатов по превращению научно-технических идей в деньги удалось
добиться за это время УГИК?
- Если мерять результат деньгами, — объяснил Владимир Леонидович, — то у нас
положительный эффект по всем проектам, которые мы профинансировали.
- Вы можете назвать проекты, реализованные за прошедшие месяцы?
- Мы профинансировали производство пластиковой тары по типу УСП (универсальное
строительное приспособление). То, что это правильное вложение средств, подтверждает
такой факт: сейчас и Россия смотрит, как бы у себя нечто подобное организовать.
А пока они покупают в Украине. Причем если пластиковую тару изначально намечалось
готовить для пищевой промышленности, то сейчас появляются заказы даже от военных.
Уже и машиностроение намерено упаковывать свою продукцию таким же образом.
Второй, на мой взгляд, удачный проект — восстановление производства некогда
знаменитого романовского художественного стекла на заводе в Житомирской области.
Здесь появились заказы даже из-за рубежа. За такой проект явно не стыдно.
Сейчас помогаем наладить выпуск автомобилей-вездеходов в Луцке. Российский
УАЗик рассчитан на военных. «Ниву» россияне снимают с производства.
Шикарные «роверы» — очень дорогие. Поэтому я считаю, что Украина в
удачный момент начала осваивать такую машину.
В основе еще одного проекта — идея харьковского врача, который задался почти
тривиальным вопросом: как человек ходит? С помощью компьютерного моделирования
он создал модель движения ноги. Эти исследования легли в основу изобретения
протезов, которые индивидуально изготовляются под конкретный вес, рост. Харьковские
протезы успели получить высокие оценки на выставках. Очень важно: инвалиды,
которым были презентованы протезы, дали им самую высокую оценку. Понятно, что
этот проект я буду финансировать. В нем есть все: наука, конструкторская мысль
и важное социальное значение…
- И тем не менее не так давно Президент весьма иронически отозвался об украинских
инновациях. Упрек был явно направлен и в ваш адрес.
- Леонид Данилович критиковал нас совершенно справедливо. Разве того, что я
перечислил, достаточно для Украины? Разве это позволяет как-то изменить в положительную
сторону структуру экономики? Да конечно же нет!
- Владимир Леонидович, а вы не пытались обратиться к западным финансистам?
Пресса полна сообщений, что Восточная Европа вот-вот должна стать Меккой для
мировых финансистов.
- Мой заместитель Николай Стеблинский недавно посетил американский Эксимбанк.
«Украина — одна из самых перспективных стран, здесь можно реализовать много
прибыльных проектов», — это первое, что он услышал здесь. А второе — у
нас… некому по-настоящему презентовать проекты.
Это ответ на очень часто рассказываемую у нас историю: «Мол, мы предлагали
американцам (немцам, французам и так далее) прекрасный проект. Они кивали головой,
улыбались, но кредитов не дали… Если проект перспективный, он найдет поддержку.
Но он должен быть таковым не только на взгляд автора, но и с точки зрения банка,
рискующего деньгами. Существует система правил, которые нужно выполнить перед
тем, как представить проект. Вот если это выполнено, заверили нас в американском
Эксимбанке, он даст гарантию любому коммерческому банку, и дело по реализации
проекта закрутится.
Когда Николай Михайлович рассказал американцам о намерении создать УБРР, они
отметили, что банк, который будет работать в качестве банка -корреспондента
западных банков для реализации проектов в Украине, должен быть англоязычным
и, естественно, работать по методике иностранных банков.
Леонид Данилович, наверное, уже десять раз заявлял о необходимости адаптировать
украинское законодательство к европейскому. Парламент эту тему тоже поддерживает,
премьер-министр, министры говорят о том же… И что сдвинулось с места? Следует
иметь в виду, что вскоре 25 стран ЕС введут единые правила и процедуру. Чего
же мы ждем?
Многие наши неудачи напрямую зависят от упрямых попыток изобрести свой велосипед — мы часто создаем национальное законодательство вне ясной логики, вне мировых
правил. И когда бизнесмены, следуя такому законодательству, разрабатывают свои
документы, они ставят в тупик иностранцев.
К примеру, украинский Закон об инновационной деятельности совершенно беспомощен.
Мы направили в комитет по вопросам науки и образования Верховной Рады свои заключения.
Изменений предложено чуть не вдвое больше самого закона. Для этого мы взяли
наше инновационное законодательство и включили практически все европейские положения,
какие позволяет Конституция.
