Уфимский научно-технический центр «Экомотор», который разрабатывает
и производит микродвигатели внутреннего сгорания, подготовил к серийному выпуску
сапоги-скороходы «Сайгак». Разработаны сапоги под руководством заведующего
кафедрой Уфимского государственного авиационного технического университета профессора
Бориса Рудого.
Идею этого устройства предложил ученик Рудого Виктор Гордеев почти 30 лет назад,
а возникла она во время институтских военных сборов. Замысел был теоретически
обоснован в дипломной работе, а в 1976-м появился первый опытный образец. О
сапогах-скороходах — вскоре после представления на одной из молодежных научно-технических
выставок — написал популярный журнал «Техника молодежи». Поддержала
проект и всемогущая тогда «Правда», ведь ничего подобного в мире никто
еще не делал. Однако вскоре после публикаций военные, от греха подальше, тему
прикрыли. Вспомнили же о ней только в конце 80-х годов, когда Минобороны СССР
разместило в Уфимском авиационном институте заказ на производство опытно-промышленной
партии устройства «Сайгак» из 50 штук (пар) — одному молодому офицеру
генштаба пришла в голову мысль, что пехота в «скороходах» будет на
порядок эффективней поддерживать танковые прорывы. Заказ поступил как раз к
развалу Советского Союза и тогда выполнен не был. Только более десятилетия спустя
проект «Сайгак» довели до мелкосерийного производства.
Сапоги-скороходы — это гибрид обуви и малогабаритного двухтактного дизельного
двигателя. Когда человек надавливает пяткой на платформу, так называемый вязкоупругий
поршень сдавливает топливную смесь — авиационный бензин или дизельное топливо.
Смесь воспламеняется, и газы, расширяясь, толкают платформу в обратном направлении.
Человек при этом «подлетает» на четверть метра в высоту, а прыжок
в длину достигает трех метров. При приземлении — следующий шаг — происходит
очередной рабочий цикл. Обутый в сапоги-скороходы человек после недлительной
тренировки может передвигаться со скоростью до 20 км/час. По расчетам же военных,
скоростной потенциал самой технологии — выше 50 км/час.
Простой, казалось бы, принцип работы устройства основан более чем на 20 изобретениях,
12 из которых запатентованы. Для совершенствования сапог были проведены многочисленные
исследования в самых разных областях — от физиологии человека до высокоточных
гидродинамических расчетов и изучения возможностей новых материалов. Вместо
первоначальных пяти скороходы весят теперь немногим более килограмма, а расход
топлива не превышает пол-литра на сто километров. Себестоимость производства
снизилась со 1000 долларов за пару до 300.
Уфимские ученые не ограничились экзотичным проектом «Сайгак». На
его базе создана серия инструментов ударного типа «Руби» (отбойники,
ледорубы), использующих свободнопоршневой двигатель внутреннего сгорания c пружинным
накопителем энергии, — для их работы не нужен компрессор. Дальнейшее развитие
идеи мини-мотора привело к созданию универсального компактного энергоблока «Сивка»,
к которому можно подсоединять самое различное оборудование — от генераторов
до механических устройств большой мощности. Выпускать миниатюрный привод (производство
его частично финансирует МЧС) будет Томский машиностроительный завод.
По материалах «Эксперта»
полезный материал? Нажмите:
|