На главную | Пишите нам | Поиск по сайту тел (063) 620-06-88 (другие) Укр | Рус | Eng   
Прибыли от использования патентов в мире возросли от 3 млрд долл. в 1982 году до 120 млрд долл. в 2003 году
  новости  ·  статьи  ·  услуги  ·  информация  ·  вопросы-ответы  ·  о Ващуке Я.П.  ·  контакты за сайт: 
×
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите мышкой текст, включающий
ошибку (всё или часть предложения/абзаца), и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
×

Авторские права на идею или сценарий телеигры

2011-06-29
Вопрос:
  • 1) если бы идею кроссворда или сюдоку придумал я сейчас, то периодические издания, которые их печатают, обязаны мне выплачивать авторское вознаграждение (за идею кроссворда или сюдоку)?
  • 2) у меня есть сценарий телеигры. Если по нему поставят телеигру без моего согласия только потому, что я им его отослал без заключения контракта (полное авторское право принадлежит мне), обязаны ли они будут на мое требование выплатить мне компенсацию на моих условиях, при этом если они находятся вне пределов Украины (например, в Голландии или в Англии)?
  • 3) если в телеигре «Кто хочет стать миллионером», предположим, забрать все подсказки, оставив принцип, по которому игрок попадает в студию и к ведущему, и изменить несгораемые суммы, ну и прибавить еще какой-нибудь элемент, будет ли такой сценарий считаться самостоятельным или плагиатом? (мой сценарий не основан на данной телеигре, вопрос задан для того, чтобы понять принцип защиты авторского права);
  • 4) мою телеигру также можно переработать для использования на компьютере. Кто будет считаться автором данной компьютерной игры, если ее сделают без моего ведома?


  • Ответ:

    1. Авторы кроссвордов (в том числе японской игры «судоку», которую, думаю, также можно отнести к кроссвордам) обычно заключают договор с изданием, размещающим их кроссворды. Условия договора могут быть разными, но если это для автора кроссвордов профессия и хлеб насущный, то он вправе получать адекватную оплату, оговоренную с изданием. В этом случае речь идет именно о новом кроссворде, но не о самой идее (принципе) кроссворда, которая уходит далеко в прошлое. Если же Вы говорите именно о придуманной Вами принципиально новой игре, то думаю, что целесообразно авторское описание этой игры депонировать (в ГДИС и т.п.) для подтверждения Вашего приоритета. Или опубликовать это описание игры в соответствующем издании, указав на новизну разработки. Денег от этого Вы, скорее всего, не получите, но зато останетесь на век автором новой игры. Когда же игра «пойдет в массы», можно будет зарабатывать на конкретных заданиях для этой игры, аналогично тому, как составляются новые кроссворды. Сделаю предостережение: если это игра (игрушка) не чисто логическая (умственная), как судоку, а типа «кубика Рубика», т.е. из складывающихся, которые раскладываются (собираются) деталей и т.п., то вполне вероятно, что ее можно запатентовать как изобретение или полезную модель (например, узлы сочленения кубика, змеек и др.), или промышленный образец (дизайн) изделия (например, игры типа «лего», других настольных игр). Тогда у владельца патента будут исключительные права на введение игры в коммерческий оборот.

    2. Ситуация со сценарием, который автор посылает на телевидение или куда-то еще, а потом видит ее воплощение, без наименьшей благодарности и оплаты, довольно типичная. Можно посоветовать депонировать этот сценарий, предупредив об этом получателей, которые обычно под видом тендера (конкурса) бесплатно пользуются плодами работы разработчиков. Если Вы будете иметь в своем распоряжении подтверждения авторства этого сценария, то вполне вероятно, вопрос можно решить в претенциозном или судебном порядке. Во всяком случае, за такое дело возьмется адвокат или другой представитель. В Вашем случае дело усложняется использованием сценария вне пределов Украины.

    Не секрет, что большинство (если не все) шоу-программы, игры и т.д. на украинском телевидении являются калькой аналогичных западных. Однако это не смущает ни украинских «авторов» этих программ/игр, ни продюсеров, ни само телевидения. Чаще всего делается по минимуму — меняется (переводится с перекручиванием) название программы/игры, другое дается без перемен. И пока не слышно массовых и громких судебных процессов по таким случаям.

    Так что судится с голландским или английским телевидением, конечно, можно, если есть для этого ресурсы на оплату адвокатов и коммерческая выгода в случае выигрыша.

    Это при том, что авторское право по своей сути экстерриториально и в идеале должно защищать независимо от страны происхождения.Тем не менее, ряд стран регистрирует (депонирует) объекты авторских прав, независимо от регистрации (депонирования) в стране, где они сначала возникли. Такая регистрация (депонирование) делается по заявлению и под ответственность лица, которое регистрирует.

    3. «Авторские права не распространяются на идее, принципы, открытия и др.» (ЗУ «Об авторском праве и сопредельных правах»). Поэтому защищенная не идея сценария, а его содержание. И весь вопрос в том — насколько существенным образом Вы измените это содержание. В зависимости от этого и будет решаться вопрос о плагиате. Существует мнение, что во всем мире есть всего несколько сотен (если не десятков) идей сказок. Однако самих сказок миллионы и у всех есть авторы. Читая сказки разных народов, испытываешь удивление по поводу сходства сюжетов и поведения героев. Но никто не вправе предъявить претензии другому автору на идею сказки. Поэтому можно условно считать, что в этом случае авторское право отображает и защищает не идею, а форму выражения, и таких форм может быть бесконечное множество.

    4. Если это просто перенесение телеигры на компьютер, т.е. продажа на носителях (СД и др.), то думаю, что без Вашего согласия будет нарушение авторских прав. Если же на основе телеигры сделана компьютерная программа, то она сама по себе является объектом авторских прав. Кроме того, все снова зависит от степени переработки. Если действительно имеет место просто «перенесение», то в наличии нарушения. Если же творческая переработка с заимствованием идей (принципов), то это не является нарушением авторских прав, так как Ваши идеи воплощены в другой форме, а значит — имеют другого автора




    Идея игры

    Сценарий программы

    Сценарий телешоу

    Защита авторского права на сценарий

    полезный материал? Нажмите:

    группы: нарушение прав; нарушение прав; нарушение прав
    теги: изобретение; полезная модель; промышленый образец; регистрация; договор; вознаграждение; судебная практика; плагиат; компенсация; компьютерные технологии; дизайн




    другие вопросы...
    © Ярослав Ващук, 2003-2011
    при использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна
    [pageinfo]
    сайты Хмельницкого bigmir)net TOP 100