Когда дополнения будут приняты, можно будет говорить, что принят эффективный
закон об инновационной деятельности. А пока это не закон. Инновационные компании
везде и всюду работают от науки к производству. Нам же в уставе финансирование
и кредитование научно-технических исследований не предписано, равно как и в
Законе об инновационной деятельности.
Инновационная компания должна профессионально заниматься финансированием научно-технических
разработок, научных исследований и выводить их результаты на рынок через производство.
Мы ни под каким видом не должны финансировать строительство стандартных или
даже модернизированных заводов. На Западе иной логики в этом виде деятельности
не понимает никто. Поэтому я даже вынужден скрывать от иностранцев то, что не
имею права финансировать научно-исследовательские работы.
- Но в те годы, когда инновационная деятельность в новом качестве только появлялась
в Украине, у ее истоков стояли разумные люди. Достаточно вспомнить профессора
Сергея Рябченко. Но затем все как-то пошло под откос…
- Идеология действительно была хороша. По всей видимости, тогда у руля стояли
достаточно образованные люди, начитанные и имеющие какую-то практику или, по
крайней мере, понимание того, как осуществляется инновационная процедура в разных
странах мира. Все, что делалось тогда, хотя и не было совершенным, но правильно
по сути. Однако начиная с 95-го года (судя по нормативным документам, которые
касались Госиннофонда), вся эта процедура начала меняться, и далеко не в лучшую
сторону. Стали приниматься постановления, законы, подзаконы, и в результате
инновационная деятельность и Госиннофонд превратились в «деньгидайиуходи».
Президент был вынужден ликвидировать Госиннофонд. Так что на сегодняшний день
приходится возрождать идеологию инновационной деятельности как транспортера
науки на рынок через производство.
- Это, скажем так, декларация о благих намерениях. А какие реальные шаги предпринимаются
вами, чтобы исправить действительно незавидное положение?
- Отвечу с помощью анализа одного из примеров — у меня не получается проект,
связанный с модернизацией нашей энергетики. Мы вели переговоры на эту тему с
немцами. Первый вопрос, который они задают, — кто будет отвечать за эксплуатацию
модернизированной энергетической техники и кто вернет кредиты? Они не могут
понять, с кем имеют дело.
«Понимаем, — говорят они, — что вы инновационная компания, которая создает
банк. Так вот, когда создадите его, мы с ним и будем работать. Мол, пусть денежные
потоки пойдут через банк, а вы постарайтесь, чтобы ваши проекты были сделаны
по европейскому стандарту (мы можем прислать специалистов за отдельную плату),
и нам не приходилось ломать голову над вашими особенностями…»
- Не раз приходилось слышать жалобы, что вы не дали кредит под якобы очень
перспективный проект. Почему?
- В нашу компанию чаще всего приходят авторы проектов лишь со слегка оформленными
идеями, в лучшем случае с примитивным бизнес-планом. С такими бумагами человек
даже с хорошей идеей никуда не прорвется. А чтобы выйти на заемные средства
Запада, придется еще немало поработать. К сожалению, нашим бизнесменам зачастую
невозможно даже объяснить, что пока они стучатся в двери наших банков в расчете
на инвестицию, лучше бы документацию проекта довели до европейских требований
и уже получили бы иностранный кредит.
Сейчас мы создали совместную компанию с Институтом законодательных предвидений
и правовой экспертизы — они юристы, а мы технари — и вместе будем доводить стоящие
идеи до состояния, которое позволит получить кредитный ресурс.
С другой стороны, одна крайне маломощная инвестиционная компания на всю Украину
просто не в силах обеспечить всех. К примеру, сейчас депутат Загрева ищет деньги,
чтобы реализовать свой безусловно прибыльный проект с быстрой отдачей и сбытом
изготовленного продукта куда хотите: в Россию, Китай, Африку, Азию. Ему нужно
около 16 миллионов гривен. Он уже был в нескольких банках — ему кредита не дали,
потому что в Украине не существует банкового кредита под проект. Все банки озабочены,
чтобы залогом обеспечить себе риски.
- Что, он не может заложить завод?
- Может, но ему не хватает этого…
- А почему иностранные банки кредитуют такие инновационные проекты? Ведь риск
и у них достаточно велик…
- Там понятно, что нужно сделать, когда идешь в банк за кредитом. А у нас нет
соответствующей процедуры. Поэтому, на мой взгляд, в правительстве, в Минэкономики
и европейской интеграции необходимо создать сектор, отдел, департамент по адаптации
нашего законодательства к европейскому. Это одна сторона вопроса. Другая — тот
же департамент должен пересматривать все нормативные документы Кабинета министров,
которые уже есть, и дорабатывать их до европейского стандарта. Эта работа займет
года три, не меньше.
- «ЗН» уже писало о коллизиях вокруг создания УБРР. Но дело, похоже,
никак не может сдвинуться с мертвой точки. Почему?
- 7 сентября прошлого года Президент поставил свою подпись на документе, который
поддерживал проект. Но с тех пор проект не раз натыкался на различные коллизии.
Сначала не очень хотели создания этого банка бывшие ответственные работники
финансово-экономического блока правительства. Потом родилась бредовая идея нашу
компанию преобразовать в банк. Конечно, можно все, что очень хочется. Но какой
толк от этого?
После этого правительство Анатолия Кинаха ушло в отставку. Новое правительство,
естественно, вначале разбиралось с тем, как руководить. В конце концов очередь
дошла и до нас — 5 мая было принято постановление, разрешающее нашей компании
учредить банк. Сейчас у меня беготня по учреждению банка. Капитал банка будет
наполняться из ресурсов нашей компании, и раскручиваться банк изначально будет
от нашей компании. Мы делим УГИК на две полноценные части: на инновационную
компанию и на банк, то есть отделяем организационный процесс «наука-производство-рынок»
от процесса финансирования. В банк будут обращаться люди за кредитами по воплощению
инвестиционных и инновационных проектов. Здесь мы не изобретаем велосипед — мы приходим к мировой практике.
- Недавно издан Указ Президента «Про додаткові засоби щодо залучення іноземних
інвестицій в економіку України». Он как-то облегчит вашу работу?
- Это важный и своевременный документ. Наша страна не может отказаться от сотрудничества
на рынке кредитных ресурсов в Европе и в мире. Указ должен в течение ближайшего
года помочь украинским бизнесменам и банкирам принять мировые правила по получению
кредитных ресурсов. В этом указе важно и то, что Президент предлагает продумать
форму ответственности перед инвестором.
- В указе говорится и о необходимости создания акционерной компании — Агентства
по вопросам иностранных инвестиций. Вы не боитесь, что у вас появится мощный
конкурент?
- Я даже рад появлению такой компании — в одиночку очень тяжело на кредитном
рынке. Вопреки распространенному мнению, конкурент во многих вопросах является
союзником. Вообще, в этом указе все очень конкретно, важно и сдвигает с мертвой
точки проблемы, которые долго стопорились.
- В Украине работает ЕБРР и Всемирный банк. Кажется, они, следя за вашими трудными
попытками сдвинуть инновационное дело с мертвой точки, должны были бы давно
протянуть вам руку помощи. Или, может, вы не проявили должной инициативы?
- Вы знаете, я сам считал, что так оно должно было случиться. Мне казалось,
что как только появится УБРР, ЕБРР им должен немедленно заинтересоваться и мгновенно
предложить союзничество и партнерство, а может, даже и покровительство. На деле
вышло по-иному. Они везде рассказывают, что этот банк будет недееспособен и
повторит печальную участь государственного банка «Украина». То есть
дают понять безнадежность предприятия. При этом как-то упускается из виду, что
сравнение здесь некорректное — во-первых, это будет не государственный банк,
а акционерный, в котором только на начальном этапе (два — три года) наша государственная
компания будет иметь контрольный пакет акций.
- Кстати, а почему ЕБРР так беспокоит судьба нового банка?
- Думаю, что европейским банкам, которые хотели бы работать в Украине, ЕБРР
не особенно нужен, потому что он такой же непрофессионал на украинском рынке,
как и они сами. Но вот когда появится украинский банк, который научится профессионально
придерживаться мировых нормативов и правил и, кроме того, будет уметь работать
на местном рынке, появится серьезная конкуренция.
- А Всемирный банк вас поддержал?
- Напрямую он также нигде не выступает против нас. Однако мы чувствуем мягкое
сопротивление. Жаль!.. Я сейчас начал сотрудничать с Фондом конверсии и адаптации.
Это организация военных, с большими ресурсами, в том числе и производственными.
Открывается интересная работа. И снова вопрос: ну почему бы ЕБРР не включиться
в работу вместе с нами в этом Фонде? Есть огромное количество заводов, которые
можно загрузить. Хочешь производить европейскую технику на нашей территории?
Пожалуйста — пришли своих спецов, отработайте проект и выпускайте… Ан нет. В
общем, фантастических вопросов в отношении различных стран относительно Украины
много. Впрочем, не следует сбрасывать со счетов, что мы и сами фантазеры дальше
некуда. Так что главный вывод: пора на все посмотреть трезво и самим начать
движение в Европу.
источник:
quot;Дзеркало тижня», № 30, 2003
полезный материал? Нажмите:
|